Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     3) ответственность перед будущими  поколениями и недопустимость популизма в сфере пенсионного обеспечения – негативный демографический тренд является стратегическим долгосрочным вызовом для пенсионной системы России, в этих условиях взятые государством обязательства только в сфере пенсионного обеспечения означают рост дефицита федерального бюджета в 2010 г. почти на 2% ВВП. Поскольку возможности государства по финансированию пенсионной системы в ближайшие годы будут существенно ограничены, было бы целесообразно сосредоточить ресурсы на наиболее важном направлении – ликвидации бедности среди пенсионеров, то есть ограничиться доведением минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума;

     4) приоритетность поддержки населения  перед поддержкой бизнеса –  представляется, что расходы федерального  бюджета должны быть жестко ориентированы на поддержку населения в целях недопущения резкого падения уровня жизни, снижения качества и доступности бюджетных услуг, при этом объемы и направления поддержки бизнеса целесообразно свести к минимуму;

     5) более сильное сокращение финансирования неприоритетных статей бюджетных расходов (или расходных статей, финансирование которых в предыдущие годы было искусственно раздуто) вместо пропорционального снижения всех расходных обязательств – при сопоставлении некоторых расходных статей российского бюджета с аналогичными статьями бюджетов стран ОЭСР в 2008 г. можно выявить определенные резервы для сокращения по статьям национальная безопасность и правоохранительная деятельность и национальная экономика. Одновременно представляется возможным увеличение финансирования по статье национальные оборона для перехода к 100%-ному укомплектованию вооруженных сил Российской Федерации контрактниками. Военная реформа будет носить антикризисный характер, поскольку положительно повлияет на структуру занятости: безработные граждане смогут трудоустроиться в вооруженных силах, а востребованные экономикой специалисты смогут продолжить обучение или работу по гражданским специальностям;

     6) организация бюджетного процесса, ориентированного на результат  – необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств, а также использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки в бюджетном планировании.

     Реализация  перечисленных принципов позволит сделать бюджет Российской Федерации  механизмом институциональной модернизации страны, а не предметом торга отраслевых лоббистов [15].

     Л. И. Пронина [13], ведущий советник аппарата Комитета ГД по вопросам местного самоуправления отмечает, что по расчетам Правительства РФ, кризис будет продолжаться не менее трех лет. В связи с этим очень важно при формировании и внесении изменений в региональные и местные бюджеты в период 2009–2011 гг. учитывать следующие рекомендации:

    • уточнять прогноз доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;
    • направлять дополнительные доходы бюджетов не на увеличение расходных обязательств, а на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников;
    • анализировать налоговые и неналоговые доходы бюджета и учитывать рекомендации по повышению их собираемости.

     В связи с этим предлагается:

    • не использовать дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджетов в 2008 г.;
    • формировать в составе региональных бюджетов резервы, которые можно было бы использовать в случае существенного сокращения доходов;
    • ограничить принятие новых расходных обязательств, а также увеличения действующих расходных обязательств;
    • не увеличивать объем банковских кредитов в источниках финансирования дефицитов бюджетов, имея в виду возможное сокращение кредитных ресурсов российских банков.

     Министерство  финансов России провело анализ параметров бюджетов субъектов РФ на 2009 г. на предмет реалистичности доходов и расходов. Практически во всех рассмотренных регионах выявилось завышение параметров региональных бюджетов как по доходам, так и по расходам.

     Таким образом, Министерство финансов преподносит некоторые рекомендации:

    • скорректировать плановые показатели поступлений в 2009 г. налога на прибыль, имея в виду его сокращение на 40–60 %, а налога на доходы физических лиц на 5–15 % к уровню 2008 г.;
    • внести в региональный закон о бюджете на 2009 г. норму, предусматривающую доведение в начале 2009 г. до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств только по первоочередным расходам, связанным с выплатой заработной платы и начислений на нее, социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг, безвозмездными перечислениями (кроме субсидий на софинансирование объектов капитального строительства), обслуживанием государственного долга. Доведение лимитов бюджетных обязательств по остальным расходам осуществлять только после анализа динамики фактического поступления доходов в региональный бюджет, но не ранее чем по итогам I квартала 2009 г.;
    • не завышать источники финансирования дефицита бюджета, имея в виду снижение доступности кредитных ресурсов и недостаточность источников финансирования дефицита в полном объеме;
    • провести согласование параметров бюджетов муниципальных образований на 2009 г. с учетом обеспечения их сбалансированности и принятия антикризисных мер.

     В сложившихся условиях органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  необходимо:

    • определить состав первоочередных расходов для приоритетного финансирования (заработная плата и социальные выплаты, оплата коммунальных услуг, обслуживание государственного долга);
    • отказаться от принятия новых расходных обязательств в 2009 г.;
    • не допускать кредиторской задолженности по обязательствам, особенно по заработной плате и социальным выплатам;
    • осуществлять мониторинг рынка труда и анализ уровня жизни малообеспеченных категорий граждан;
    • не принимать решения о повышении расходов на содержание органов государственной власти;
    • осуществлять мониторинг исполнения бюджетов муниципальных образований.

     Задачами  федеральных органов государственной  власти в 2009 г. являются:

    • осуществление еженедельного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ;
    • предоставление опережающей финансовой помощи в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом результатов еженедельного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ. Эту работу особенно важно проводить в первом квартале текущего года;
    • обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, в том  числе путем увеличения объемов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
    • с учетом ожидаемого снижения доходов бюджетов субъектов РФ предусмотрено увеличение срока предоставления бюджетных кредитов с одного года до трех лет (в Бюджетном кодексе такая поправка есть, необходимо внести такую же в закон о бюджете);
    • изменение условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в части снижения требований по уровню финансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

     Также необходимо отметить, что для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

  • реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
  • усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике [9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основе проведённого нами изучения необходимой  литературы и материалов по данной теме, мы смогли в нашей работе сформулировать основные вопросы, касающиеся бюджетной политики Российской Федерации.

     В ходе работы поставленные цели были достигнуты и мы рассмотрели теоретические  основы и понятия категории бюджетной  политики, в частности, выявили субъекты, объекты, цели и основные задачи бюджетной  политики государства, проследили становление её в России. Также мы провели анализ направлений бюджетных преобразований в РФ, выявили поправки, внесённые в бюджетное законодательство вследствие кризисных явлений. Необходимым в работе было выявление путей и методов совершенствования системы бюджетной политики и меры, принимаемые для смягчения влияния кризиса.

     Велика  вероятность того, что кризис будет  продолжительным. Правительство учитывает  это при выработке и реализации антикризисных мер и исходит  из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения, как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

     Сейчас  Бюджетный кодекс России запрещает  принимать бюджеты с дефицитом  более чем один процент ВВП. В поправках, одобренных Госдумой, эта норма приостанавливается до начала 2013 года – власти рассчитывают, что через четыре года мировая экономика выйдет из кризиса, цены на нефть и металлы вырастут, а значит, доходы бюджета резко увеличатся и превзойдут расходы.

 

Список использованной литературы

 
  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
  3. Бюджетная система Российской федерации: учебник для ВУЗов – Тверь : ТО «Книжный клуб», 2007. – 348 с.
  4. Врублевская, О.В. Финансы / О.В.Врублевская, М.В.Романовский, Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт, 2007. – 462с.
  5. Грязнова, А.Г.Финансы / А.Г.Грязнова, Е.В. Маркина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 504 с.
  6. Дюбин, В. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов / В. В.Дюбин. – Петрозаводск: ДИС, 2003. - 118с.
  7. Ковалев, В.В. Финансы / В.В. Ковалев. - М.: Велби, Проспект, 2007. — 640с.
  8. Ковалева, А.М. Финансы: учебное пособие / А.М. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 384с.
  9. Кудрин, А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А. Кудрин. // Вопросы экономики. – 2009.   -№1.-   С. 9 – 27.
  10. Лушин, С.И. Государственные и муниципальные финансы : учебник /. С.И.Лушин, В.А.Слепов. – М.: Экономистъ, 2006. – 385с.
  11. Миляков, Н.В. Финансы: учебник для вузов / Н.В. Миляков. – М.: Издательство ПРИОР, 2004. - 543с. 
  12. www.allmedia.ru
  13. www.bujet.ru/article/53087.php
  14. www.gks.ru
  15. www.iet.ru/ru/kommentarii/o-principa-otvetstvennoi-byudzhetnoi-politiki-na-2010-g-i-na-planovyi-period-2011-i-2012-gg
  16. www.kurskcity.ru/outside.php?id=47425
  17. www.novopol.ru/text63597
  18. www.premier.gov.ru/anticrisis/
  19. www.rbudget.ru
  20. www.regnum.ru/news/1144625.html
  21. www.rosbalt.ru/2008/06/30/499055
  22. www.rusrand.ru/news/news_103
  23. www.vedomosti.ru/newspaper/2007/06/19/127721

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации