Консолидированный бюджет Российской Федерации и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:22, курс лекций

Описание

Консолидированный бюджет- сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты(районов в городе) и городской образуют Консолидированный бюджет города; бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет образуют Консолидированный бюджет района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет образуют Консолидированный бюджет области и т.д.

Содержание

1.Сущность функции и роль бюджета в современной экономической политике
2. Финансы предприятий

Работа состоит из  1 файл

Консолидированный бюджет РФ и его значение.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

Корректировки для целей консолидации бюджета

Выше мы упоминали о том, что  консолидация бюджетов представляет собой  построчное суммирование бюджетов компании  и внесение корректировок, связанных  с исключением внутригрупповых  операций. Для упрощения консолидации можно рекомендовать поделить типовые  случаи, когда необходимы корректировки , на несколько групп и ввести соответствующие им консолидирующие  показатели в бюджеты подразделений. Консолидирующие показатели –дополнительные  показатели в бюджетах подразделений, отражающие доходы, расходы, активы и  пассивы, возникшие в результате выполнения хозяйственных операций в рамках холдинга. Чтобы определить ту или иную консолидированную статью, потребуется сложить аналогичные  статьи по всем консолидируемым подразделением холдинга и вычесть сумму по соответствующим  им консолидирующим показателям. Итоговые показатели консолидированных бюджетов(прибыль, итого активы, итого расходы, итого  выручка и т.д.)определяются на основании  уже скорректированных статей.

Полный перечень консолидирующих  показателей включает:

-внутренний оборот;

-нереализованную прибыль;

-капитализацию затрат;

-перераспределение затрат;

-внутри группы.

При консолидации бюджетов нужно использовать ту же методику, что и при консолидации финансовой отчетности. Это позволит упростить проведение план-факт анализа.

Остановимся подробнее на том, когда  и в каких бюджетах должны быть использованы описанные показатели, а также как следует распределить ответственность за их расчет между  управляющей компанией и подразделениями  холдинга.

Внутренний  оборот

Внутренний оборот возникает  всегда, когда подразделения холдинга осуществляют внутригрупповые операции. Размер внутреннего оборота определяется  стоимостью операции. Показатель «Внутренний оборот» используется во всех бюджетах, в которых отражаются хозяйственные операции компании(например, данный показатель не требуется в бюджетах запасов). Самый простой случай использования данного показателя – это учет внутригрупповых продаж в бюджетах доходов. Если рассматривать холдинг как единое целое, то операции купли-продажи в группе не должны отражаться в консолидированном бюджете. Тем не менее на практике одна из наиболее распространенных ошибок- формирование консолидированного бюджета путем постатейного сложения бюджетов подразделений без учета внутренних оборотов. Например, в холдинге продажами занимаются подразделения «Альфа» и «Бета». Запланированный объем продаж составляет  10 и 5 млн. руб. соответственно. Подразделение «Альфа» планирует реализовать продукцию внешним потребителям на сумму 6 млн.руб. и подразделению «Бета»= в размере 4 млн.руб. Подразделение «Бета» свою продукцию предполагает продать на внешнем рынке. При простом суммировании бюджетов продаж подразделений «Альфа» и «Бета» плановый объем реализации составит 15 млн.руб., в то время как ожидаемая реальная выручка в плановом периоде не превысит 11 млн. руб.

За планирование «внутреннего оборота» при бюджетировании «снизу вверх» несут ответственность подразделения холдинга. Бюджет продаж подразделения для целей консолидации должен быть сформирован в разрезе контрагентов (компании-покупатели, входящие в состав холдинга; внешние покупатели), чтобы из общего объема продаж можно было выделить выручку, полученную в рамках группы.

Прежде чем передавать составленные бюджеты в управляющую  компанию, подразделение должно согласовать  плановый объем продаж в рамках группы с другими подразделениями , которым  будет отгружена продукция. Если механизм согласования не предусмотреть  в системе формирования консолидированного бюджета холдинга, действия подразделений  могут быть не согласованы, и в  бюджетах появятся расхождения, которые приведут к искажениям данных на этапе консолидации. Например, подразделение «Альфа» может запланировать отгрузку продукции подразделению «Бета» и включить в бюджет продаж стоимость поставки. А В это время компания «Бета» запланирует приобрести другой объем продукции у «Альфа», что приведет к ошибкам на этапе консолидации.

Нереализованная прибыль

Если действующая в  холдинге система трансфертных цен  позволяет подразделениям продавать  друг другу продукцию (услуги) по ценам  выше себестоимости, то может возникнуть нереализованная прибыль. Она будет  учтена у подразделения-покупателя в составе запасов сырья и  материалов или незавершенного производства, если приобретенную продукцию не списать на себестоимость товаров, реализованных внешним покупателям, в том же периоде, на который составлен  бюджет. Например, подразделение «Альфа»  планирует продать свою продукцию  себестоимостью 90 тыс.руб. подразделению  «Бета» за 100 тыс.руб. В соответствии с планом работ компании «Бета» закупленная продукция не будет использована в производстве до конца бюджетного периода. Иначе говоря, вся продукция, приобретенная у «Альфа», должна быть отражена в бюджете запасов на конец планового периода. У продавца нереализованная прибыль будет учтена в бюджете доходов и расходов, и если не скорректировать бюджеты при консолидации, то окажется, что в целом по холдингу прибыль на 10 тыс. руб. больше, чем та прибыль, которая будет реально получена группой.

Для того чтобы избежать искажения бюджета доходов и  расходов, а также прогнозного  баланса, нужно исключить из прибыли  подразделения-продавца и из остатков запасов подразделения-покупателя сумму нереализованной прибыли. Чтобы определить сумму нереализованной  прибыли, в бюджет запасов вводится показатель «Нереализованная прибыль» в разрезе контрагентов. При консолидации корректировки вносят специалисты  управляющей компании, так как  подразделение- продавец может не знать планов покупателя в отношении приобретенной продукции.

Если в холдинге выделена структура, занимающаяся поставками для  производственной компании, то для  корректного составления консолидированного бюджета и расчета себестоимости  реализованных товаров и услуг  в целом по холдингу необходимо наладить учет сырья и материалов на складе, а также при их списании в производство и на себестоимость в разрезе поставщиков ТМЦ. Это нужно для корректного учета нереализованной прибыли внутреннего поставщика, однако значительно усложняет ведение учета. В качестве альтернативы можно предложить признавать прибыль внутреннего подразделения в момент передачи ТМЦ на склад производителю. Это исказит прибыль периода, но если производственный процесс ритмичен и повторяется из периода в период, то данное искажение можно признать несущественным , упростив тем самым учет и механизм консолидации отчетности.

 

Изучив тему «Консолидированный бюджет РФ», можно сделать выводы, что это совокупность бюджетов всех уровней. Включает в себя консолидированный  бюджет  субъектов РФ и Федеральный  бюджет РФ, а также государственные  целевые фонды. Консолидированный  бюджет РФ и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном  порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится доля проведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета- это прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.

Следует отметить важность консолидированного бюджета для бюджетного планирования и прогнозирования. Он разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.

Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов  Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются  объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

Без расчета показателей  консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

Финансовые аспекты формирования и использования оборотных средств  предприятий.

Для производства продукции  предприятию  наряду с основными фондами необходимы оборотные производственные фонды, включающие в свой состав производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара и др.), остатки незавершенного производства и расходы будущих периодов. Потребленные в процессе производства оборотные  фонды вступают в сферу   обращения  уже в товарной форме( в виде готовой  продукции на складе и в отгрузке), которая затем- по мере реализации готовой  продукции переходит в денежную (денежные средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на его счетах в банке). Товарная и денежная формы ресурсов, находящихся в сфере обращения, относятся к фондам обращения.

Для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции  каждое предприятие, фирма должны располагать  одновременно и оборотными производственными  фондами, и фондами обращения. Поэтому  в момент ввода в эксплуатацию предприятие нуждается в денежных средствах в составе сформированного  уставного фонда, которые обеспечили бы ему приобретение материальных оборотных  фондов и были достаточными для обслуживания процесса производства и реализации продукции. Денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, составляют оборотные средства предприятия. Объединение оборотных фондов и фондов обращения  в одном понятии основано на экономической сущности оборотных средств, призванных обеспечить непрерывность всего процесса воспроизводства, в ходе которого  фонды обязательно проходят как стадию производства, так и стадию обращения.

Оборотные средства обеспечивают текущие  потребности предприятия. Характерная особенность оборотных средств заключается в том, что при нормальном осуществлении хозяйственной деятельности они не покидают производственную сферу: оборотные средства не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат предприятия. Обслуживая круговорот производственных фондов (Д-Т. . . П. . .Т-Д), оборотные средства Д принимают различные функциональные формы: материальную Г, производительную П, товарную Т, возвращаясь после окончания каждого производственного цикла к своей исходной денежной Д форме. Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами.

По своей сущности оборотные  средства- не финансовая, а общеэкономическая  категория: в связи с этим величина находящихся в обороте предприятия  денежных средств не может быть отнесена к финансовым ресурсам. Тем не менее  именно финансовые отношения образуют исходную основу существования фонда  оборотных средств, а финансовые ресурсы- базу для первоначального  формирования и последующего изменения  его размера. Финансовые отношения  в сфере функционирования оборотных  средств возникают в трех случаях:

-в ходе образования уставного  фонда предприятия;

-в процессе использования финансовых  ресурсов на увеличение собственных  оборотных средств;

-при инвестировании излишка  оборотных средств в ценные  бумаги.

Формирование собственных оборотных  средств происходит в момент организации  предприятия, когда создается его  уставной фонд. Источники формирования здесь почти те же, что и у  основных средств: акционерный капитал, паевые взносы, устойчивые пассивы, бюджетные  средства (в государственном секторе), перераспределяемые средства(если сохраняется вертикальная система управления).

В дальнейшем первоначальная величина собственных оборотных средств  может изменяться в зависимости  от объема , условий и результатов  хозяйственной деятельности на данном предприятии. Успешное выполнение производственной программы, экономия материальных и  финансовых ресурсов, повышение качества продукции, бесперебойная ее реализация и т.п.- все это сказывается  на состоянии оборотных средств, их сохранности и эффективном  использовании.

В свою очередь обеспеченность предприятия  оборотными средствами, эффективность  их использования оказывают заметное влияние на процесс воспроизводства, способствуя его бесперебойности, ритмичности. В конечном итоге эффективность  использования оборотных средств  сказывается на финансовых результатах  деятельности предприятия. Поэтому  работники финансовых служб должны постоянно следить за состоянием оборотных средств, структурой оборотных  активов, результативностью их использования. Важное значение в связи с этим приобретают показатели, характеризующие состояние и эффективность использования оборотных средств: наличие собственных оборотных средств, соотношение между собственными и заемными ресурсами, платежеспособность предприятия, его ликвидность, оборачиваемость оборотных средств  и др.

Наличие собственных оборотных  средств, их сохранность, соотношение  между собственными и заемными оборотными средствами характеризует степень  финансовой  устойчивости предприятия , его положение на финансовом рынке, возможности мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг. В условиях административно-командной системы управления финансовой устойчивости субъекта хозяйствования не уделялось должного внимания, так как существовавшая в то время система государственной финансовой помощи  ни при каких обстоятельствах не допускала его банкротства. Предоставляя бюджетные ассигнования на капитальные вложения, списывая просроченную задолженность предприятий банкам, разрешая выделять хозяйствам отраслевые финансовые ресурсы на восполнение недостатка оборотных средств, государство не допускало, чтобы предприятие оказалось в положении  несостоятельного должника даже при низкой эффективности производства и наличии огромных потерь от бесхозяйственности.

Информация о работе Консолидированный бюджет Российской Федерации и его значение