Инвестиционная политика в отраслях национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:30, реферат

Описание

Исследование путей осуществления модернизации экономики невозможно без углубленного изучения мирового опыта подобных преобразований, а также выявления классификационных признаков модернизации экономики и инструментов, необходимых для ее реализации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инвестиционной политики 5
2. Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли
3. Состояние отрасли машиностроения в 2007-2012 гг.
4. Инновационная деятельность предприятий машиностроения и пути ее совершенстования 20
Заключение 29
Список используемых источников 30

Работа состоит из  1 файл

444.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Инвестиционная политика на микроуровне – это оценка качеств отдельных программ, проектов и инновационной деятельности предприятий в условиях конкуренции.

Целями инвестиционной политики на микроуровне являются: 

- оценка эффективности  инвестиционного проекта с помощью  количественного и качественного анализа, определение его преимущества (относительного или абсолютного) над другими проектами и выбор инвестиционного проекта; 

- качественная реализация  выбранного проекта.

Инвестиционная политика на предприятии должна реализовываться  в следующих направлениях:

- выход из кризисной  ситуации;

- обновление и модернизация  основных производственных фондов;

- развитие инновационной  деятельности;

- совершенствование  системы управления;

- развитие социальной  инфраструктуры.

Таким образом, можно  констатировать, что развитие машиностроительной отрасли зависит от прямого государственного регулирования инвестиционных процессов. В первую очередь, это вмешательство выражается в нормализации инвестиционного климата путём оптимизации некоторых макроэкономических параметров. Это будет дополнительным импульсом для активизации капиталовложений в реальный сектор, что будет стимулировать рост экономики в целом. Кроме того, государству необходимо направить «большие инвестиции» в машиностроительную отрасль для комплексной реструктуризации всей отрасли и развития качественного (инновационного) машиностроения.

3.Состояние отрасли машиностроения в 2007-2012 гг.

 

Доля машиностроения в объеме промышленного производства составляет в России 19,5%. Для сравнения: этот показатель в Германии, Японии, США и др. развитых странах составляет от 39 до 45% (доля станкостроения в объеме отрасли машиностроения). Еще в 1990 году СССР занимал третье место в мире по производству и второе — по потреблению механообрабатывающего оборудования. Сегодня Россия находится по этим показателям соответственно на 22-м и 17-м местах. Начиная с 2002 года импорт механообрабатывающего оборудования превышает его внутреннее производство. Зависимость России от поставок станков из-за рубежа составила в 2006 году 87 %. В 2007 году произведено около 7 тысяч единиц металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования – в 14,5 раза меньше, чем в РСФСР за 1990 год. В структуре мирового рынка станков Россия имеет долю 0,3% [7, с. 34]. 

По данным Ассоциации "Станкоинструмент" парк механообрабатывающего оборудования, состоящий преимущественно из отечественных станков за последние 15 лет практически не обновлялся, сократился на 1 миллион единиц и составляет сегодня около полутора миллиона единиц. Более 70% станочного парка эксплуатируется свыше 15-20 лет и находится на грани полного физического износа.

Развитие станкоинструментальной отрасли – одно из важнейших факторов обеспечения модернизации промышленности России, однако производство новых  станков, необходимых для качественного рывка вперед, серьезно отстает от запросов рынка. Крайне низкая доля станков новых поколений, с высокими показателями производительности, точности и чистоты обработки не позволяет российским предприятиям при нынешних резко растущих затратах на сырье и энергию выпускать конкурентоспособную продукцию. 

Большая часть  из 300 предприятий нуждается в  реструктуризации и диверсификации. Конкурентоспособную продукцию  станкостроители выпускают только в небольших объемах, это узкая  линейка оборудования и достаточно дорогой продукт. Основной доход предприятиям обеспечивают ремонт и модернизация старого оборудования (в среднем 80%), доля собственных новинок несоизмеримо мала. 

Тем не менее, при  этом годовая потребность промышленности – не менее 50 тысяч единиц нового механообрабатывающего оборудования. В силу чего, внутренний спрос удовлетворяется преимущественно за счет импорта. В 2007 г. импортная зависимость России составляла 87%, а в 2012 году уже 91%. По оценке "Станкоимпорта" ежегодный объем продаж станков в России составляет 1 – 1,5 миллиарда долларов, при этом доля отечественных – не более 1% [7, c. 43].

Состояние отрасли  машиностроения изучим на основе данных Росстата.

 

Таблица 1 –  Производство транспортных средств  и оборудования в Российской федерации в 2007-2012 гг. [13]

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Нат. ед.

Нат. ед.

Темп роста, %

Нат. ед.

Темп роста, %

Нат. ед.

Темп роста, %

Нат. ед.

Темп роста, %

Нат. ед.

Темп роста, %

Легковые автомобили, тыс. шт.

1294

1471,4

113,71

600,0

46,37

1210,0

93,51

1740,5

134,51

1778,0

137,41

Троллейбусы, шт.

651,1

778,0

119,49

773,0

118,72

397,0

60,97

236,0

36,25

221,0

33,94

Автобусы, тыс. шт.

88,9

67,0

75,37

36,0

40,49

40,9

46,06

44,2

49,77

46,4

52,19

Грузовые автомиобили, тыс. шт.

285

256,0

89,83

92,0

32,28

155,5

54,58

206,8

72,57

303,9

106,63

Тепловозы магистральные, секций

59

49,0

83,03

35,0

59,32

33,0

55,93

31,0

52,54

19,0

32,20

Электровозы магистральные, шт.

166

259,0

156,02

232,0

139,73

233,0

140,35

266,0

160,24

288,0

173,49

Вагоны пассажирские магистральные, шт.

1823

2143,0

117,55

1399,0

76,74

1234,0

67,69

1180,0

64,73

1134,0

62,21

Вагоны грузовые магистральные, шт.

38,6

42,7

110,61

23,0

59,59

51,0

132,12

63,0

163,21

71,0

183,94

Самолеты гражданские (без легких), шт.

6

1,0

16,67

13,0

216,67

16,0

266,72

22,0

366,71

30,0

500,00

Вертолеты гражданские, шт.

84

117,0

139,28

124,0

147,61

109,0

129,75

64,0

76,18

46,0

54,76

Мотоциклы и  мотороллеры, тыс. шт.

3,8

1,9

49,52

0,4

10,47

10,6

278,02

11,7

308,42

14,9

392,57

Велосипеды, тыс. шт.

2026,2

1861,0

91,85

500,1

24,68

1168,5

57,67

1132,9

55,91

1090,8

53,84


 

По итогам 2012 года наблюдается внушительный рост производства легковых автомобилей производства относительно 2007 года. Также неплохо обстоят дела с производством электровозов (рост в 2012 году по сравнению с 2007 годом составил 173,49%. Производство гражданских самолетов  также выросло с 6 самолетов в год до 30, конечно рост имеет место но количество самолетов закупленных гражданской авиацией в 2012 году составило 120 единиц. Но тут есть одно большое "но" - в данной статистике кроется большой процент так называемой "отверточной" сборки, т.е. это скрытый импорт и уход от пошлин. Его вычленить очень просто - достаточно взглянуть на число произведенных в России двигателей и сравнить это с общим числом собранных авто. В 2012 году произвели 244 тыс. двигателей, что составляет 12,2% от числа всех автомобилей и автобусов. То есть масштабы отверточной сборки очень велики. 

Отрицательным является сокращение  объемов производства  троллейбусов и автобусов (на 64,06%  и 47,81% соответственно, по сравнению с 2007 годом). Производство вагонов пассажирских в 2012 году совталяло лишь 62,21% от показателя 2007 года, а производство гражданских вертолетов – 54,76%. Производство велосипедов   так же имеет тенденцию к сокращению на 46, 16% по сравнению с 2007 годом

Еще интересный момент - заметное падение производства 2009 года. Это дает о себе знать  наша зависимость от внешних факторов, а изучаемый период таким фактором являлся мировой кризис.

4.Инновационная деятельность предприятий машиностроения и пути ее совершенствования

 

Сложившаяся экономическая  ситуация повлекла за собой серьезные  изменения в управлении предприятиями. В первую очередь это коснулось  издержек  –в условиях дефицита денежных средств организации перешли к тактике их сокращения во всех сферах деятельности: сокращении персонала, строительных работ и прекращении финансирования инвестиционных программ в 90% случаев [6].

Быстрое реагирование на изменение ситуации – залог успешной работы предприятий.

В связи с этим усилия менеджмента также направлены на сокращение длительности бизнес–процессов, привлечение новых заказчиков и захват новых сегментов рынка. Это усиливает конкуренцию и тем самым стимулирует создание продукции с новыми потребительскими свойствами, востребованными на рынке, т.е. инновационной продукции.

Возникает вопрос, чем отличается инновационная политика до кризиса и во время? Попробуем  ответить на него, проанализировав  ситуацию в машиностроении.

В большинстве  областей машиностроения наша техника уступает по эксплуатационным характеристикам аналогичной зарубежной. При этом доля импорта в различных областях машиностроения составляет от 50 до 100% и продолжает увеличиваться.

В связи  c таким положением дел мы говорим уже не об экспорте нашей продукции, а вынуждены думать об импортозамещении и создании заградительных пошлин на ввоз продукции из-за рубежа. Оба эти направления эффективны только в краткосрочном периоде.

Импорт замещение во многих случаях сводится к копированию имеющегося импортного аналога, при этом зарубежный производитель успевает сделать шаги вперед и выпустить 1-2 новые модели. О заградительных пошлинах, высказался Ю.П. Адлер в статье «Птица Феникс российского качества» «…считается, что от качественных зарубежных товаров надо защищаться при помощи таможенных барьеров и иных механизмов протекционизма. Неважно, что наши люди не смогут воспользоваться самыми последними достижениями человеческой мысли и мастерства» [6].

Основная причина российского отставания не только частые отказы нашей техники, в которых традиционно обвиняют русский менталитет и технологическую отсталость, хотя и эта проблема существует, а в отсутствии новых прогрессивных конструкций и низкой технологической культуре.

За последние 20 лет профессия инженера перестала быть престижной. Вузы активно выпускали специалистов экономических, юридических, коммерческого и др. гуманитарных направлений. Многие квалифицированные работники достигли пенсионного возраста и уже не в состоянии интенсивно работать.

Тем не менее, развитие средств коммуникации и автоматизации позволяет автоматизировать труд проектировщиков, выполнять проектные работы на значительном расстоянии от производственной площадки, а самое главное  – проводить моделирование обработки деталей и функционирования изделия. Это позволяет компенсировать ту часть знаний, которая была потеряна вместе с квалифицированными кадрами.

Продолжая рассмотрение труда конструктора, необходимо остановиться на системности и методологии  проектирования. Сегодня не существует четко сформулированных целей проектирования, вместо них мы пользуемся такими  критериями как материалоемкость, себестоимость, надежность, ресурс работы и т.п. Европейские компании в качестве одной из целей проектирования называют создание новых прогрессивных свойств изделия, востребованных потребителями, а самое главное –свойств, появление которых диктуется или прогнозируется будущим  развитием технического прогресса. О таком «маркетинге инноваций» при проектировании с нашими неопределенными целями мы пока не имеем представления. Не случайно зарубежные компании предпочитают заказывать в России научные исследования, но не разработку конструкторской документации. Информация о зарубежных аналогичных изделиях, как правило, имеется, однако носит несистемный характер и не охватывает всю линейку выпускаемой продукции, поэтому, опираясь на нее, невозможно выяснить, а тем более проанализировать, все технические и эксплуатационные характеристики зарубежного аналога.

Причины такой  ситуации следующие:

- не ставится задач по проектированию техники не только превосходящей зарубежную, но даже аналогичной ей;

- не ведется постоянный маркетинг иностранных разработок и применяемых инноваций;

-техническое перевооружение предприятий ведется в основном по замене имеющегося оборудования более современным, например, универсальных станков на аналогичные станки с ЧПУ, а не на основе потребностей для изготовления действительно новой техники[8].

Таким образом, на сегодняшний день существует определенное отставание в уровне подготовке конструкторских кадров и используемых методах проектирования  – этот вывод подтверждает низкая конкурентоспособность наших товаров. Решение этой проблемы имеет два направления: непрерывное обучение и совершенствование деятельности имеющихся конструкторов и приобретение предприятием грамотных проектировщиков, владеющих современной методологией проектирования за рубежом.

Считается, что  любой кризис порождает инновации, или инновации являются главным  антикризисным средством  –и то и другое правильно. Сегодня ресурсы  предприятий весьма ограничены  –это значит, что большинство инвестиционных программ должны быть заморожены или уже заморожены.  Поэтому мы должны сконцентрироваться на имеющемся внутреннем потенциале предприятий. Т.о., на первом этапе, предприятия должны улучшить свою деятельность не за счет крупных инновационных проектов, а за счет множества мелких решений, не требующих больших затрат, но приносящих ощутимую пользу.

В области производства очень четко сформулированы существующие задачи в [5]: «…проводить переналадку технологических линий, сокращать производственный цикл и другими способами стремиться к увеличению гибкости бизнеса. Не упускать из виду связанные с этими усилиями затраты; систематически, методично, и, что немаловажно, обоснованно удешевлять производство. И это все, чтобы улучшить существующее положение вещей и не уступить позиции конкурентам». Это абсолютно точно отвечает давно появившемуся направлению гибких автоматизированных систем, а в Японии уже сегодня реально действующих гибких автоматизированных производств. Эта же идеология совершенствования применима и для предприятий, оснащенных универсальным или специальным оборудованием,  где предполагаемая гибкость бизнеса потребует снижения партий закупок, уменьшения партий запуска (это не соответствует традиционным представлениям), но позволит увеличить оборачиваемость средств, а значит эффективность предприятия в целом.

Задачи инновационной  работы в области технологии можно  сформулировать следующим образом:

Информация о работе Инвестиционная политика в отраслях национальной экономики