Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:14, доклад

Описание

Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

Работа состоит из  1 файл

Национальная экономика любой страны.docx

— 32.90 Кб (Скачать документ)

Доклад к семинару по макроэкономике: Национальная экономика

Национальная  экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Развитие национальной хозяйственной  системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального  рынка, в пределах которого формируются  и действуют его отдельные  сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

В национальной хозяйственной  системе страны выделяются несколько  уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:

  • Межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
  • Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.
  • Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.
  • Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.
  • Комплекс отраслей национальной экономики: Агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.
  • Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.
  • Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.
  • Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов промышленно-финансовых групп.
  • Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).
  • Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.
  • Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы.

В составе национальной экономики  любой страны происходят постоянные структурные, организационные и  другие изменения, обусловленные особенностями  ее хозяйственной системы и характеризующиеся  определенными тенденциями и  закономерностями развития.

Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических  и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи  между уровнями национальной экономики  и внутри них опосредованы:

  • формами собственности;
  • движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;
  • потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т. п.).

Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных  РФ, нормами международного права.

Деятельность отдельных  составляющих национальной экономической  системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации  и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

В настоящее время в  национальной хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн. человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.

Все социально-экономические  процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

В реальной практике национального  хозяйствования все процессы воспроизводства:

  • развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным экономическим законам хозяйствования;
  • не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;
  • находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;
  • поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;
  • не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;
  • требуют комплексного, профессионального подхода в своем познании и управлении.

Весь воспроизводственный  процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно  свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:

  • объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении;
  • темп развития (спад или подъем);
  • пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно. Например, объем выплавки стали кислородно-конвертерным способом в 1999 г. достиг 30,3 млн. тонн, составив 58,8% от общего объема выплавки стали в стране.. Производство хлопчатобумажных тканей в 1999 г. достигло 1263 млн. кв. м или 76,2% от общенационального объема производства тканей.

Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев  хозяйствования в национальной экономической  системе любой страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния и содержания, проблем  и задач, факторов и перспектив совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные  сравнения), с показателями некоего  «стандарта» благополучной хозяйственной  системы. В эффективном управлении развитием хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет экономическая  наука, которую можно рассматривать  как отрасль национальной экономики, так как экономическая наука  решает ряд важнейших задач.

1. На основе изучения  объективных экономических законов  она исследует специфические  формы их проявления в виде  закономерностей, объемов, темпов  и пропорций развития социально-экономических  процессов расширенного воспроизводства.

2. Это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует тип национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства.

3. Экономическая наука  отражает макроэкономический (интегральный) подход к воспроизводственному  процессу, рассматривает национальную  экономику в наиболее общем  виде и в таком аспекте характеризует  экономическую жизнь страны, оценивает  ее потенциалы, рынки, состояние,  достижения, недостатки, проблемы и  перспективы развития. Полученные  данные дают возможность осуществлять  межстрановые сравнения.

4. Наука — это и область хозяйственной практики, которая имеют дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.

5. Наука призвана изучать  факторы, определяющие состояние,  закономерности и тенденции развития  национальной хозяйственной системы  страны, что бы вносить соответствующие  коррективы в хозяйственные решения  по стабилизации, восстановлению, развитию  и совершенствованию экономики  страны, в содержание и характер  социальной, демографической, экономической,  структурной, технико-технологической,  инвестиционно-инновационной, денежно-кредитной,  валютной, таможенной и другой  политики государства.

6. Анализируя обобщающие (интегральные) показатели воспроизводственного  процесса в стране, показатели, характеризующие  «лицо» хозяйственной системы  страны, ее состояние и перспективы  развития.

В конечном счете национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику социально-экономической политики государства, создать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечить социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом, каждого гражданина в отдельности.

Национальная экономика  как наука и область хозяйственной  практики людей включает в себя следующие  составные части:

  • Объект науки.
  • Предмет науки.
  • Методологический инструментарий науки.
  • Субъект науки.

Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.

Основные цели национальной экономики: 
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства или обеспечение нормального экономического роста; это предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг данной страны без резких изменений, спада и кризисов. 
2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потребителя, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательную способность потребителя. Если цены неизменны в течение длительного времени, то это приводит к замедлению темпов валового национального продукта, снижению занятости, что тоже плохо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе конкуренции, соответствия спроса и предложения. В административно-командной экономике преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как правило, приводит к снижению стимула производителей, не соответствию спроса и предложения, падению жизненного уровня населения. 
3. Обеспечение уровня занятости, которое определяется через уровень безработицы. В США он составляет б % от всей рабочей силы, в развитых странах — 5—6 % совокупной рабочей силы. Таким образом, полная занятость трудоспособного населения достигается при фактической занятости трудоспособного населения, равной 94 -95 %. Показатели уровня безработицы, объема производства и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потенциального, то, как показывают исслеования западных экономистов, занятость приближается к полной, но инфляция растет. Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но заметно пастет безработица. Регулирование занятости происходит на национальном и международном рынках труда. 
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Речь идет о благоприятном торговом балансе, об отражении в торговом балансе сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным операциям. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу, с другой стороны, импорт товаров из-за границы усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, улучшая выбор населения. Серьезное воздействие на сальдо торгового баланса, а следовательно и на объем производства внутри страны, оказывает курс валюты, т.е. цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Государство устанавливает фиксированный, твердый валютный курс или «плавающий» — в зависимости от спроса и предложения на валютном рынке. 
5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные услуги, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, льготы при покупке лекарств. 
О целях национальной экономики см.: Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. Ка-маев В.Д. и др. М., 1991. Кн. 2. С. 18-31.; Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылева, СП. Гурко. Мн., 1998. С. 337-339. 

Информация о работе Национальная экономика