Государственный бюджет как экономическая категория: сущность, функции, роль и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5
2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета. 13
Бюджетные 14
3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Реф. Бюдж системаРФ.docx

— 45.67 Кб (Скачать документ)

      Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в доход  бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

      Контрольная функция бюджет выражается и в  том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход  процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

      Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

      Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются: 1) перераспределение  национального дохода и ВВП, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

      Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов РФ. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

      Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В  процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное соотношение  между централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств.

      Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных  форм собственности сферы материального  производства.

      В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное  соотношение между централизованными  и нецентрализованными фондами  денежных средств, определяются размеры  финансовых ресурсов, концентрируемых  в предприятиях, и степень участия  предприятий формировании доходов  бюджетной системы.

      Бюджет  с помощью налогов выступает  важным инструментом распределения  и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности  производства.

      В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает  возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта.

 

2. Источники формирования  и направления  расходования средств  государственного  бюджета.

 

      Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета  Российской Федерации.

      Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация  РФ, утвержденная Федеральным законом  от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации  РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.

      Бюджетная классификация РФ ¾ это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

      Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная  классификация включает:

  1. классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  5. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

     Особое  внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (см. схему 1).

     Доходы  бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

       

       

     

     

       
 

      Схема 1. Структура доходов  бюджета.

      Согласно  действующей бюджетной классификации  все доходы бюджетов делятся на следующие  виды:

  1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • налоги на товары и услуги;
  • налоги на имущество;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, сборы и пошлины;
  1. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
  1. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
  • От нерезидентов;
  • От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • От государственных внебюджетных фондов;
  • От государственных предприятий и учреждений;
  • От наднациональных организаций.

      Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

      Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям:

    1. расходы федерального бюджета;
    2. Расходы бюджетов субъектов РФ;
    3. расходы местных бюджетов;

      Рассмотрим  виды расходов, финансируемых исключительно  из федерального бюджета:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение референдумов и выборов РФ;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • федеральный статистический учет;
  • прочие расходы.

      Рассмотрим  доходы и расходы, отраженные в федеральном  бюджете на 2008 года.

Табл. 1. Доходы федерального бюджета РФ на 2008 год

Доходы  федерального бюджета Сумма, млрд. руб. Удельный вес  статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, %
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ 2 383,11 35,87%
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 4 261,34  
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03%
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1 404,05 21,13%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39%
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 638,73 9,61%
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 644,45 100,00%
 

      Основная  часть доходного потенциала (табл. 1) федерального бюджета на 2008 год формируется за счет налоговых доходов. И только 4,39% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой ¾ около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.

      В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления ¾ это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория: сущность, функции, роль и значение