Государственный бюджет: сущность, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет и понять, так ли стабильно сегодняшнее «процветание». А вообще хотелось бы выразить надежду на дальнейшую социализацию государства при имеющихся финансовых средствах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета.
5
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета.
11
Глава 3. Профицит и дефицит госбюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
18
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28
Приложение 29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО  Российский государственный торгово-экономический 

университет

Саратовский институт (филиал) 
 

Кафедра внешнеэкономической деятельности 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ 

Тема: Государственный бюджет: сущность, структура, функции. 
 
 
 

                                                                                            Выполнила: студентка

              Курс, 1

              факультет ФУОП

              Фамилия: Васенкова____________________

              Имя: Татьяна__________________________

              отчество: Александровна________________

              Номер зачетной книжки: УСС-07200______ 

              Преподаватель:

              ученая  степень: кандидат экономических___ наук__________________________________

              ученое  звание: доцент___________________

              фамилия, инициалы: Лахнова Т.В._________ 
               
               

Саратов 2008                                    

СОДЕРЖАНИЕ

  

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные  статьи доходов и расходов государственного бюджета.                                      
5
Глава 2. Роль государственного  бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета.                                                                   
11
Глава 3. Профицит и дефицит госбюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета                                                                           
18
Заключение. 26
Список  использованной литературы. 28
Приложение 29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В любой стране  государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов, государственных  расходов,  государственного  кредита   -   в   их действии. Тем не менее, являясь частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,   отражающую    денежные    отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу  перераспределения национального  дохода  (частично  и  национального  богатства)  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления. Именно   с   помощью   бюджета   государство   имеет    возможность сосредоточивать  финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального  и экономического развития,  с  помощью  бюджета  происходит  перераспределение национального дохода между  отраслями,  территориями,  сферами  общественной деятельности.  Ни  одно  из  звеньев   финансов   не   осуществляет   такого многовидового  и  многоуровневого  перераспределения  средств,  как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы,  протекающие  в  структурных звеньях  экономики,  бюджет  дает  четкую  картину  того,  как  поступают  в распоряжение   государства   финансовые   ресурсы   от   разных    субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых  ресурсов государства объему его потребностей.

В России становление  государственных финансов и их основного звена – государственного бюджета связано с развитием в начале 19 в. министерской формы организации государственного управления и министерства финансов, пришедшего на смену коллегии, а затем – со статусом министерства. Эти идеи реализованы в функционирующем сегодня государственном бюджете. Однако реформы, проводимые с 2005 г. направлены на то, чтобы учесть существующий опыт других развитых стран, и надо отметить что пока здесь не все гладко.

Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией национальных проектов. Для всех моделей государств с социальной доминантой характерны следующие существенные признаки:

- относительно  высокая доля ВВП, перераспределяемого  через бюджет на социальные цели;  

- развитие государственных  и фирменных систем социальной  поддержки граждан; 

- высокая доля  занятых в сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, незначительные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий населения, не занятого трудом по объективным причинам. В нашей стране доля услуг в структуре ВВП росла прежде всего за счет развития посреднических услуг;

- в целом высокий  уровень производства и потребления  ВВП на душу населения, рост  уровня оплаты труда по мере  роста ВВП и личного трудового  вклада каждого работника; 

- развитые формы массового удовлетворения социальных потребностей при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем (развитие культуры, искусства, просвещения, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, информатики и т.п.);

  - приоритетное  развитие нематериального производства  как фактора усиления социально-реабилитационных  функций общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии.

  Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет и понять, так ли стабильно сегодняшнее «процветание». А вообще хотелось бы выразить надежду на дальнейшую социализацию государства при имеющихся финансовых средствах. 
 
 

Глава 1

Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов  и расходов государственного бюджета.

Бюджет  – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ)

Основой современной  теории государственных финансов является положение о том, что доходы бюджета, получаемые преимущественно от налогоплательщиков, являются своеобразной платой за оказываемые государством услуги и предоставление общественных благ. Предполагается, что государство  должно, прежде  всего, заниматься производством тех благ, которые нерационально  (или невозможно) приобретать в индивидуальном порядке. Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России, в соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ, не позднее марта года, предшествующего бюджетному, обязан обратиться с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором определяются приоритеты бюджетной политики. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы.

Бюджетная политика определяет также стратегию в  области доходов и расходов бюджетов. Существенный акцент в этой политике сместился в сторону роста доходов от продажи энергоресурсов, что отрицательно сказывается на развитии инвестиционного процесса в случае снижения цен на нефть. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. В рамках бюджетной системы государство реализует многие задачи управленческого характера применительно ко всей территории страны и с учетом возможностей всей бюджетной системы. Это достигается в процессе концентрации в централизованных фондах значительной доли национального дохода и последующего распределения бюджетных ресурсов. Составление   и   исполнение   бюджета   базируется    на    бюджетной классификации, в которой выделяются  целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Единая бюджетная классификация представляет собой группировку  доходов и расходов  и обеспечивает  сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, она дает  возможность экономического и статистического анализа доходов  и  расходов  бюджетов  РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. 
 

           

  Доходы бюджета РФ.

   Доходами бюджетов принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. В настоящее время в Российской Федерации доходы бюджетов всех уровней оставляют -30% от ВВП, из них федерального бюджета -16% от ВВП. Прослеживается тенденция абсолютного увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, что связано с ростом ВВП. В условиях ускорения темпов роста ВВП те же и даже возрастающие доходы могут быть получены и при снижении налогового бремени.

Существенное  значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней  бюджетной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существенное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами, что находит свое отражение в главах 7 (доходы федерального бюджета), 8 (доходы субъектов федераций), 9 (доходы местных бюджетов) бюджетного кодекса Российской Федерации. Это важно из-за значительной дифференциации регионов страны по производству объема ВВП на душу населения.

   В   соответствии  с  бюджетной   классификацией   выделяются   следующие основные виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозвратные безвозмездные перечисления.

 налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество;

налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами;

государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.

безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции