Сущность цены, как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:22, доклад

Описание

1.Понятие цены, общественно необходимые затраты труда и стоимость.
Цена - одна из наиболее важных экономических категорий. Цена есть денежное выражение стоимости товара.
Согласно трудовым теориям стоимости, основателем которых был К. Маркс, стоимость определяется затратами общественно необходимого рабочего времени, затратами на производство товаров.
Общественно необходимым рабочим временем называется время, затраченное на производство товара в нормальных для данного общества условиях организации производства, а также при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Работа состоит из  1 файл

ценообразование.doc

— 40.00 Кб (Скачать документ)

Тема:Сущность цены,как эконом.категории.

1.Понятие цены, общественно необходимые затраты труда и стоимость.

 Цена - одна из наиболее важных  экономических категорий. Цена  есть денежное выражение стоимости  товара.

 Согласно трудовым теориям  стоимости, основателем которых был К. Маркс, стоимость определяется затратами общественно необходимого рабочего времени, затратами на производство товаров.

 Общественно необходимым рабочим  временем называется время, затраченное  на производство товара в нормальных  для данного общества условиях организации производства, а также при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

 На производство одного и  того же товара разные изготовители  затрачивают разное время. Эти  затраты называются индивидуальными.  Сведение индивидуальных затрат к общественно необходимым происходит на рынке. При этом изготовители, у которых индивидуальные затраты меньше общественно необходимых, получают прибыль. Изгото­вители, у которых индивидуальные затраты больше общественно необходимых, разоряются или терпят убытки. Поэтому общественно необходимые затраты имеют тенденцию к снижению.

В 1890 году А. Маршал в своей работе «Принципы экономики» сделал попытку  перехода от теории стоимости к теории цены. Он предложил компромиссное  объединение в единую систему  двух факторов – стоимости и полезности, и установил механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цены товара. Эта теория является основой современного представления о категории цен.

За исключением работы на рынках с чистой конкуренцией, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. В практике маркетинга существуют различные методы определения цены .

 

 

 

2. 1) Учетно-измерительная.Цена выступает тем экономически инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет хозяйственных процессов и измерение их результатов.

 Цена позволяет привести  все товары к единому стоимостному  измерителю и дает, таким образом,  возможность сопоставить самые  различные потребительские свойства товаров и услуг.

 Цена определяет как величину  издержек производства и обращения  товаров, так и размер прибыли.

2) Распределительная функция связана  с отклонением цены от стоимости  в рамках действия рыночных  факторов.

 Цена выступает элементом перераспределения национального дохода между отраслями экономики, её секторами, различными социальными группами населения.

 Данная функция выражается  через различные формы изъятия  в бюджет налогового характера  (например: акцизы и НДС), которые направляются на формирование фондов социального назначения.

 Распределительная функция  связана с государственным регулированием  цен. Она означает искусственное  повышение цен на ряд товаров  и искусственное понижение за  счет этого цен на другие  товары.

3) Значение стимулирующей функции  характеризуется её воздействием  на производство и потребление  разных товаров.

 В условиях рыночной  экономики уровень цены является показателем целесообразности инвестиций. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления различных товаров. В результате цены стимулируют НТП и качество продукции. На новую и качественную продукцию цены выше, чем на традиционную, что является стимулом для внедрения НТП в производство.

5. Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен.

Выделим классификации  цен по следующим признакам:

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

  • цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям);
  • цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
  • цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;
  • транспортные цены и тарифы;
  • тарифы на платные услуги населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

По способу установления и сфере регулирования:

  • свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
  • договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;
  • цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;
  • регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации. Возможно установление  фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов.

По способу учета  затрат и чистого дохода:

  • оптовые цены предприятия;
  • оптовые цены промышленности;
  • розничные цены.

По срокам действия:

  • твердые  (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;
  • текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;
  • сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;
  • скользящие,  устанавливаемые  на изделия  с  длительным сроком изготовления.

По методу включения  транспортных расходов в цену товара:

  • цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);
  • цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);
  • цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

Любая цена включает ряд  взаимосвязанных элементов. Соотношение  отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня.


Информация о работе Сущность цены, как экономической категории