Государственный бюджет как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важней-шего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Работа состоит из  1 файл

курсак.docx

— 53.88 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности  и многогранности.

В формировании и развитии экономической структуры любого совре-менного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государ-ству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты.

Федеральный бюджет РФ - главное  звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным  Собранием РФ в форме закона; государственный  бюджет кон-центрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает до-ходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства вы-ражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Варьируя основные показатели государственного бюджета, Феде-ральное Собрание и Правительство Российской Федерации могут опреде-ленным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наи-более важные государственные проблемы. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перерас-пределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной  системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важней-шего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами настоящей  курсовой работы являются:

- раскрытие содержания  государственного бюджета как  экономической категории, его  функций;

- рассмотрение источников  формирования и направлений расходования  средств государственного бюджета;

При написании настоящей  курсовой работы использовалось дейст-вующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета. Были использованы абстрактно - логический, монографический, экономико-статистический методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственный бюджет как экономическая категория

1.1 Функции бюджета

Бюджет - сложная экономическая  категория. Как экономическая кате-гория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распре-деления и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами - государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспреде-лением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предпри-ятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюд-жетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе рас-пределения общественного производства, и, во вторых, направлены на фор-мирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обус-ловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это часть экономической структуры общества; их функционировании предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответ-ствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем федеральный бюджет, региональ-ные бюджеты, местные бюджеты и межбюджетные отношения.

Выступая центральным  звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как  категория отражает интересы кон-кретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать со-циальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется  теми же чертами, которые присущи  финансам в целом, но в тоже время  имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является особой  экономической формой перераспреде-лительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных пот-ребностей;

2) посредством бюджета  осуществляется перераспределение  нацио-нального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроиз-водственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что предопределено ключевым поло-жением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Взгляд на бюджет как экономическую  категорию получил свое признание  не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономической  сущности госу-дарственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная эко-номическая категория, а с позиций законодательного установления финан-совой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через его функции: распределительную, контрольную и  функ-цию по обеспечению существования государства.

Проявление распределительной  функции обусловлено тем, что  в отно-шения с бюджетом вступают почти все участники общественного произ-водства. Основным объектом бюджетного распределения и перерас-пределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потреб-ностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распре-деления и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов - государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты инвалидов, фонда, пред-назначенного для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, ин-новационного фонда.

Распределительная функция  бюджета используется также для  вмешательства государства в  процесс общественного производства - регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предприни-мателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонопо-лизации экономики и обобществление производства, а также его разгосу-дарствление.

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых средств между различными подразделениями общественного  производства и слоями населения. Важно  отметить, что ни одно из звеньев  финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской  бюджет и др.) перераспределения  денежных средств, как бюджет.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование денежных средств государства - отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением уста-новленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расхо-довании бюджетных средств контролируются эффективность их исполь-зования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распре-делением и потреблением совокупного общественного продукта и нацио-нального дохода, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспре-деления национального дохода.

Функция обеспечения существования  государства ставит своей задачей  создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской  власти, законо-дательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. Важное значение имеет осуществление внешне-экономической деятельности России: содержание за счет бюджета дипло-матических представительств России за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является Россия и др. На эти цели государство тратит от 3% до 7% расходной части государственного бюджета.

1.2 Сущность государственного  бюджета

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предпри-ятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджет-ными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием центра-лизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку  опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отрас-лями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства  ежегодна должна концентри-роваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения обо-ронных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они матери-ализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем слож-ную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках госу-дарства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и исполь-зованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это де-нежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физи-ческими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и исполь-зованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые при-сущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория