Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ и рекомендации по их увеличению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
1.1 Экономическая сущность доходов бюджетов и их классификация
1.2 Налоговые и неналоговые доходы
1.3 Формирование доходов бюджетов РФ
2. Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ за 2008- 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы
3. Рекомендации по увеличению доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Заключение
Список литературы
Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
1.1 Экономическая сущность доходов бюджетов и их классификация
1.2 Налоговые и неналоговые доходы
1.3 Формирование доходов бюджетов РФ
2. Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ за 2008- 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы

Работа состоит из  1 файл

План курсовой работы.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

   • налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);

   • сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);

   • платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок;

   • плата за негативное воздействие  на окружающую среду (отчисляется 40%);

   • налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);

   • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);

   • единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).

     Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет:

     • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;

     • доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

     • доходов от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;

     • доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов  РФ;

     • других источников получения доходов.

     В основу местных бюджетов (муниципальных  районов и поселений) заложены принципы самостоятельности местных бюджетов и их государственной финансовой поддержки со стороны государства и субъекта РФ. В соответствии с данными принципами происходит формирование доходов местного бюджета. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных и регулирующих доходов от налоговых источников и поступлений в доход от неналоговых источников. Собственные доходы местных бюджетов не являются основными источниками формирования бюджета.

     Собственными  налоговыми доходами местного бюджета являются следующие местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы. 
 
 
 

 

2. АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ ЗА 2008- 2010 ГОДЫ  
 

2.1.Общая  характеристика Федерального бюджета 

     Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

     Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.

     Основными источниками покрытия дефицита бюджета  будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния.

     Федеральный бюджет на 2010 год и последующие  годы консервирует сырьевую модель экономики  России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2010 году – 46%году – 44%, в 2012 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ.

     Доходы  Федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. Руб. В 2010 году остаются на уровне 2009 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается в среднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 6-8 %.

     Предусматриваются внешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011 г . – 17,5 млрд. дол., в 2012 г . – 18,6 млрд. дол. При наличии  собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов, необходимости занимать чужие  деньги нет никакой.

     Предусматривается снижение объема расходов Федерального бюджета с 25,5 % ВВП в 2009 году до 22,9 % в 2010 г ., 19,5 % и 18% в последующие годы. С учетом инфляции, понижение жизненного уровня неизбежно.

     Структура расходов федерального бюджета утверждена только на 2010 год. Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики. 

2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы  

     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета за 2008- 2010 годы. Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1 – Доходы федерального бюджета  за 2008- 2010 годы

Доходы  федерального бюджета 2008г 2009г Отклонение 2010г
Сумма, млрд. руб. Уд. вес,% Сумма, млрд. руб. Уд. вес,% По сумме, млрд. руб. По уд. весу,% Сумма, млрд. руб. Уд. вес,%
нефтегазовые  доходы 2 383,11 35,87 2 351,91 31,50 -31,20 -4,36 2 348,32 29,03
ненефтегазовые  доходы, в том числе: 4 261,34   5 113,54   767,34   5 741,35  
налог на прибыль организаций 533,38 8,03 583,76 7,82 50,38 -0,21 636,28 7,87
налоги  и взносы на социальные нужды 435,79 6,56 496,36 6,65 60,57 0,09 562,8 6,96
налоги  на товары (работы, услуги) реализуемые  на территории рф 1 404,05 21,13 1 914,47 25,64 510,42 4,51 2 206,46 27,28
налоги  на товары, ввозимые на территорию рф 888,97 13,38 1 029,76 13,79 140,79 0,41 1 182,54 14,62
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 36,57 0,55 39,50 0,53 2,93 -0,02 37,31 0,46
государственная пошлина 32,24 0,49 34,49 0,46 2,25 -0,02 36,56 0,45
неналоговые доходы 291,61 4,39 297,00 3,98 5,39 -0,41 301,73 3,73
прочие  доходы 638,73 9,61 718,20 9,62 79,47 0,01 777,67 9,61
всего доходов 6 644,45 100 7 465,45 100 821,00 0 8 089,67 100

 

     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

     В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в  федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что  удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год  2 383,11 млрд. руб., к 2010 году  прогнозируется уменьшение  на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

     Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности.

     Рисунок 1 - Динамика доходов федерального бюджета по статьям за 2008-2010 годы.

     На  рисунке 1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

     Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

            а) Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.

            б) Налоги и взносы на социальные нужды.  Из данных таблиц№1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.

            в) Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма  показателя возрастет на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

            г) Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

            д) Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

Информация о работе Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ и рекомендации по их увеличению