Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ и рекомендации по их увеличению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
1.1 Экономическая сущность доходов бюджетов и их классификация
1.2 Налоговые и неналоговые доходы
1.3 Формирование доходов бюджетов РФ
2. Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ за 2008- 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы
3. Рекомендации по увеличению доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Заключение
Список литературы
Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ
1.1 Экономическая сущность доходов бюджетов и их классификация
1.2 Налоговые и неналоговые доходы
1.3 Формирование доходов бюджетов РФ
2. Анализ формирования доходной части федерального бюджета РФ за 2008- 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы

Работа состоит из  1 файл

План курсовой работы.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Тема: «Формирование  доходов бюджетов бюджетной системы  РФ и рекомендации по их увеличению»

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  
1. Теоретические  основы формирования доходов  бюджетов бюджетной системы РФ  
1.1 Экономическая  сущность доходов бюджетов и  их классификация  
1.2 Налоговые  и неналоговые доходы  
1.3 Формирование  доходов  бюджетов РФ  
2. Анализ  формирования доходной части  федерального бюджета РФ за 2008- 2010 годы  
2.1.Общая  характеристика Федерального бюджета  
2.2 Анализ  доходов федерального бюджета  РФ за 2008-2010 годы  
3. Рекомендации  по увеличению доходов бюджетов  бюджетной системы РФ  
Заключение  
Список  литературы  

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

     Тема  данной курсовой работы: «Формирование  доходов бюджетов бюджетной системы РФ и рекомендации по их увеличению», эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является формирование доходов бюджетов различных уровней, предметом исследования – непосредственно доходы бюджетов различных уровней.

     Цель  работы: рассмотреть понятие доходов  бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

     Данная  цель реализуется по средствам решения следующих задач:

- изучить  экономическую сущность доходов бюджетов и их классификацию;

- выявить  налоговые и неналоговые доходы  бюджета;

- изучить  формирование доходов  бюджетов РФ;

- провести  анализ  доходов федерального бюджета РФ;

- дать рекомендации по увеличению доходов бюджета РФ.

     Теоретико-методологической базой для написания курсовой работы явились труды таких отечественных  и зарубежных авторов как: Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П., Кошечкин С.А. и другие 
 
 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ  БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 
 

1.1 Экономическая  сущность доходов бюджетов и  их классификация 

     Для составления и исполнения бюджетов, а также обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации.

     Для нормального функционирования бюджетной  системы в федеративном государстве необходим "перелив" бюджетных ресурсов, который не может быть произвольным. Механизм его реализации должен быть четко отработан и отлажен. Это, возможно, сделать только на базе единой бюджетной классификации. Кроме того, бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.1

     Классификация бюджетных доходов представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной системы по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов. Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

     • иерархию уровня власти или уровень  управления;

     • источники получения доходов;

     • способы получения доходов;

     • время поступления доходов;

     • территориальность доходов.

     По  иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

     По  источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен признак субъекта перечис ления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти

или территориального образования.

     К налоговым доходам относятся  все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог  на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

     Неналоговыми  доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

     По  способу получения доходов в  бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные  и добровольные. В основу классификации  положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий  бюджет. В соответствии с данным признаком все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными.

     Вынужденными  доходами являются доходы поступающие  в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак необходимости государства, его субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.

     К внутренним источникам получения доходов  можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

     Внешними  источниками получения доходов  являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.

     По  времени поступления средств в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

     По  территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:

     • деление бюджетов по территориальным  образованиям (федеральные, региональные, местные, городские, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

     • деление бюджетов по признаку государственности  поступления средств как субъектов  дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований).

     Из  приведенной классификации признаков  бюджетной классификации доходов не представляется возможным выделить один из признаков, по которому можно было бы провести бюджетную классификацию. Однако, проанализировав приведенные признаки, из их числа можно выделить главные, которые наиболее точно и полно отражают существо проблемы и позволяют достаточно четко и полно характеризовать бюджетный процесс в отношении формирования доходной части бюджетов. В основу бюджетной классификации можно положить признаки источников доходов и иерархию

уровней власти, что в достаточной мере позволяет характеризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего бюджетную систему государства.2 

1.2 Налоговые и неналоговые доходы 

     В соответствии с бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

     а) Налоговые доходы, которые включают в себя:

  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие налоги на прибыль или доход).
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты груда (транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, содержание общеобразовательных учреждений и другие аналогичные цели, прочие налоги и сборы, исчисленные от фонда оплаты 'Руда);
  • налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, налог па реализацию горюче-смазочных материалов и на транспортные средства; лицензионный сбор за право производства, хранения, разлив и реализацию алкогольной продукции; прочие налоги, платежи и лицензионные сборы);
  • налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; налог на операции с ценными бумагами, прочие налоги);
  • платежи за использование природных ресурсов (плата за недра, месторождения драгоценных металлов и камней, использование акватории и участков морского дна, нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы, воспроизводство и охрану лесов, земельный налог и арендная плата на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий, прочие платежи за использование природных ресурсов);
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (импортные и экспортные пошлины, прочие налоги на импорт);
  • прочие налоги, сборы и пошлины (госпошлина по делам, рассматриваемым арбитражными, народными судами и другими организациями, за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, налоги на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, рекламу, продажу автомобилей, курортный налог, штрафы и санкции, уплачиваемые за нарушение налогового законодательства, прочие налоговые платежи).

Информация о работе Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ и рекомендации по их увеличению