Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа

Описание

Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85

Работа состоит из  20 файлов

введение(1).doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 1.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

1.МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ КАК ОСНОВА  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ  ОРГАНОВ ВЛАСТИ

     

 

    1. Понятие и содержание местных бюджетов

 

 

 

 

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает  и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

Политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства  нуждаются в мобилизации и  использовании денежных средств. Важнейшее  место в выполнении государством своих функций принадлежит государственному бюджету, посредством которого аккумулируется и распределяется основная часть национального дохода республики, направляемая на развитие промышленности, сельского хозяйства, повышение социально-культурного уровня жизни населения, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления и т. д. По своей сути государственный бюджет является основным финансовым планом государства, отражающим экономические отношения по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованного фонда денежных средств. При этом государственному бюджету для выполнения своих функций необходима разветвлённая сеть звеньев, которая обеспечивала бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления. Развитие новых форм хозяйствования, сопровождаемое частичной децентрализацией системы управления экономикой, расширением прав местных Советов депутатов усиливает роль и значение бюджетов местных органов власти и прежде всего заключается в том, что они образуют решающую часть материальной основы органов местного самоуправления, без которой невозможно было бы столь активное их влияние на формирование новых общественных отношений. Наличие у каждого из Советов бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет развивать им инфраструктуру на подведомственной им территории, расширять экономический потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге всё это расширяет возможности местных Советов в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения. В процессе мобилизации огромной массы доходов в государственный бюджет местные Советы посредством местных бюджетов осуществляют действенный контроль за сферой производства и использованием создаваемых материальных и финансовых ресурсов, что способствует увеличению национального богатства, росту национального дохода республики.

Мировая и отечественная история  подтверждает важность местных бюджетов для развития местного хозяйства, благоустройства и санитарного состояния административно-территориальных единиц, а также содержания учреждений социальной сферы.

Таким образом, местные бюджеты можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению дохода республики, обеспечивающих создание финансовой базы местных Советов. Это планы финансовых ресурсов, мобилизуемых и направляемых на финансирование социально-бытовой инфраструктуры и других мероприятий, предусмотренных планами социально-экономического развития административно-территориальных образований, на всестороннее развитие всех членов общества.

Однако по вопросу об определении  понятия «местные бюджеты» в экономической литературе до сих пор нет единой точки зрения. Местные бюджеты прежде всего являются частью основного финансового плана страны – государственного бюджета; кроме того, местные бюджеты образуют централизованный фонд денежных средств местных Советов и в отдельности каждого Совета, которым они распоряжаются в целях осуществления мероприятий, ежегодно предусматриваемых планом социально-экономического развития.

В учебниках и в ряде монографий государственный бюджет рассматривается  как экономическая категория  и определяется, как основное звено  финансовой системы и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) и отражаемых в централизованном фонде финансовых ресурсов. Исходя из этих соображений, местные бюджеты также следует характеризовать как денежные отношения.

Понятие «местные бюджеты» в разное время трактовались по-разному. В  первые годы организации бюджетной  системы СССР местные бюджеты  рассматривались как совокупность задач, поручаемых местным органам, и совокупность средств, которыми они располагают для их удовлетворения [32, с.6]. Несколько позднее местные бюджеты стали рассматриваться как «способ удовлетворения местных потребностей … за счёт доходных источников, предоставленных соответствующим местным исполнительным комитетам и Советам» [23, с.7]. общее в этих определениях заключается в том, что они характеризуют местные бюджеты как фонд денежных средств и отражает их экономическую роль. В книге «Перестройка местного бюджета» читаем: «Местный бюджет, являясь составной частью единой бюджетной системы СССР, в отличии от государственного имеет задачей финансирование местного хозяйства, т.е. предприятий, учреждений, мероприятий местного значения» [33, с.28]. Следует отметить, что в книгах, изданных в этот период, подчёркивается связь местных бюджетов с местным населением и территорией. И это вполне закономерно.

В Законе о бюджетных  правах СССР и союзных республик  1959 года отсутствует определение  понятия «местные бюджеты»; в законах  о бюджетных правах союзных республик  зафиксировано, что местные бюджеты являются составной частью государственного бюджета республики и обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого местными Советами и их исполнительными комитетами. Некоторые учёные за основу определения местных бюджетов принимают территориальный принцип, рассматривая их как «… бюджеты отдельных административно-территориальных единиц» [24, с.129]. Ряд экономистов характеризуют местные бюджеты как экономические отношения. Например, И.М. Ходорович характеризует местные бюджеты как «… совокупность экономических отношений, обеспечивающих в плановом порядке финансовую базу местных Советов по развитию и содержанию главным образом отраслей народного хозяйства, непосредственно специализирующихся на повышении благосостояния народа» [47, с.13]. В федеральном Законе Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» принятого 25.09.1997 года понятие «местный бюджет» определяется, как бюджет муниципального образования, формирование, утверждение которого осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы утверждают, а исполнительные комитеты в пределах своей компетенции разрабатывают и исполняют местные бюджеты в интересах населения.

 Далее рассмотрим  место и роль местных бюджетов  в процессе общественного производства, в создании и перераспределении  национального дохода государства.

Местные бюджеты, являясь органичной частью государственного бюджета, связаны  с движением и распределением той части создаваемого в материальном производстве национального дохода, которая выражена в денежной форме  и направляется по каналам этих бюджетов в основном на удовлетворение многообразных социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей человека – главной производительной силы, т.е. в известной мере на расширенное производство рабочей силы.

Местные бюджеты являются главным  каналом доведения до населения конечных результатов общественного производства, направляемых на общественное потребление. Через местные бюджеты общественные фонды потребления распределяются в территориальном и социальном разрезе, т.е. между отдельными административно-территориальными образованиями  и социальными группами населения. Кроме того, из местных бюджетов финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной промышленности и коммунального хозяйства, объём продукции и услуги которых являются важным компонентом программ повышения жизненного уровня населения.

Вместе с другими звеньями бюджетной  системы местные бюджеты активно  используются в распределении национального  дохода республики в целях планомерного и пропорционального развития административно-территориальных образований. Местные бюджеты входят в систему территориальных планов социально-экономического развития, оказывают влияние на их формирование и претворение в жизнь. Через территориальные планы они связаны с производственными и финансовыми планами предприятий, в первую очередь подведомственных местным Советам, а также воздействуют на них. Мероприятия, включённые в планы социально-экономического развития, должны иметь финансовое обеспечение. Важнейшим источником финансовых ресурсов, используемых для выполнения таких планов, являются местные бюджеты. Следовательно, они играют роль основного финансового плана административно-территориальных образований и способствуют их планомерному и пропорциональному развитию.

Говоря о местных бюджетах можно заметить, что в них органично сочетаются две категории. С одной стороны, местные бюджеты – это основные финансовые планы местных Советов, а с другой – осязаемые ресурсы. Реальная экономическая категория, содействующая развитию производственной сферы в местном звене и осуществляющая финансирование, главным образом, непроизводственной сферы данного административно-территориального образования.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении, которое  подразделяется на:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных Советов;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства и населением.

Однако назначение местных бюджетов не ограничивается лишь решением вопросов на региональном уровне. Большую роль они играют в осуществлении  общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь следует отметить значение местных бюджетов в распределении общественных фондов потребления, финансирования содержания и развития социальной инфраструктуры. Как известно, государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет около 2/3 всех денежных средств государства [3, стр.7]. В общей сумме расходов государственного бюджета, на социально-бытовую инфраструктуру, средства, проходящие по каналам местных бюджетов, составляют подавляющую часть.

Высокий удельный вес местных бюджетов в  финансировании социально-культурных программ и жилищно-коммунального  хозяйства свидетельствуют о  значительном их месте в перераспределении  национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. Эта функция местных бюджетов содействует не только формированию инфраструктуры в необходимых для общества масштабах, но и для достижения пропорциональности в развитии непроизводственной сфер, а также пропорциональности в самой инфраструктуры.

  Несмотря на то, что основная  часть расходов местных бюджетов  направляется на финансирование  социально-культурных мероприятий,  следует также отметить значительную  роль этого звена государственного  бюджета в развитии отраслей народного хозяйства. Из местных бюджетов в немалых размерах финансируются промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие отрасли, предприятия и организации, которые оказывают услуги не только местному населению, но и предприятиям вышестоящего подчинения.

Таким образом, местные  бюджеты, являясь основной финансовой базой местных Советов депутатов, обеспечивают осуществление проводимой региональной социально-экономической  политике в интересах государства  и населения.

 

 

 

  1. Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси

 

 

 

 История свидетельствует,  что территория Беларуси заселена  с незапамятных времён. В первобытном  обществе не существовало государства,  отсутствовали частная собственность,  классы и эксплуатация человека человеком.

В результате разложения первобытнообщинного строя возникает  рабовладельческий способ производства, который, однако, не получил широкого распространения. Таким образом, развитие классового общества на территории Беларуси шло по пути формирования феодального строя.

Со второй половины 9-го столетия в племенах восточных славян начинается государственно-общественная организация. Наряду с уцелевшими племенными организациями создаются и разноплеменные союзы, чисто политические союзы  людей, объединённых соседством и общностью интересов: образуются волости-княжества.

Самыми большими волостями  считались Полоцкая, Смоленская и  Туровская. Упоминаются также Витебская, Минская, Оршанская, Пинская, Слуцкая, Новогрудская и др.

В каждой волости устанавливалась своя исполнительно-законодательная власть: законодательная принадлежала вече, исполнительная - князю с дружиной. В 9-ом веке белорусские княжества не представляли единого государства, но каждое из них являлось государственным объединением. Каждая волость-княжество как государственное формирование имела свою казну - своеобразный бюджетный фонд. Казна княжества не отделялась от казны князя и была в полном его распоряжении. В это время казна формируется из материальных ценностей, и бюджет княжества ещё не является финансовой категорией.

Итак, княжеская казна  стала прообразом государственного бюджета, т.е. её возникновение связано  с появлением государственной организации  у восточных славян, а также  она создаётся как централизованный фонд. Княжеская казна пополнялась в основном за счёт дани, доходы от продажи рабов и имущества, захваченного в результате войн.

В середине 9-го века восточные  славяне стали объединяться, а  также в результате внутренних усобиц территория Беларуси вошла в состав Киевской Руси во главе с великим князем.

Казна великого князя  всё ещё не отделялась от казны  государства, но по статусу она была уже общегосударственным бюджетным  фондом. Расходы великокняжеской  казны на содержание княжеского двора  и дружины носили общегосударственный характер. Её доходы формировались за счёт дани с населения (позже оброк), пошлин, доходов от продажи рабов, а также укладов с побеждённых земель.

Волости и крупные  города формируют свою казну, которая  становится прообразом местного бюджета. По такому принципу позже стала формироваться бюджетная система Беларуси  (государственный бюджет и местные бюджеты областей, городов, районов и т.д.).

Закладываются принципы распределения доходов между  бюджетами. Тот факт, что великому князю отсылались доходы именно в виде дани, позволяет признать существование принципа значимости в распределении государственных доходов. Чётко также прослеживается территориальный принцип сбора доходов. Относительная самостоятельность княжеств, широкие права в решении вопросов формирования доходов казны (введение местных налогов и сборов, установление их размеров) и их использования говорит о том, что была подготовлена почва к развитию такого понятия как бюджетные права.

глава 2-2(1).doc

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2;2-1(1).doc

— 98.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 27.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список использованных источников.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях