Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика Беларусь
является унитарным государством с
двухуровневой бюджетной системой. В Республике
Беларусь установлены три территориальных
уровня Советов: первичный (сельские, поселковые,
городские (городов районного подчинения)
советы), базовый (городские
(городов областного подчинения), районные
Советы), областной. В
республике действует около 1664 местных
бюджетов. Советы в своей
деятельности исходят из интересов граждан,
проживающих на
соответствующей территории, и общегосударственных
интересов. Местные
бюджеты, являясь финансовой базой Советов,
выступают основным рычагом
социально-экономического развития региона.
Посредством местных
бюджетов финансируется основная доля
расходов на здравоохранение,
образование, культуру, жилищно-коммунальное
хозяйство, инфраструктура региона,
местные бюджеты
также участвуют в
финансировании отраслей народного хозяйства.
Говоря о местных
бюджетах можно заметить, что в
них органично сочетаются две
категории. С одной стороны, местные
бюджеты – это основные финансовые планы местных
Советов, а с другой – осязаемые ресурсы.
Реальная экономическая категория, содействующая
развитию производственной сферы в местном
звене и осуществляющая финансирование,
главным образом, непроизводственной
сферы данного административно-
Таким образом, местные бюджеты можно
охарактеризовать как совокупность экономических
отношений, способствующих территориальному
перераспределению дохода республики,
обеспечивающих создание финансовой базы
местных Советов. Это планы финансовых
ресурсов, мобилизуемых и направляемых
на финансирование социально-бытовой
инфраструктуры и других мероприятий,
предусмотренных планами социально-экономического
развития административно-
Рассматривая историю развития
местных бюджетов, можно сказать,
что они претерпели большие изменения
с момента зарождения. После присоединения
с Российской Империей на территории
Беларуси было проведено административно-
Доходная база районного бюджета
формируется за счёт регулирующих,
собственных и закреплённых налогов,
а также безвозмездных
Проведённый анализ показал недостаточность собственных средств у местных бюджетов базового уровня для финансирования своих расходов, выявил некоторые проблемы формирования доходной базы и определил невозможность выполнения местными органами власти своих функций без безвозмездных поступлений.
Хотя достигнутые в последнее время значительные сдвиги в построении бюджетной системы, формировании доходной базы местных бюджетов, главным образом первичных и базовых территориальных формирований, далеки до от совершенства. В совершенствовании может быть полезен зарубежный опыт, особенно опыт Российской Федерации в выравнивании доходов регионов. Приведенная методика расчета налогового потенциала региона может быть использована как основа при разработке механизма выравнивания доходов в Республике Беларусь. Следует отметить, что проведенные расчеты позволяют с определенной степенью точности определить плановые суммы доходов и налогов регионов исходя из того, что фискальные усилия их органов управления будут на уровне прошлого года.
Сбалансированность местных
бюджетов и целенаправленная региональная
политика является залогом успешного
развития административно-
- построить систему среднесрочного бюджетного планирования;
- применять более прогрессивные
методы планирования и
- использовать для планирования налоговых поступлений метод детализированного моделирования, позволяющего с помощью экономико-математических методов провести моделирование налогового законодательства и оценить налогооблагаемую базу на многовариантной основе;
- отказаться от планирования на основе средней ставки налога, т.е. когда планирование заключается в определении налогооблагаемой базы и расчёта среднего процента изъятия;
- найти и выбрать оптимальное соотношение республиканских и местных налогов и сборов, прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов;
- усилить роль рыночных
источников в формировании
- отказаться от такого
источника поступлений как
- обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений. Бюджеты всех уровней должны обеспечиваться в основном собственными закреплёнными источниками доходов при одновременном сохранении регулирующей функции общереспубликанских налогов и других обязательных платежей;
- разработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику регионов. Оказывать финансовую помощь регионам таким образом, чтобы повышать заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов. Или разработать комплекс нормативов, при выполнении которых местные органы власти имели право на получение финансовой помощи (именно так регулируется данный вопрос в Российской Федерации);
- закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные местные налоги и сборы, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в областные бюджеты. Это мог бы быть, например, налог на продажу пива, вино-водочных или табачных изделий;
- ввести требование обязательной публикации бюджетной отчётности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы;
- расширить перечень собственных и закреплённых доходов, передать в разряд закреплённых наиболее значимые и существенные доходы, что позволит увеличить долю доходов, поступающих на территории региона и зачисляемых в его бюджеты. Это будет способствовать не только значительному сокращению встречных бюджетных потоков, но и снижению уровня дотационности местных бюджетов;
- изменить концептуальные подходы к распределению доходов, поступающих на территории регионов. Имеется в виду увеличение доли средств, поступающих на территории региона и зачисляемых в его бюджеты;
- разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование;
- узаконить одновременное участие в покрытии дефицита местных бюджетов как республиканского бюджета, так и местных бюджетов. При этом необходимо определить степень их участия в этом процессе;
- предоставить право местным Советам регулировать ставки и льготы не только собственных источников, но и закреплённых;
- уточнить бюджетное и налоговое законодательство в части, регламентирующей право местных органов власти изменять (уменьшать, увеличивать) ставки и предоставлять льготы по собственным и закреплённым налогам;
- прорабатывать возможности создания учреждений для ограниченного среднесрочного заимствования;
- перейти от бюджетного механизма нормативно-расчётного метода, основанного на разных видах трансфертов, передаваемых нижестоящим бюджетам на условиях закреплённых в национальном законодательстве, к особым бюджетным режимам. Особые бюджетные режимы включают комплекс налогово-бюджетных мер, направленных на создание в отсталых районах благоприятного инвестиционного климата, в целях привлечения частного национального и иностранного капитала. Хотя в большинстве стран метод особых бюджетных режимов активно используется к небольшим территориям, на которых создаются экономические зоны. В развивающихся странах она направлена главным образом на создание анклавов экономического роста, которые должны способствовать ускорению общеэкономического развития интеграции в мировое хозяйство, и в меньшей степени решению местных проблем.
Вышеперечисленные предложения
должны содействовать
Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях