Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа

Описание

Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85

Работа состоит из  20 файлов

введение(1).doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2-2(1).doc

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2;2-1(1).doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

2.АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ РОГАЧЁВСКОГО РАЙОНА)

 

 

2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в

современных условиях

 

 

 

В соответствии со статьёй 40 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь» финансовые ресурсы органов местного управления и самоуправления состоят из бюджетных и внебюджетных средств Советов и их органов, исполкомов и местных администраций, а также средств органов территориального общественного самоуправления. При недостаточности собственных средств предусматриваются дотации и субсидии из вышестоящего бюджета. В местные бюджеты могут также направляться в установленном порядке из вышестоящего бюджета субвенции на выполнение целевых программ и мероприятий. Выделение средств в местные бюджеты производится исходя из потребностей совершенствования хозяйственной структуры, регионального развития и региональной политики в порядке, установленном законодательством.

Советы утверждают, а исполнительные комитеты в пределах своей компетенции разрабатывают и исполняют местные бюджеты в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в местные бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе среднереспубликанского норматива бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя с учётом сложившейся инфраструктуры региона. Нормативы бюджетной обеспеченности на одного жителя устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Местным бюджетам, собственная доходная база которых недостаточна для покрытия запланированных расходов, устанавливается  норматив отчислений от республиканских  налогов и других обязательных платежей, взимаемых на данной территории. Принцип формирования данного норматива заключается в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность на одного жителя. Данные нормативы являются недолговременными.

В местные бюджеты зачисляются  доходы, в том числе регулирующие доходы, устанавливаемые законом  о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

Подоходный налог с населения  в соответствии с Законом «О местном  управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», полностью зачисляется  в бюджет области, города Минска.

В бюджеты районов и городов  областного подчинения подоходный налог зачисляется по нормативу, утверждённому областным Советом депутатов. В областной бюджет подоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетам районов и городов областного подчинения.

К собственным источникам доходов  местного бюджета относятся:

  • источники доходов, закреплённые законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
  • дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный ) год.

В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчётам и заёмные средства.

Финансовая помощь от бюджета другого  уровня в форме дотаций, другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учёту в качестве дохода того бюджета, который является получателем средств.

Бюджет областного территориального уровня состоит:

  • регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам сельским, районам и городов областного подчинения;
    • целевые сборы;
  • доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности;
  • административные сборы и платежи;
  • поступления по штрафам и санкциям;
  • прочие поступления;
  • доходы от реализации основных фондов;
  • другие доходы в размерах, определяемых областным Советом.

Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения) включают в себя в соответствии с действующей классификацией текущие налоговые, текущие неналоговые и капитальные неналоговые доходы. К текущим налоговым доходам относятся:

  • процент отчислений от прямых налогов на доходы и прибыль (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль);
  • внутренние налоги на товары и услуги (процент отчислений от налога на добавленную стоимость, налог на продажу, процент отчислений от акцизов, налоги на отдельные виды услуг, налоги за пользование товарами или за право пользоваться товарами, либо заниматься определёнными видами деятельности, прочие налоги на товары и услуги (налоги за использование природных ресурсов, налоги за пользование лесными фондами, целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием ведомственного жилищного фонда);
  • налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог);
  • прочие налоги, сборы и пошлины (сбор на содержание и развитие инфраструктуры, транспортный сбор и другие).

Текущие неналоговые доходы включают:

  • доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местного бюджета, дивиденды от принадлежащих государству акций);
  • прочие регулярные поступления от государственной собственности и предпринимательской деятельности (налог на добываемые из природной среды ресурсы);
  • административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, сборы с пользователя);
  • поступления по штрафам и санкциям;
  • прочие текущие неналоговые доходы.

Капитальные неналоговые доходы –  это доходы от реализации основных фондов.

Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения) также включают в соответствии с действующей классификацией текущие налоговые и текущие неналоговые доходы.

Текущие налоговые доходы состоят  из:

  • процента отчислений от прямых налогов на доходы и прибыль с физических лиц (подоходный налог с граждан), с юридических лиц (налог на прибыль предприятий, объединений и организаций государственной и негосударственной собственности);
  • внутренних налогов на товары и услуги (процента отчислений от налога на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории Республики Беларусь);
  • налогов на собственность (земельный налог).

К текущим неналоговым доходам  относятся:

  • доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местных бюджетов, налог на добываемые из природной среды ресурсы);
  • административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству и другие);
  • поступления по штрафам и санкциям;
  • прочие текущие неналоговые доходы.

Распределение доходов между местными бюджетами происходит следующим  образом: доходы, зачисляемые в местные  бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами посёлков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Распределение части республиканских  налогов и других обязательных платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется по нормативам, утверждаемым областными Советами депутатов.

Распределение части республиканских  налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, посёлков городского типа и сельсоветов осуществляется по нормативам, утверждённым районными Советами депутатов.

Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидий, субвенций и т. п.).

В местных бюджетах предусматриваются  суммы, необходимые для возврата заёмных средств (ссуд) и выплаты процентов по ним.

Расходы на финансирование отраслей народного хозяйства определяются с учётом первоначального направления  на покрытие затрат в отраслях хозяйства  собственных ресурсов, а также  кредитов банка, которые могут быть использованы предприятиями и организациями.

Местные исполнительные и  распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них свободные  денежные средства в хозяйственную  деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Исполнение местных бюджетов имеет целью обеспечить полное и  своевременное поступление предусмотренных  бюджетами доходов и бесперебойное  финансирование мероприятий, предусмотренных планами социально-экономического развития регионов при соблюдении строго режима экономии.

Организуют исполнение местных бюджетов местные исполнительные и распорядительные органы, местные  финансовые и налоговые органы, обеспечивая  поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

Исполняются местные  бюджеты по росписи доходов и  расходов с поквартальным распределением, составляемой в соответствии с утверждённым бюджетом и с учётом изменений, внесённых в процесс исполнения бюджета на основании решений Правительства Республики Беларусь, местных Советов депутатов в пределах предоставленных им прав, местных финансовых органов в соответствии с правами, предоставленными статьёй 22 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах».

В уточнённые назначения по бюджету области в целом  включаются только взаимные расчёты  областного бюджета с республиканским  бюджетом по средствам переданным и  полученным и бюджетным ссудам.

Все расчёты областного бюджета  с нижестоящими бюджетами по средствам  переданным и полученным и бюджетным  ссудам (как внутренние обороты между  бюджетами) в уточнённый план по бюджету  области не включается.

Доходы, дополнительно  полученные при исполнении местных бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения плана доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Советов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.

В случае временных кассовых разрывов при исполнении местных  бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут  быть выданы процентные и беспроцентные  ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам со сроками погашения в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

Финансовый год по исполнению местных бюджетов начинается 1.01 и заканчивается 31.12 календарного года. По окончании года в течении  месяца завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Заключительные обороты по бюджету производятся в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов.

Финансовые органы проверяют  соответствие ассигнований из бюджета, приведенных в сводах расходов и сметах поквартального распределения доходов и расходов бюджета, утверждённому в установленном порядке.

В случае отклонений от поквартального распределения доходов и расходов бюджета, а также при выявлении  нарушений действующего законодательства областной, городской, районный финансовый орган возвращает представленные материалы для внесения необходимых поправок.

Руководители управлений (отделов) областного, городского, районного  исполнительного комитетов, руководители предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчинённых соответствующим исполкомам, обязаны внести  в индивидуальные сметы поправки, вытекающие из утверждённого поквартального распределения доходов и расходов бюджета в целях обеспечения полного соответствия годовых назначений и их поквартального распределения по индивидуальным сметам учреждений.

За законностью деятельности Советов, исполкомов и местных администраций, органов территориального общественного  самоуправления осуществляют надзор прокуратура, вышестоящие органы и прочие уполномоченные государством орган.

В соответствии со ст. 9 Закона РБ «О местном  управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» бюджет Рогачёвского района является базовым. В соответствии с  данным Законом районный Совет самостоятельно в пределах своей компетенции разрабатывает и исполняет районный бюджет в интересах населения. Его планированием занимается райфинотдел. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц (т.е. в Рогачёвском районе это 19 бюджетов сельских Советов) не включаются в районный бюджет, но они находят отражение в консолидированном бюджете по району. Таким же образом районный бюджет включается в областной бюджет.

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 27.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список использованных источников.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях