Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа

Описание

Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85

Работа состоит из  20 файлов

введение(1).doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2-2(1).doc

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2;2-1(1).doc

— 98.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 3(1).doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

За    прошедшие    годы    произошли значительные сдвиги в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах, обеспечивающих, главным образом, функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Начался переход на казначейскую систему исполнения государственного бюджета. Однако как в теории, так и в практике  формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых требует реформирования бюджетного процесса на этапе планирования доходов бюджетов. Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджетов выработан, в определённые моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.

Анализ механизма формирования доходной базы местного бюджета показал, что проблемы, связанные с формированием доходов бюджета, возникают как на стадии планирования, так и на стадии исполнения бюджета. На основании данной работы можно выделить следующие проблемы:

- формирование местных  бюджетов продолжается «от достигнутого».  Взаимодействие с ведомствами, регионами и законодательной властью, которое определяет бюджетные параметры, носит характер субъективного торга, не основанного на экономической эффективности бюджетных расходов. До сих пор, особенно на региональном уровне, наблюдается низкое качество бюджетного прогнозирования и планирования, в том числе макроэкономических показателей (ВВП, темпов роста инфляции и др.);      

- поступление доходов в бюджет за счёт косвенных налогов при инфляции в экономике не зависит от повышения отдачи вложенных средств в развитие производства. Доходы бюджета определяются главным образом ростом цен на продукцию, их объём зависит от ценовых факторов, а не от эффективности производства. В то же время чем выше инфляция, тем больше доходов получает государство и распределяет их посредством дотаций в неэффективные производства, что приводит к дополнительному росту инфляции издержек;

- нельзя согласиться с давно ставшим нормой порядком формирования доходов бюджета, при котором пролонгируются на перспективу негативные действия налогоплательщиков, подвергаемые штрафам и санкциям. Это вносит элемент субъективизма в действия контролирующих органов, отвечающих за выполнение доходов бюджета;

- малоэффективно взаимодействие бюджетов различных уровней в сочетания общегосударственных и местных интересов;

- нет определённого порядка расчёта суммы финансовой помощи региону;

- казначейская система  исполнения незначительно затрагивает  процесс исполнения доходной части бюджетов;

- непрозрачность местных бюджетов;

- огромны встречные бюджетные потоки;

- убыточность отраслей народного  хозяйства. Это, в первую очередь, имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и коммунальной собственности;

- бюджетный дефицит возникает на уровне местных бюджетов, а «ответственность» за него лежит на республиканском бюджете;

- местные Советы не в полной мере используют предоставленное им право увеличения ставок по налогам на недвижимость, за пользование природными ресурсами, по плате за землю и, несмотря на недостаток собственных средств, ими же предоставляются льготы отдельным плательщикам по вышеназванным налогам, а также по госпошлине и местным налогам и сборам, потери от которых составляют значительные суммы.

- увеличения доходов бюджетов базового уровня;

- выравнивания межрегиональных различий.

Выявленные проблемы должны решаться как на общегосударственном уровне, так и на местных уровнях власти. Для решения этих проблем предлагаются следующие пути их устранения, которые  укрепят доходную базу местных бюджетов и помогут регионам ещё больше приобрести финансовой независимости. Для этого нужно:

- построить систему среднесрочного бюджетного планирования;

- применять более прогрессивные  методы планирования и прогнозирования,  обеспечивающие  многовариантность расчетов;

- использовать для планирования налоговых поступлений метод детализированного моделирования, позволяющего с помощью экономико-математических методов провести моделирование налогового законодательства и оценить налогооблагаемую базу на многовариантной основе;

- отказаться от планирования на основе средней ставки налога, т.е. когда планирование заключается в определении налогооблагаемой базы и расчёта среднего процента изъятия;

- найти и выбрать оптимальное соотношение республиканских и местных налогов и сборов, прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов;

- усилить роль рыночных  источников в формировании доходов  местных бюджетов (поступлений средств  от приватизации государственной  собственности, налогов на собственность и др.). Реструктуризация доходов бюджета должна решаться на стадии планирования и предусматривать усиление роли прямого налогообложения, замещения косвенных налогов прямыми;

- отказаться от такого  источника поступлений как штрафы  и санкции на стадии планирования доходов бюджетов. Нельзя ставить исполнение бюджетов в прямую зависимость от количества и видов нарушений, степени наказания. Штрафы и санкции должны отражаться только как суммы, фактически полученные в результате исполнения бюджета;

- обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений. Бюджеты всех уровней должны обеспечиваться в основном собственными закреплёнными источниками доходов при одновременном сохранении регулирующей функции общереспубликанских    налогов    и    других    обязательных платежей;

- разработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику регионов. Оказывать финансовую помощь регионам таким образом, чтобы повышать заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов. Или разработать комплекс нормативов, при выполнении которых местные органы власти имели право на получение финансовой помощи (именно так регулируется данный вопрос в Российской Федерации);

- закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные местные налоги и сборы, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в областные бюджеты. Это мог бы быть, например, налог на продажу пива, вино-водочных или табачных изделий;

- ввести требование обязательной публикации бюджетной отчётности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы;

- расширить перечень собственных и закреплённых доходов, передать в разряд закреплённых наиболее значимые и существенные доходы, что позволит увеличить долю доходов, поступающих на территории региона и зачисляемых в его бюджеты. Это будет способствовать не только значительному сокращению встречных бюджетных потоков, но и снижению уровня дотационности местных бюджетов;

- изменить концептуальные подходы к распределению доходов, поступающих на территории регионов. Имеется в виду увеличение доли средств, поступающих на территории региона и зачисляемых в его бюджеты;

- разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование;

- узаконить одновременное участие в покрытии дефицита  местных бюджетов как республиканского бюджета, так и местных бюджетов. При этом необходимо определить степень их участия в этом процессе;

- предоставить право местным Советам регулировать ставки и льготы не только собственных источников, но и закреплённых;

- уточнить бюджетное и налоговое законодательство в части, регламентирующей право местных органов власти изменять (уменьшать, увеличивать) ставки и предоставлять льготы по собственным и закреплённым налогам;

- прорабатывать возможности создания учреждений для ограниченного среднесрочного заимствования;

- перейти от бюджетного механизма нормативно-расчётного метода, основанного на разных видах трансфертов, передаваемых нижестоящим бюджетам на условиях закреплённых в национальном законодательстве, к особым бюджетным режимам. Особые бюджетные режимы включают комплекс налогово-бюджетных мер, направленных на создание в отсталых районах благоприятного инвестиционного климата, в целях привлечения частного национального и иностранного капитала. Хотя в большинстве стран метод особых бюджетных режимов активно используется к небольшим территориям, на которых создаются экономические зоны. В развивающихся странах она направлена главным образом на создание анклавов экономического роста, которые должны способствовать ускорению общеэкономического развития интеграции в мировое хозяйство, и в меньшей степени решению местных проблем.

Все вышеперечисленные предложения по укреплению доходной базы местных бюджетов будут способствовать совершенствованию механизма формирования доходов, снижению встречных потоков и упрощению вертикального выравнивания трансфертов между звеньями бюджетной системы Республики Беларусь.

 

 

 


Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 27.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список использованных источников.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях