Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:24, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – провести анализ бюджетного процесса муниципального образования в процессе реформирования всей бюджетной системы на основе изучения и анализа учебной литературы, периодических изданий, показателей бюджета.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:
- изучить нормативно-правовые акты, влияющие на бюджетный процесс;
- рассмотреть основные этапы бюджетного процесса муниципального образования;
- дать социально-экономическую характеристику муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края;
- проанализировать бюджетный процесс муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

2
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ



6
1.1.Нормативные акты, влияющие на бюджетный процесс

6
1.2. Основные этапы бюджетного процесса в современных условиях и его участники


12
1.3 Доходы и расходы при формировании бюджетов муниципальных образований


22
Глава 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД РУБЦОВСК» АЛТАЙСКОГО КРАЯ



31
2.1.Социально-экономическая характеристика муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края


31
2.2. Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края



35
2.3. Анализ доходов бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края


49
2.4. Анализ расходов бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края


58
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД РУБЦОВСК» АЛТАЙСКОГО КРАЯ




67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Бобровой.doc

— 530.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в проекте решения должны быть установлены:

- расходы местного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- общий объем капитальных и текущих расходов местного бюджета;

- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета;

- иные определенные законодательством показатели.

Правовыми актами органов  местного самоуправления может быть предусмотрено составление и иных документов и материалов.

В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ проект местного бюджета должен быть вынесен на публичные слушания.

Представительный орган муниципальных образований рассматривает проект решения о бюджете на очередной финансовый год, и принимает решение об его утверждении либо отклонении. Рассмотрение проекта бюджета в первом чтении предполагает обсуждение концепции бюджета и основных направлений бюджетной и налоговой политики.  После этого проводится обсуждение, по итогам которого представительный орган принимает одно из следующих решений:

- о принятии за основу;

- о его отклонении.

Если принимается  решение о принятии проекта бюджета  за основу, то утверждаются основные характеристики бюджета:

- общий объем доходов;

- общий объем расходов;

- дефицит (в случае его формирования);

- нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов и сборов.

При отклонении проекта местного бюджета представительный орган принимает одно из двух решений: о создании согласительной комиссии, которой поручается доработать проект или  о возвращении данного проекта главе муниципального образования.

Второе чтение предполагает рассмотрение проекта бюджета более детально: по группам, подгруппам, статьям (администраторам) доходов; по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов. Принятие  во втором чтении означает утверждение таких характеристик бюджета, как:

- доходы бюджета по разделам,  подразделам, целевым статьям и подстатьям; 

- расходы по функциональной, экономической и ведомственной классификациям; 

- все приложения к проекту бюджета; 

- текст проекта решения о местном бюджете.

В ходе рассмотрения проект бюджета может быть отклонен. Процедура отклонения установлена Положением о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании.

Решение о бюджете вместе со всеми приложениями должно быть опубликовано в средствах массовой информации,  после чего бюджет подлежит исполнению.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается исполнительным органом. Исполнить бюджет – значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и профинансировать все запланированные бюджетом расходы.

Важнейший принцип  исполнения бюджета – единство кассы  и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Подведомственность расходов означает, что все бюджетные средства должны быть выделены в распоряжение конкретных получателей с обозначением конкретного направления их расходования.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством [2].

Процесс исполнения бюджета  объединяет два направления:

  1. Исполнение бюджетов по доходам, которое включает в себя следующие элементы:

-    перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение  в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

  1. Исполнение бюджетов по расходам, включающее две процедуры:

- санкционирование;

- финансирование.

Процедура санкционирования – это обязательное последовательное осуществление следующих ее этапов:

1. составление и утверждение бюджетной росписи;

2. утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

3. утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

4. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Расходование  бюджетных средств – заключительная процедура исполнения бюджета. Она осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Отчетность  об исполнении местного бюджета включает  годовой отчет об исполнении бюджета  и ежеквартальные отчеты, который  готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Отчет об исполнении местного бюджета должен быть вынесен  на публичные слушания [4]. Кроме того, он  подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета должен быть представлен в представительный орган в форме проекта решения вместе с документами и материалами, предусмотренными Положением о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании. По своей структуре он должен соответствовать утвержденному бюджету, а доходы и расходы должны быть представлены в той же классификации, которая применялась при утверждении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета до начала его рассмотрения должен пройти внешнюю проверку.  Это может быть проведено контрольно-счетной палатой муниципального образования или поручена иному органу, правомочному провести внешнюю экспертизу отчета.

В составе документов и материалов, представляемых одновременно с годовым отчетом, следует предусмотреть сведения, которые помогут более детально проанализировать исполнение местного бюджета и которые необходимы для принятия решения по результатам исполнения.

Рассмотрение  годового отчета на сессии предполагает заслушивание и обсуждение доклада главы муниципального образования и содоклада председателя профильной комиссии по результатам сводного заключения. Решением об исполнении местного  бюджета должны быть утверждены основные характеристики бюджета.

Представительный  орган местного самоуправления имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении местного бюджета. Основанием для этого может быть несоответствие исполнения бюджета принятому решению о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки  расходов.

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета по выше обозначенным основаниям представительный орган имеет право обратиться в прокуратуру Российской Федерации для проверки «обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц» [2].

Квартальные отчеты об исполнении бюджета направляются в представительный орган главой местного самоуправления. Они обычно представляются в соответствии со структурой утвержденного бюджета и по кодам бюджетной классификации, которая применялась при утверждении бюджета. Представительный орган вправе по каждому кварталу определить состав необходимых документов и материалов.

Контроль является заключительным этапом бюджетного процесса, в ходе которого осуществляется проверка проекта местного бюджета,  а также утвержденного для исполнения местного бюджета на соответствие действующему законодательству.

Финансовый  контроль имеет своей целью выявление  нарушений в ходе исполнения бюджета, а также на стадиях его составления и утверждения.

Финансовый  контроль местного бюджета могут  осуществлять следующие органы и участники бюджетного процесса:

1. Представительный орган  местного самоуправления.

2. Финансовые органы местного  самоуправления.

3. Главные распорядители,  распорядители средств местного бюджета.

4. Федеральное казначейство.

Финансовый  контроль местного бюджета может  осуществляться в следующих трех формах:

1. Предварительный контроль. Проводится до начала исполнения бюджета, то есть в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам (рассмотрение проекта местного бюджета до вынесения на сессию представительного органа местного самоуправления в первом, втором чтениях). Особенностью этой формы контроля является то, что его результаты могут быть учтены сразу, до утверждения местного бюджета представительным органом.

Предварительный контроль, в основном, осуществляется представительными органами местного самоуправления, органами муниципального финансового контроля.

Для проведения внешнего аудита местного бюджета представительные органы местного самоуправления могут создавать собственные контрольные органы – например,  Контрольно-счетную палату муниципального образования, которой также может быть поручено проведение экспертизы проекта местного бюджета.

2. Текущий контроль. Проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комиссий, рабочих групп, в ходе депутатских слушаний, а также в связи с депутатскими запросами.  3.Последующий (заключительный) контроль.  Проводится на этапе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Это наиболее распространенная форма финансового контроля. Однако она имеет некоторые недостатки, так как результаты контроля в лучшем случае могут быть учтены только в очередном финансовом году.  Текущий и последующий контроль принято считать контролем исполнения бюджета.

 

1.3 Доходы и расходы при формировании бюджетов

муниципальных образований

 

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [19, с. 351].

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается [36, с. 20].

По своему статусу  и экономическому содержанию доходы бюджетов бюджетной системы РФ, в  том числе местных бюджетов, делятся  на три типа: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, которые включают межбюджетные трансферты.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Они включают наряду с субвенциями, предоставляемыми на осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий, прежде всего собственные доходы местных бюджетов, которые формируются за счет следующих средств:

1) средства самообложения  граждан – разовые платежи  граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Их размер устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);

2) доходы от местных  налогов и сборов, перечень которых,  а также полномочия органов  местного самоуправления по их  установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Местные налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты муниципальных образований, регулируемые налоговым законодательством, к ним в настоящее время относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Указанные налоги по нормативу 100% зачисляются в бюджет города.

Доходы от местных  налогов и сборов зачисляются  в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов муниципального образования в соответствии с законодательством;

3) доходы от региональных  налогов и сборов, которые зачисляются  в местные бюджеты по налоговым  ставкам, установленным законами  субъектов РФ в соответствии с законодательством:

- от налога на доходы физических лиц – по нормативу 40%;

- от единого налога  на вмененный доход для отдельных  видов деятельности – по нормативу 90%;

Информация о работе Бюджетный процесс в муниципальном образовании