Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:24, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – провести анализ бюджетного процесса муниципального образования в процессе реформирования всей бюджетной системы на основе изучения и анализа учебной литературы, периодических изданий, показателей бюджета.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:
- изучить нормативно-правовые акты, влияющие на бюджетный процесс;
- рассмотреть основные этапы бюджетного процесса муниципального образования;
- дать социально-экономическую характеристику муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края;
- проанализировать бюджетный процесс муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

2
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ



6
1.1.Нормативные акты, влияющие на бюджетный процесс

6
1.2. Основные этапы бюджетного процесса в современных условиях и его участники


12
1.3 Доходы и расходы при формировании бюджетов муниципальных образований


22
Глава 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД РУБЦОВСК» АЛТАЙСКОГО КРАЯ



31
2.1.Социально-экономическая характеристика муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края


31
2.2. Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края



35
2.3. Анализ доходов бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края


49
2.4. Анализ расходов бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края


58
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД РУБЦОВСК» АЛТАЙСКОГО КРАЯ




67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Бобровой.doc

— 530.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

2

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

 

 

6

1.1.Нормативные акты, влияющие  на бюджетный процесс 

 

6

1.2. Основные этапы бюджетного процесса в современных условиях и его участники

 

 

12

1.3 Доходы и расходы при формировании бюджетов муниципальных образований

 

 

22

Глава 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД РУБЦОВСК» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

 

 

31

2.1.Социально-экономическая характеристика муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края

 

 

31

2.2. Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края

 

 

 

35

2.3. Анализ доходов бюджета муниципального образования  «Город Рубцовск» Алтайского края

 

 

49

2.4. Анализ расходов бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края

 

 

58

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД РУБЦОВСК» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 

84

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

89


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В любой стране  бюджет – это наиболее точная форма выражения  существа государственной власти, а процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер. Развитие рыночных отношений  в Российской Федерации сопровождается повышением роли местных бюджетов. Через местные бюджеты государство осуществляет централизацию бюджетных ресурсов в распоряжение органов власти, которых наделяет правом представлять его интересы и от его имени осуществлять определенные функции, корректирует бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения бюджетных истоков, уточняет пропорции распределения централизованных средств и обеспечивает  управление внутрибюджетными отношениями.

Таким образом, благодаря внутрибюджетным отношениям становится возможным использование местного бюджета для обеспечения межтерриториального  распределения общественного продукта, регулирование народнохозяйственных пропорций, управления экономическими процессами на микроуровне. Разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне управления является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы, от ее решения во многом зависит успех преобразований, производимых в бюджетной сфере. Но в связи с тем, что на государственном уровне не до конца решены вопросы принципиального распределения ответственности за осуществление соответствующих расходов между разными уровнями власти и управления; а также источников доходов для покрытия указанных расходов, на местный бюджет ложится проблема дефицитности своего бюджета, необходимости изыскания дополнительных источников покрытия своих расходов, более целесообразного расходования бюджетных средств.

Главные базовые направления  государственной политики финансируются не с федерального, а с уровня местного самоуправления. Поэтому создать эффективную и работоспособную систему финансирования на уровне местного самоуправления важно не только для отдельного города или района, но и для государства в целом.

Большинство бюджетов муниципальных образований в России являются в настоящее время дотационными. Относительный рост их количества в общей совокупности бюджетов муниципальных образований продолжает возрастать. Налицо кризис формирования доходной части местных бюджетов, а следовательно, и местных финансов в целом за счет собственных доходов и все большая зависимость от вышестоящих бюджетов (в первую очередь от краевого бюджета).

Местные бюджеты являются основой бюджетной системы страны. Ее эффективность во многом зависит  от того, какие бюджетные ресурсы получают  в свое распоряжение местные власти. 

Главное внимание в ходе реформирования бюджетных отношений  должно быть уделено разграничению доходных и расходных полномочий. Принятие двух Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы влечет существенные последствия для территориальных и местных бюджетов, в перераспределении как расходных полномочий, так и финансовых средств между различными уровнями бюджетной системы. Федеральное законодательство закрепляет за местным уровнем такой список налогов, доходы от которых не соответствуют возложенным на него расходным полномочиям.

Одной из наиболее сложных  проблем бюджетной реформы является разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне.

Данная работа посвящена изучению бюджетного процесса в муниципальном образовании.  Разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне управления является одной из наиболее важных проблем бюджетной реформы, поэтому бюджетный процесс является предметом исследования.

Объектом исследования выступает бюджетный процесс  муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края, период исследования 2005-2008 г.г.

Актуальность и значение данной темы заключается в том, что  в настоящее время в действие введен ряд законов изменяющих бюджетное и налоговое законодательство, проводится реформа межбюджетных отношений, которая оказывает влияние на бюджетный процесс и распределение общественных финансов.

Цель дипломной работы – провести анализ бюджетного процесса муниципального образования в процессе реформирования всей бюджетной системы на основе изучения и анализа учебной литературы, периодических изданий, показателей бюджета.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:

- изучить нормативно-правовые акты, влияющие на бюджетный процесс;

- рассмотреть основные этапы  бюджетного процесса муниципального образования;

- дать социально-экономическую характеристику муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края;

- проанализировать бюджетный процесс муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края;

- рассмотреть мероприятия по совершенствованию формирования и использования средств бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края.

  Первоначальное внимание уделялось теоретическим основам поставленного вопроса, чему посвящена первая часть дипломной работы. Далее, во второй части, проведен анализ местных бюджетов в условиях реформирования на примере муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края. И результатом проделанной работы является третья глава, в которой описаны мероприятия по совершенствованию формирования и использования средств бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края мероприятия по совершенствованию формирования и использования средств бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края.

При написании данной работы использованы нормативно-правовые документы общегосударственного и местного значения, применялся метод анализа учебной литературы, статей из периодических изданий, а также метод систематизации практических данных о бюджете города Рубцовска за период 2005-2008 г.г.

 

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

 

1.1.Нормативные акты, влияющие на бюджетный процесс

 

 

Создание основ рыночной экономики в Российской Федерации  требует проведение адекватной финансово-бюджетной  и налоговой политики. Это обусловило необходимость разработки эффективной системы бюджетного федерализма и решение таких проблем, как реализация принципов разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными и региональными органами государственной власти, создание дееспособного механизма бюджетных взаимоотношений между ними, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

Разработка эффективной  системы бюджетных отношений  на местном уровне управления является одной из наиболее важных проблем  бюджетной реформы. От ее решения  во многом зависит успех преобразований, проводимых в бюджетной сфере. Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. По средствам бюджетов образуются денежные фонды государственного или административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для их значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. 

С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», которые направлены на создание правовой основы для повышения эффективности использования бюджетных  средств органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе путем смещения акцентов бюджетного процесса на управление результатами и адресность предоставления межбюджетных трансфертов. Одной из важнейших новаций является переход на среднесрочное бюджетное планирование [15, с.92].

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным Кодексов РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов.

Бюджетная система  РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты) [25, с.22].

Бюджетный кодекс РФ, реализуя принципы и требования, сформулированные в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержит более детальное регулирование межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации, в том числе целый ряд норм и требований прямого действия. В то же время для регионов сохраняется достаточно широкая сфера регулирования, включая определение порядка соответствующих расчетов, в значительной степени влияющих на качество межбюджетных отношений.

Прямое федеральное  регулирование характерно, прежде всего, для разграничения расходных обязательств, непосредственно вытекающих из единых принципов разграничения компетенции органов публичной власти разных уровней.

  Органы государственной власти субъектов Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) не имеют права устанавливать вопросы местного значения или предопределять объем вытекающих из них расходных обязательств. В частности, не допускается установление субъектами РФ каких-либо обязательных для муниципальных образований нормативов финансирования расходов местных бюджетов [2]. Эти нормы призваны гарантировать самостоятельность органов местного самоуправления в реализации своих полномочий и формировании расходов, а также предотвратить возникновение «необеспеченных мандатов».

В то же время при наделении  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установление субъектами Федерации нормативов, используемых для расчета субвенций местным бюджетам, является обязательным.

Следует особо выделить случай установления законами субъектов  РФ натуральных льгот для категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации. Поскольку натуральные льготы как правило, предоставляются муниципальным предприятиям и организациям, при их введении практически неизбежным решением является делегирование их предоставления органам местного самоуправления. В таких случаях местным бюджетам должны предоставляться субвенции из региональных фондов компенсаций. В то же время при переводе натуральных льгот в денежную форму субъект Федерации имеет возможность выбора между выплатой соответствующих компенсаций непосредственно из регионального бюджета или их выплатой  из местных бюджетов за счет субвенций.

Основные подходы к  формированию финансовых взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований на 2008 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетный процесс в муниципальном образовании