Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:40, контрольная работа

Описание

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. При этом бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.
Согласно Бюджетному кодексу РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Содержание

1. Анализ динамики состава и структуры доходов федерального бюджета РФ и бюджета Петуховского района Курганской области за 2006-2010 гг...............… 3
2. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета РФ и бюджета Петуховского района Курганской области за 2006-2010 гг..…...…… 13
3. Анализ наличия профицита (дефицита) федерального бюджета РФ и бюджета Петуховского района Курганской области за 2006-2010 гг. ……....…...……… 18
4. Анализ социально-экономической эффективности федеральной целевой программы «Дети России» за 2008-2010 гг. ………………...………………….. 21
5. Коды бюджетной классификации…………………………………………...… 27
5.1. Код бюджетной классификации доходов бюджетов………………………. 28
5.2. Код бюджетной классификации расходов бюджетов……………………… 33
Список использованных источников……………………….……………………. 37

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по бюдж. системе РФ .doc

— 763.50 Кб (Скачать документ)

    Из  таблицы 1 видно, что наиболее важное место в структуре неналоговых  доходов федерального бюджета Российской Федерации занимают поступления от внешнеэкономической деятельности, при этом основную их часть составляют таможенные пошлины. На следующем месте по значению среди доходов федерального бюджета находятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, платежи при пользовании природными ресурсами.

    Для осуществления анализа доходов  бюджета Петуховского района Курганской области приведем количественные данные согласно решениям Петуховской районной Думы об исполнении районного бюджета за 2006-2010 гг. в таблице 2:

Таблица 2 – Структура доходов бюджета Петуховского района Курганской области в 2006-2010 гг., тыс. руб.

Виды  доходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Доходы  – всего  185439,0 201846,6 248727,0 252531,8 228526,7
Налог на доходы физических лиц 16458,6 22875,1 28935,6 28945,2 29386,7
Налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог) 5658,2 5893,0 8152,6 8451,8 9397,6
Государственные пошлины 627,1 873,2 1005,5 1128,3 3334,1
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 237,6 -595,9 12,9 -5,8 3,1
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 517,3 1383,6 1259,5 941,8 934,2
Платежи при пользовании природными ресурсами 2075,3 313,9 218,1 704,4 386,6
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 0,0 73,0 139,6 7427,6 7379,4
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 43,5 1719,6 2156,3 2245,1 1121,5
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1238,6 2392,4 2864,7 2881,7 2843,1
Прочие неналоговые поступления 9,5 25,1 10,5 -10 0,0
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет 0,0 -68,2 -657,9 0,0 -0,3
Прочие  безвозмездные поступления 627,8 1020,9 1608,3 3561,1 2739,3
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 5802,9 5432,0 6110,4 0,0 0,0
Безвозмездные поступления 152142,6 160508,8 196910,9 196260,5 171001,4
· дотации 39918,9 52636,0 80008,0 61836,0 60240,0
· субвенции 94947,1 75788,6 74138,0 85125,9 85844,0
· субсидии 11094,3 32084,2 37775,8 49224,1 23293,2
· иные межбюджетные трансферты 0,0 0,0 500,0 74,5 1624,2
· финансовая помощь, передаваемая поселениями в районный бюджет 6182,3 0,0 4489,1 0,0 0,0

    Как видно их вышеприведенной таблицы, безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций, субсидий составляют свыше 70 % доходов бюджета Петуховского района, что свидетельствует о высокой зависимости местного бюджета от помощи извне. Хотя если проследить изменение данного вида доходов в динамике с 2006 по 2010 гг., то следует отметить постепенное уменьшение их доли в общей сумме доходов бюджета района. Так, в 2006 г. доля безвозмездных поступлений составляет 82,0 % , в 2007 г. – 79,5 %, в 2008 г. – 79,2 %, в 2009 г. – 77,7 %, в 2010 г. – 74,8 %.

    Соответственно  доля собственных доходов в общем объеме финансовых ресурсов бюджета Петуховского района Курганской области составляет порядка 18-25 %. При этом наибольший удельный вес в сумме собственных доходов составляют: налог на доходы физических лиц (50-55%), налоги на совокупный доход (14-17%), доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (12-17%), правда в 2009-2010 гг. поступлений от данного вида доходов не было.

    В структуре неналоговых доходов  районного бюджета важное место  занимают: штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 

2. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета РФ и бюджета Петуховского района Курганской области за 2006-2010 гг.

    Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.

    Согласно  данным, размещенным на официальном  сайте Министерства финансов РФ, структура расходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг. выглядит следующим образом [25]:

Рисунок 9 – Структура расходов федерального бюджета РФ в 2006 г.

(фактическое  исполнение по состоянию на 01.01.2007 г.) 

Рисунок 10 – Структура расходов федерального бюджета РФ в 2007 г.

(фактическое  исполнение по состоянию на 01.01.2008 г.)

Рисунок 11 – Структура расходов федерального бюджета РФ в 2008 г.

(фактическое  исполнение по состоянию на 01.01.2009 г.) 
 
 

Рисунок 12 – Структура расходов федерального бюджета РФ в 2009 г.

(фактическое  исполнение по состоянию на 01.01.2010 г.) 

Рисунок 13 – Структура расходов федерального бюджета РФ в 2010 г.

(фактическое  исполнение по состоянию на 01.12.2010 г.)

    Наиболее  крупные статьи расходов в 2006-2010 гг. следующие:

  • межбюджетные трансферты (в 2006 г. – 35% от всех расходов, в 2007 г. – 31,7%, в 2008 г. – 35,3%, в 2009 г. – 37,2%, в 2010 г. – 45,1%);
  • национальная оборона (в 2006 г. – 15,9% расходов, в 2007 г. – 13,9%, в 2008 г. – 13,7%, в 2009 г. – 12,3%, в 2010 г. – 11,4%);
  • общегосударственные вопросы (в 2006 г. – 12,4% расходов, в 2007 г. – 13,6%, в 2008 г. – 11,1%, в 2009 г. – 8,8%, в 2010 г. – 8,8%);
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность (в 2006 г. – 12,8% расходов, в 2007 г. – 11,1%, в 2008 г. – 11%, в 2009 г. – 10,4%, в 2010 г. – 10,6%);
  • национальная экономика (в 2006 г. – 8,1 % расходов, в 2007 г. – 11,6%, в 2008 г. – 13,5%, в 2009 г. – 17,1%, в 2010 г. – 10,1%);
  • образование (в 2006 г. – 5% расходов, в 2007 г. – 4,9%, в 2008 г. – 4,7%, в 2009 г. – 4,3%, в 2010 г. – 4%);
  • социальная политика (в 2006 г. – 4,7% расходов, в 2007 г. – 3,6%, в 2008 г. – 3,9%, в 2009 г. – 3,3%, в 2010 г. – 3,5%);
  • здравоохранение, физическая культура и спорт (в 2006 г. – 3,4% расходов, в 2007 г. – 3,3%, в 2008 г. – 3,7%, в 2009 г. – 3,6%, в 2010 г. – 2,9%);
  • жилищно-коммунальное хозяйство (в 2006 г. – 1,2% расходов, в 2007 г. – 4,9%, в 2008 г. – 1,7%, в 2009 г. – 1,6%, в 2010 г. – 2,2%).

     Из  вышеприведенных данных видно, что  главную часть расходов федерального бюджета составляют межбюджетные трансферты, которые за период с 2006 по 2010 гг. составляют от 31,7% до 45,1% всех расходов. Причем за последние 3 года наблюдается постепенное увеличение их доли в расходах бюджета. Особенно резкое увеличение межбюджетных трансфертов наблюдается в 2010 г. по сравнению с 2009 г. При этом важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие – различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования – были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

    Одновременно  в структуре расходов федерального бюджета снизилась доля расходов на национальную оборону, общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Расходы на национальную экономику возрастают с 2006 по 2008 гг., а с 2009 г. происходит уменьшение доли данной статьи расхода.

    Для осуществления анализа расходов бюджета Петуховского района Курганской области, приведем количественные данные согласно решениям Петуховской районной Думы об исполнении районного бюджета за 2006-2010 гг. в таблице 3:

Таблица 3 – Структура расходов бюджета Петуховского района Курганской области в 2006-2010 гг., тыс. руб.

Виды  расходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Расходы – всего  187507,7 196081,8 243076,1 244648,9 237449,9
Общегосударственные вопросы  13839,3 29758,3 20734,1 16185,7 15160,1
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1420,1 1468,1 1947,2 1969 2214,8
Национальная  экономика 4068,5 4147,3 7334,3 2324,0 5421,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 2766,2 433,0 181,4 5163,6 472,1
Охрана  окружающей среды 309,4 511,4 10 0,0 0,0
Образование 60957,6 78970,2 113383,8 129926,6 138108,3
Культура, кинематография и средства массовой информации 8453,6 11951,1 21955,1 14344,8 12176,5
Здравоохранение и спорт 19022,4 23788,0 31420,8 32204,1 31677,4
Социальная  политика 40901,2 8674,3 7173,6 9017,2 9380,0
Межбюджетные  трансферты 35769,4 36380,1 38935,8 33513,9 22839,5

    Как видно из вышеприведенной таблицы, основная часть расходов бюджета Петуховского района Курганской области приходится на: образование (от 32,5% до 58,2%); межбюджетные трансферты (от 9,7% до 19,1%); здравоохранение и спорт (от 10,1% до 13,3%); общегосударственные вопросы (от 6,6% до 15,2%); культура, кинематография и СМИ (от 4,5% до 9,0%).

     

3. Анализ наличия профицита (дефицита) федерального бюджета РФ и бюджета Петуховского района Курганской области за 2006-2010 гг.

    Для полноценного исследования бюджетов бюджетной  системы РФ необходим анализ соотношения  доходной и расходной частей бюджета. Различают два основных варианта такого соотношения: дефицит и профицит бюджета.

    Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации  дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами, а профицит – превышение доходов бюджета над его расходами [1, гл. 1, ст. 6].

    Проанализируем  соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджета Петуховского района Курганской области.

    В частности, при анализе исполнения бюджета Петуховского района по доходам  и расходам за 2006-2010 гг. наблюдается  дефицит бюджета в 2006 и 2010 гг., который  в 2006 г. составляет 2068,7 тыс. руб., в 2010 г. – 8923,2 тыс. руб.  При этом в 2007-2009 гг. наблюдается профицит бюджета, который в 2007 г. составляет 5764,8 тыс. руб., в 2008 г. – 5650,9 тыс. руб., в 2009 г. – 7882,9 тыс. руб.

    Для анализа наличия профицита или  дефицита федерального бюджета РФ представим диаграммы соотношения доходов и расходов федерального бюджета РФ в динамике (млрд. руб.), используя данные федеральных законов об исполнении бюджета за 2006-2009 гг. и ежемесячного отчета об исполнении федерального бюджета 2010 года на 01.01.2011 г. на официальном сайте Федерального казначейства России:

Рисунок 14 – Динамика доходов и расходов федерального бюджета РФ

за 2006-2010 г.

    Как видим, в 2006-2008 гг. наблюдается наличие  профицита бюджета, который постепенно снижается и составляет в 2006 г. – 1994,1 млрд. руб., в 2007 г. – 1794,6 млрд. руб., в 2008 г. – 1705,1 млрд. руб. При этом в 2009-2010 гг. происходит увеличение расходов федерального бюджета по сравнению с доходами (дефицит бюджета). Дефицит федерального бюджета РФ в 2009 г. составляет 2322,3 млрд. руб., в 2010 г. – 1811,8 млрд. руб.

    Основная причина существенного роста дефицита федерального бюджета Российской Федерации состоит в низком уровне налоговых и неналоговых поступлений в условиях экономического кризиса при одновременном сохранении на достаточно высоком уровне расходов, связанных в первую очередь с исполнением социально значимых и первоочередных расходных обязательств соответствующих бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система РФ