Бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования его расходной части.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны.
- Проведение анализа состава и динамики расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
- Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………………………….8

1.1 Сущность государственного бюджета и его расходной части, их роль в макроэкономическом регулировании. …………………………………………. 8

1.2 Направления использования расходов государственного бюджета, их классификация…………………………………………………………………...11

1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита…………………………………………………………...16

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ за 2 года (2010-2011гг.)…………………………21

2.1. Состав расходов государственного бюджета……………………………21
2.2 Источники финансирования республиканского бюджета……………...24
2.3 Источники финансирования дефицита бюджета РБ…………………...25

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа состоит из  1 файл

курсовая! .doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

· Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики.

· В качестве альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

· Однако привлечение  в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий  для формирования благоприятного инвестиционного  климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

· Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.

· Для улучшения структуры  государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение  бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Таким образом, решение существующих проблем в области расходов республиканского бюджета может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования: проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: текст по состоянию на февраль 2010 г.

 

2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций /Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова и др.; Под общ ред. Н.Б. Антоновой. – Мн.: ООО «Мисанта», 1996. – 360с.

 

3. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, Т.В. Сорокина и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240 с.

 

4. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год».

 

5. Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год».

 

6. Закон РБ «О бюджетной  системе Республики Беларусь»  от  04.06.93г., № 2348-XII // Ведомости  НС РБ. – 1999. -  №1

 

7. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов - Мн.: Выш. шк., 1997. – 230с.

 

8. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.

 

9. Мультан Г.К. Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2005. – 235 с.

 

10. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, № 158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.

 

11. Павлова Л.Н. Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования. Финансы. 1996. № 4.

 

12. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996.

 

13. Реформа бюджетной системы Республики Беларусь//НЭГ. - № 30. - 2002г -  С.1,2

 

14. Сабанти Б.М. Теория финансов. М., 1998.

 

15. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 289с.

 

16. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.

 

17. Тетерина Л.М. Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.

 

18. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Л.Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005. – 345 с.

 

19. Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 80с.

 

20. http://www.ncpi.gov.by/minfin/ О социально-экономическом положении Республики Беларусь  и состоянии государственных финансов.(Сайт Минфина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

 

Состав и динамика расходной части государственного бюджета за 2010 – 2011 гг.

Направления расходов бюджета по разделам и подразделам

            Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост расходов 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста расходов 2011г. к 2010г. (в сопост. ценах) (%.)

2010

2011

2010г. в сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

14 779 932 463

17 299 528 003

17 041 262 129

258 265 874

101,5

Государственные органы общего назначения

785 334 767

1 070 698 041

905 490 986

165 207 055

118,2

Международная деятельность

447 819 065

555 860 800

516 335 381

39 525 419

107,7

Обеспечение проведения выборов и референдумов

46 249 225

38 459 992

53 325 356

- 14 865 364

72,1

Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления

2 038 072 332

2 411 972 296

2 349 897 399

62 074 897

102,6

Государственный материальный резерв

83 966 446

119 377 380

96 813 335

22 564 045

123,3

Фундаментальные научные исследования

182 760 000

248 790 000

210 722 280

38 067 720

118,1

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и  проекты в области общегосударственных расходов

147 750 153

310 219 725

170 355 926

139 863 799

182,1

Резервные фонды

2 862 977 100

346 556 280

3 301 012 596

- 2 954 456 316

10,4

Другие общегосударственные расходы

882 114 405

191 556 557

1 017 077 909

- 825 521 352

18,8

Трансферты другим уровням государственного управления

7 302 888 971

12 006 036 933

8 420 230 983

3 585 805 950

142,5

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

1 469 503 689

2 098 249 403

1 694 337 753

403 911 650

123,8

Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь

1 371 219 911

1 867 522 698

1 581 016 557

286 506 141

118,1

Обеспечение военно-мобилизационной  и вневойсковой подготовки

80 064 959

174 742 940

92 314 898

82 428 042

189,3

Другие расходы на национальную оборону

18 218 819

55 983 765

21 006 298

34 977 467

266,5

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

2 475 199 150

3 817 039 995

2 853 904 619

963 135 376

133,7

Органы внутренних дел

1 095 295 567

1 710 925 718

1 262 875 789

448 049 929

135,5

Органы прокуратуры

83 868 638

126 803 407

96 700 539

30 102 868

131,2

Органы пограничной службы

244 369 640

332 006 606

281 758 195

50 248 411

117,8

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы

224 718 732

334 895 694

259 100 697

75 794 997

129,3

Органы государственной безопасности

197 345 904

292 791 306

227 539 827

65 251 479

128,7

Государственные нотариальные конторы

25 580 614

39 050 305

29 494 448

9 555 857

132,4

Органы судебной власти

147 478 187

236 529 702

170 042 350

66 487 352

139,1

Таможенные органы

146 087 412

223 545 706

168 438 786

55 106 920

132,7

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям

286 154 835

483 083 434

329 936 525

153 146 909

146,4

Предупреждение и ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций

15 949 278

22 404 876

18 389 518

4 015 358

121,8

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности

520 000

1 960 000

599 560

1 360 440

326,9

Другие расходы в области  правоохранительной деятельности и  обеспечения безопасности

7 830 343

13 043 242

9 028 385

4 014 857

144,5

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

12 932 670 139

7 229 635 431

14 911 368 670

- 7 681 733 239

48,5

Общие экономические вопросы

1 144 463

1 512 202

1 319 566

192 636

114,6

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная  деятельность

3 463 464 520

3 293 802 323

3 993 374 591

- 699 572 268

82,5

Лесное хозяйство

228 653 082

324 274 742

263 637 004

60 637 738

123,0

Промышленность, энергетика, строительство  и архитектура

1 842 716 251

980 194 454

2 124 651 837

- 1 144 457 383

46,1

Транспорт

224 895 793

380 830 612

259 304 849

121 525 763

146,9

Дорожное хозяйство

1 108 641 010

1 246 682 443

1 278 263 084

-31 580 641

97,5

Связь

138 879 874

149 748 974

160 128 495

- 10 379 521

93,5

Другие отрасли национальной экономики

91 635 183

132 936 494

105 655 366

27 281 128

125,8

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и  проекты, связанные с национальной экономикой

107 795 737

150 939 398

124 288 485

26 650 913

121,4

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

233 418 869

307 651 621

269 131 956

38 519 665

114,3

Природоохранная деятельность

10 677 673

10 216 455

12 311 356

- 2 094 901

83

Охрана природной среды

157 543 277

226 352 290

181 647 398

44 704 892

124,6

Охрана растительного и животного  мира. Мониторинг окружающей среды

55 234 199

77 471 412

63 685 031

13 786 381

121,6

Фонды охраны природы

92 309 078

138 880 878

106 432 366

32 448 512

130,5

Охрана земель

10 000 000

10 000 000

11 530 000

8 847 000

86,7

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и  проекты в области охраны окружающей среды

3 010 439

3 303 638

3 471 036

- 167 398

95,1

Другие расходы в области  охраны окружающей среды

62 187 481

67 779 239

71 702 166

- 3 922 927

94,5

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

85 802 334

41 596 817

98 930 091

- 57 333 274

42,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

20 840 115

29 951 533

24 028 653

5 922 880

124,6

Благоустройство населенных пунктов

1 427 762

4 925 000

1 646 210

3 278 790

299

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и  проекты в области жилищно-коммунальных услуг

1 224 000

1 350 000

1 411 272

- 61 272

95,7

Другие расходы в области  жилищно-коммунальных услуг

62 310 456

5 370 279

71 843 956

- 66 473 677

7,5

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1 260 955 441

1 571 558 566

1 453 881 623

117 676 943

121,9

Медицинская помощь населению

604 224 514

862 839 916

696 670 865

166 169 051

123,9

Санитарно-эпидемиологический надзор

12 644 547

23 968 609

14 579 163

9 389 446

164,4

Прикладные научные исследования, НТ программы и проекты в области  здравоохранения

43 550 492

57 769 557

50 213 717

7 555 840

115,0

Другие расходы в области  здравоохранения

600 535 887

626 980 485

692 417 878

-65 437 393

90,5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

537 069 602

740 493 519

619 241 251

121 252 268

119,6

Физическая культура и спорт

186 388 898

248 343 322

194 152 399

54 190 923

127,9

Культура

180 074 934

265 986 210

207 626 399

58 359 811

128,1

Средства массовой информации

167 185 329

214 728 239

192 764 684

21 963 555

111,4

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

2 331 695

9 018 382

2 688 444

6 329 938

335,4

Вопросы религии и иные вопросы  в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

1 088 746

2 417 365

1 255 324

1 162 041

192,6

ОБРАЗОВАНИЕ

1 423 233 161

2 142 633 201

1 640 987 835

501 645 366

130,6

Дошкольное образование

11 385 092

12 788 190

13 127 011

- 338 821

97,4

Общее среднее образование

38 382 735

67 496 303

44 255 293

23 241 010

152,5

Профессионально-техническое образование

14 413 616

22 209 377

16 618 899

5 590 478

133,6

Среднее специальное образование

281 014 234

411 072 751

324 009 412

87 063 339

126,9

Высшее и послевузовское образование

975 873 613

1 468 179 417

1 125 182 275

342 997 142

130,5

Повышение квалификации и переподготовка кадров

52 821 117

83 562 989

60 902 748

22 660 241

137,2

Внешкольное воспитание и обучение

7 360 412

12 177 589

8 486 555

3 691 034

143,5

Прикладные научные исследования, научно- технические программы и проекты в области образования

11 216 476

25 521 300

12 932 597

12 588 703

197,3

Другие расходы в области  образования 

30 765 866

39 625 284

35 473 043

4 152 241

111,7

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

3 024 604 200

4 362 998 364

3 487 368 643

875 629 721

125,1

Социальная защита

5 833 712

9 427 459

6 726 270

2 701 189

140,2

Пенсионное обеспечение

1 396 294 608

2 156 489 787

1 609 927 683

546 562 104

133,9

Молодежная политика

15 186 778

20 988 861

17 510 355

3 478 506

119,9

Помощь в обеспечении жильем

1 333 450 000

1 975 846 836

1 537 467 850

438 378 986

128,5

Другие вопросы в области  социальной политики

273 839 102

200 245 421

315 736 485

- 115 491 064

63,4

ВСЕГО

38 222 389 047

39 611 384 915

44 070 414 571

- 4 459 029 656

90


- -


Информация о работе Бюджет Республики Беларусь