Бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования его расходной части.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны.
- Проведение анализа состава и динамики расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
- Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………………………….8

1.1 Сущность государственного бюджета и его расходной части, их роль в макроэкономическом регулировании. …………………………………………. 8

1.2 Направления использования расходов государственного бюджета, их классификация…………………………………………………………………...11

1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита…………………………………………………………...16

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ за 2 года (2010-2011гг.)…………………………21

2.1. Состав расходов государственного бюджета……………………………21
2.2 Источники финансирования республиканского бюджета……………...24
2.3 Источники финансирования дефицита бюджета РБ…………………...25

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа состоит из  1 файл

курсовая! .doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

 

Общее финансирование дефицита государственного бюджета за исследуемый  период увеличилось почти в два  раза и составило 6 трлн. руб. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего финансирования снизился на 16,3 %, тогда как темп роста внутреннего финансирования составил 218,6 %.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в  условиях стабильности рыночной экономики  следует ограничивать 8–10 % к расходной  части бюджета [17, с. 76].

В 2011 году предел бюджетного дефицита (6 трлн. руб.) ограничен 6,65% к расходной части бюджета (39,6 трлн. руб.), так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый. В 2010 году предел бюджетного дефицита (2,7 трлн. руб.) ограничен 14,1% к расходной части бюджета (38,2 трлн. руб.), что указывает на неуправляемый бюджетный дефицит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Основная доля расходов государственного бюджета и в 2010 году была запланирована на финансирование общегосударственных расходов (38,7 %), отраслей экономики (33,8 % к итогу), социальной сферы (7,8 % к итогу), в 2011 году - на финансирование общегосударственных расходов (43,7 %), отраслей экономики (18,1 % к итогу), правоохранительной деятельности (9,5 % к итогу), национальной обороны (5,3 % к итогу), социальной сферы (7,8 % к итогу).

При этом за 2010 – 2011 гг. выявлен значительный рост доли расходов государственного бюджета на национальную оборону, здравоохранение, образование, социальную политику. Снизилась доля расходов государственного бюджета на финансирование национальной экономики, жилищно-коммунального строительства.

Основная доля общегосударственных расходов в 2011 году запланирована на финансирование трансфертов по различным уровням государственного управления, на обслуживание государственного долга, в качестве резервных фондов.

Расходы национальной экономики в 2011 году значительно снизились по сравнению с 2010 годом и запланированы на поддержку сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, дорожного хозяйства, лесного хозяйства, а также на научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой. В 2011 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как транспорт, связь, защита окружающей среды. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.

Политика государственных  расходов, как составной части  бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:

1. Приоритетное развитие  реального сектора экономики,  включая, прежде всего, наращивание  экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;

2. Сохранение социальной  направленности бюджетных расходов;

3. Финансирование целевых  государственных программ;

4. Выполнение заключенных  международных договоров и соглашений.

Вообще, смягчение напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в  долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.

Целями бюджетной политики в реальном секторе экономики  являются развитие конкурентных основ  деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики [9, с.26].

Структура бюджетных  расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и военно-политической напряжённости выглядит следующим образом:

1. Социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные  пособия, субсидии бюджетам местных  властей – 40-50%.

2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.

3. Расходы на вооружение  и материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.

4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции и т. д. – 5-10%.

5. Платежи по государственному  долгу – 7-8%.

Доля основных статей в государственном бюджете Республики Беларусь за 2010 – 2011 годы соответствует вышеуказанным нормам. Однако удельный вес обслуживания государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления снизился составляет 1,6 % к общему объему бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран.

Поэтому, для оптимизации  расходной части бюджета, следует  увеличить финансирование бюджета  на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.

Несмотря на то, что  расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение  составляют около 30 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.

Поэтому требуется усилить  социальную направленность бюджета, гарантирующую  защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Поскольку бюджетные  ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения  должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.

Преобладающая часть  средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты  пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом происходит некоторое повышение удельного веса затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, и других непроизводительных расходов.

Стратегические направления  расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить приоритетность  в выборе направлений и объектов  финансирования за счет средств  государственного бюджета.

2. В целях обеспечения  отраслям экономики равного доступа  к бюджетным ресурсам упразднить  целевые бюджетные фонды в  составе бюджета. 

3. Обеспечить реструктуризацию  доходов бюджета на отрасли  хозяйства на базе инвентаризации  собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.

4. Для создания условий  формирования собственных доходов  ускорить поэтапное увеличение  цен и тарифов на услуги, оказываемые  предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.

5. Высвободившиеся бюджетные  ресурсы направлять в виде  адресных субсидий потребителям  услуг соответствующих отраслей  – населению и предприятиям.

6. Разработать механизм  перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это в первую очередь имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.

7. Снизить бюджетное  финансирование отраслей хозяйства  за счет сокращения государственного  сектора экономики в результате  приватизации объектов государственной  собственности. 

8. Повысить уровень  планирования расходов бюджета на основе их собственности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.

Расходы бюджета зависят  от его доходов. Между расходной  и доходной частями существует органическая связь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых доходов.

Анализ структуры доходов  государственного бюджета показал  снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых  поступлений (с 11,4 % в 2010 году до 7,7 % в 2011 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 3,7 %.

Увеличение удельного  веса неналоговых доходов на 1,17 % объясняется планируемым ростом доходов от осуществления приносящей доходы государственной деятельности с темпом роста за 2010 – 2011 годы – 125,5 %. Темп роста прочих неналоговых доходов составил 347,8%.

Таким образом, анализ доходной части бюджета указывает как  на имеющиеся некоторые положительные  результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.

В области бюджетной  политики большое значение имеет  работа по увеличению государственных  доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных  расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

Для того чтобы увеличить  поступления в бюджет, требуется  максимально упростить налоговую  систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и  пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых –  обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

· повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;

· упрощение налоговой  системы за счет установления закрытого  перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также  порядка уплаты;

· обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Таким образом, действующая  сегодня в республике налоговая  система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых  налогов и сборов и отработки  механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Вопросы управления бюджетным  дефицитом актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система  мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует  дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [17, с. 76].

В 2011 году предел бюджетного дефицита ограничен 6,65 % к расходной части бюджета. Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.

Для покрытия дефицита государство  прибегает к заимствованиям, как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Национальный долг, с одной  стороны, является пассивом для государства  и активом держателей ценных бумаг  государственного заимствования. Таким образом, стоимость в результате государственных заимствований не теряется.

Информация о работе Бюджет Республики Беларусь