Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.docx

— 443.21 Кб (Скачать документ)

   МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

   «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

   ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И УПРАВЛЕНИЯ

   Кафедра экономической теории и права 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   По  дисциплине «Макроэкономика»

   На  тему: «Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь» 
 

   Студентка 75им группы

   Бондарь Мария Олеговна

   Шифр  №104030 

   Руководитель  курсовой работы

   Григорьева  Виктория Борисовна 
 
 

Минск 2011

   РЕФЕРАТ

   Тема  курсовой работы: Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь

   Стр. 35 табл. 8, ил. - , библиогр. — 18 назв.

   Ключевые  слова: государственный бюджет, бюджетная политика, бюджетное регулирование, бюджетный дефицит, профицит, финансовая система , дотация, субсидия.

Объект  исследования: государственный бюджет страны.

   В работе проведен анализ понятия государственного бюджета и бюджетного регулирования, а также особенностей и направлений бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

   Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней цифровой материал правильно  и объективно отражает состояние исследуемой проблемы. 

                                     _______________

   (Подпись)  
 
 

 

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.

Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования                                         

1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6

1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12

1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14

Глава 2 Основные направления бюджетной политики  Республики

 Беларусь.                                                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30

Список  использованной литературы………………………………………… ..32                                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Бюджет  является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических  формациях доходы государства имели  преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась  за счет различного рода повинностей  и поступлений от натуральных  сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении  составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и  расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

  Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты  были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х годах XVII века существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.

  На  момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных  доходов и расходов государства. Для того времени такое определение  было вполне приемлемым, поскольку  бюджет государства возник и начал  действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.

  Государственный бюджет является главным в системе  финансовых планов любой страны, поскольку  объединяет их в единую систему, определяя  на текущий год финансовые взаимоотношения  государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета  основным финансовым планом характеризует  его важное место в перераспределении  национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

  Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.

  Итак, по своей внешней форме государственный бюджет это ни что иное, как основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1

    Государственный бюджет и его роль в национальной экономике. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования

  1.1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике 

  Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную казну[1, с.415].

  Бюджет  как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной  характеристики его сущности.

  Если  содержание термина "финансы" включает в себя такие понятия, как "финансы" - "финансовый план" - "финансовые ресурсы", тогда по аналогии термин "бюджет" будет иметь следующее  содержание: "бюджет" - "бюджетный  план" - "бюджетный фонд".

  Бюджет  является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части  денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.

  Бюджет  является абстрактной экономической  категорией, т.е. обобщенным представлением реально существующих явлений и  процессов, в результате которых  происходит распределение общественного  продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные  отношения, которые потом материализуются  в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.

  Сущность  бюджета одинакова во всех странах  мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

    Каждое государство имеет бюджетный фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу образования и использования многих видов денежных фондов (предприятий и организаций различных форм собственности, государства, кредитной системы), то бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется один бюджетный фонд. Таким образом, в результате организуемых государством экономических отношений формируется государственный централизованный бюджетный фонд.

  В процессе финансово-экономических  отношений формируется денежный фонд Правительства (республиканский  или федеральный бюджет) и органов  местного самоуправления (местные бюджетные  фонды).

  Бюджетные фонды имеют сложную организационную  структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в национальной экономике, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.

  На  каждом уровне управления бюджетный  фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему  исполнения бюджетов, которую можно  представить как совокупность:

  - источников финансовых ресурсов;

  - объектов бюджетного инвестирования;

  - органов управления;

  - инфраструктуры и алгоритмов  их взаимоотношений, обеспечивающих  достижение целей бюджета во  множестве возможных реальных  условий.

  Модель  бюджетной системы состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных  сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных  учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.

  Согласованность элементов бюджетной системы  является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение  равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами  сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер.

  Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов различных уровней.

  Учитывая  результаты теоретических исследований финансов и бюджета, обобщая точки  зрения видных ученых-экономистов, а  также принимая во внимание нормативные  документы, можно определить бюджетную  систему как совокупность взаимодействующих  финансово-бюджетных институтов, бюджетных  фондов, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетного механизма, направленных на цели удовлетворения общегосударственных  потребностей и финансирования социально-экономических  программ в масштабах страны.

Информация о работе Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь