Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение всех стадий бюджетного процесса, и на основе их анализа в Республике Беларусь предложить направления совершенствования бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:
- изучение основ организации бюджетного процесса;
- рассмотрение основных этапов бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения;
- изучение организации исполнения бюджета в Республике Беларусь;
- анализ исполнения бюджета Республики Беларусь в нынешнем году.

Содержание

Введение 5
1 Основы организации бюджетного процесса 7
2 Основные стадии бюджетного процесса и их характеристика 12
2.1 Составление бюджета 12
2.2 Рассмотрение и утверждение 15
2.3 Организация исполнения бюджета 19
3 Анализ исполнения бюджета в Республике Беларусь за 2011 год 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А Исполнение бюджета сектора органов
государственного управления за январь-октябрь 2011 года 36

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 61.18 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                      5

1 Основы организации бюджетного  процесса                                                       7

2 Основные стадии бюджетного  процесса и их характеристика                     12

2.1 Составление бюджета                                                                                         12

2.2 Рассмотрение и утверждение                                                                            15

2.3 Организация исполнения бюджета                                                                   19

3 Анализ исполнения бюджета  в Республике Беларусь за 2011 год               27

Заключение                                                                                                                32

Список использованных источников                                                                       34

Приложение А  Исполнение бюджета сектора органов

государственного управления за январь-октябрь 2011 года                          36                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетный процесс – важнейшая  составная часть бюджетного права. Он предусматривает деятельность государства в лице его органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс обеспечивает государство основным финансовым планом. Поэтому необходимо иметь чёткое представление об основах организации  бюджетного процесса, о последовательности и содержании его основных этапов.

Актуальность темы курсовой заключается в том, что бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. Без организации эффективного бюджетного процесса невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения современной рыночной экономики.

Объектом исследования работы является бюджетный процесс Республики Беларусь.

Предметом исследования являются этапы бюджетного процесса Республики Беларусь.

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение всех стадий бюджетного процесса, и на основе их анализа в Республике Беларусь предложить направления совершенствования бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:

-  изучение основ организации бюджетного процесса;

- рассмотрение основных этапов бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения;

-  изучение организации исполнения бюджета в Республике Беларусь;

-  анализ исполнения бюджета Республики Беларусь в нынешнем году.

Основными источниками при  подготовке курсовой работы  были: действующее  законодательство, учебники и монографии, статистические данные; материалы периодической  печати, электронные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

 Бюджетное законодательство  Республики Беларусь закрепляет основы бюджетного процесса и детально регламентирует его. Бюджетный процесс является составной частью бюджетного права - это один из институтов подотрасли «бюджетное право», который устанавливает порядок применения норм материального права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы  бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов, своевременности  и строго целевого расходования бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З,  бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.  

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Республики Беларусь;

- Парламент Республики Беларусь;

- Правительство Республики Беларусь;

- местные Советы депутатов;

- местные исполнительные и распорядительные органы;

- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- Национальный банк Республики Беларусь;

- иные  государственные  органы,  на  которые  в  соответствии  с законодательством  возложены  права и обязанности  по  регулированию бюджетных   отношений,   организации  и   осуществлению   бюджетного процесса;

- распорядители и получатели бюджетных средств;

- банки,  иные  организации  и  физические  лица,  участвующие  в бюджетном процессе [4].

В экономической и правовой литературе встречаются различные  подходы к определению принципов  бюджетного процесса. Рассмотрев их, можно  выделить наиболее общий подход к  данному вопросу.

Таким образом, принципами бюджетного процесса являются:

1) единство и полнота охвата всех доходов и расходов;


2) гласность и публичность;

3) ежегодность;

4) специализации бюджетных показателей;

5) реальность запланированных бюджетных средств;

6) самостоятельность;

7) сбалансированность;

8)разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной власти.

Единство  и полнота охвата доходов и  расходов означает, что при составлении проекта бюджета должны быть учтены все источники доходов на предстоящий бюджетный год, а также планирование их на последующие годы с учетом экономических показателей общественного производства.

Принцип гласности и публичности предполагает, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати.

Ежегодное повторение всех стадий позволяет выделить такой  принцип, как принцип ежегодности.

Сквозным, охватывающим все стадии бюджетного процесса, является принцип специализации бюджетных показателей. Это выражается в части доходов в единых источниках, расходов — целевых направлениях. Принцип специализации бюджетных показателей воплощен в единой бюджетной классификации, систематизированной группировке доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Реальность  запланированных бюджетных средств должна соответствовать возможности бюджета произвести запланированные расходы, желательно их сбалансировать, т.е. установления правильного соотношения между доходами и расходами. Важное условие этого принципа — соответствие расходов бюджета его доходам, создание денежных резервов.

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти. Составление и исполнение бюджета относится к компетенции исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – представительной власти, контроль за исполнением бюджета – совместной компетенции той или другой ветвей власти [14, с. 98].

Бюджет действует  в течение года. В Республике Беларусь, как и во 
многих других странах, бюджетный (финансовый) год для всех бюджетов совпадает с календарным, т.е. начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Но срок действия бюджета не совпадает с бюджетным циклом, под которым понимается время от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении.

Регулирование бюджетного процесса осуществляется посредством  применения норм бюджетного права, закрепленных в законе о бюджетной системе, ежегодно принимаемых законах о бюджете на предстоящий год. Однако в силу того, что бюджетная деятельность регламентируется также нормами государственного права, субъекты бюджетного процесса руководствуются нормативами регламентного характера, содержащимися в законах о Национальном собрании, Президенте, Совете Министров, а также подзаконными актами.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные  бюджеты - решениями местных Советов  депутатов.

Правительство Республики Беларусь устанавливает для Министерства финансов сроки составления расчетных  показателей по доходам и расходам консолидированного бюджета Республики Беларусь, республиканского бюджета  и консолидированных бюджетов областей и города Минска.

Рассмотрение и утверждение  бюджетов и отчетов об их исполнении производятся гласно, за исключением  случаев, когда рассматриваются  вопросы, отнесенные законодательством  Республики Беларусь к категории  государственных секретов.

Для определения бюджетно-финансовой политики в соответствии с программой социально-экономического развития Республики Беларусь областные (Минский городской) исполнительные и распорядительные органы представляют в Министерство финансов консолидированные бюджеты  на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные  Министерством финансов.

Порядок и сроки составления  и представления местными исполнительными  и распорядительными органами консолидированных  местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год и отчетов об их исполнении за предыдущий финансовый (бюджетный) год устанавливаются  финансовыми органами местных исполнительных и распорядительных органов вышестоящего уровня с учетом порядка и сроков, установленных для них Министерством финансов.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные и  распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих местных  бюджетов.

Министерство финансов составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый (бюджетный) год, включающий отчеты об исполнении республиканского бюджета  и бюджетов областей и города Минска, и представляет его Правительству  Республики Беларусь.

Формы бюджетной документации по республиканскому и местным бюджетам определяются Министерством финансов [3, с. 64].

Таким образом, бюджетный  процесс – важнейшая составная  часть бюджетного права, установленный  правовыми нормами процесс деятельности государства в лице его органов  по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс  состоит из четырех стадий: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Остановимся на их рассмотрении более подробно во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

2.1 Составление  бюджета

 

Составление проекта  республиканского бюджета имеет  целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена  в республиканском бюджете, в  бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном  бюджете республики для направления  на финансирование расходов и мероприятий  общегосударственного и местного значения.

Составление проекта  бюджета происходит в несколько  этапов. Первый состоит в доведении  Министерством финансов по поручению  Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления  республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению  общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого  бюджета, суммы отдельных видов  доходов и расходов, размера собственных  доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений общереспубликанских и других налогов  и доходов.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь