Бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования его расходной части.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны.
- Проведение анализа состава и динамики расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
- Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………………………….8

1.1 Сущность государственного бюджета и его расходной части, их роль в макроэкономическом регулировании. …………………………………………. 8

1.2 Направления использования расходов государственного бюджета, их классификация…………………………………………………………………...11

1.3 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита…………………………………………………………...16

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ за 2 года (2010-2011гг.)…………………………21

2.1. Состав расходов государственного бюджета……………………………21
2.2 Источники финансирования республиканского бюджета……………...24
2.3 Источники финансирования дефицита бюджета РБ…………………...25

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа состоит из  1 файл

курсовая! .doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

a) расходы на финансирование  юридических лиц. Они в свою  очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по  формам собственности, по видам  деятельности, по типам предприятий,  по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

– прямые – расходы, которые  непосредственно перечисляются  гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

– косвенные – финансирование происходит через датирование товаров первой необходимости.

Классификация расходов бюджета регулируется Законом РБ от 05.05.1998 № 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 № 189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»):

      • Функциональная классификация – группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Состоит из четырех уровней: первым уровнем являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства; вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. [10]

В качестве примера рассмотрим следующую функциональную классификацию  расходования бюджетных средств. Первым уровнем такой классификации  является раздел «Здравоохранение», вторым – подразделы: «Медицинская помощь населению», «Санитарно-эпидемиологический надзор», «Прикладные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения», «Другие расходы в области здравоохранения». Третьим уровнем функциональной классификации расходов подраздела «Медицинская помощь населению» являются расходы на организацию работы поликлиник, больниц, стационаров, обновление парка машин скорой помощи и т.д. Четвертый уровень образуют расходы бюджетных средств на конкретные мероприятия (например, приобретение и ремонт машин скорой помощи отдельно взятой больницы).

 

Пример функциональной классификации приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам:

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов

01

 

Общегосударственные расходы

02

 

Национальная оборона

03

 

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

04

 

Национальная экономика

05

 

Охрана окружающей среды

06

 

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

07

 

Здравоохранение

 

01

Медицинская помощь населению

 

02

Санитарно-эпидемиологический надзор

 

03

Прикладные научные  исследования, научно-технические программы  и проекты в области здравоохранения 

 

04

Другие расходы в области здравоохранения

08

 

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

09

 

Образование

10

 

Социальная политика


Примечание. Источник [10]

 

  • Ведомственная классификация – группировка расходов бюджета по государственным органам и организациям, которые являются распорядителями средств. Утверждается Министерством финансов РБ.
  • Экономическая классификация – группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.
  • Программная классификация – группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу. [10]

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в  поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение  государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов  страны в различных сферах государственной  деятельности.

При формировании рыночных отношений происходит трансформация  качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

Особое внимание в  условиях развития рыночных отношений  уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п.

Значительная часть  государственных расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых  бюджетных и внебюджетных социальных фондов.

 

1.3 Источники финансирования  расходов государственного бюджета  и бюджетного дефицита.

 

Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

Доходы бюджета –  часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти. [16, с. 245]

Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность  и безвозвратность. Доходы бюджета  по экономическому признаку – это  часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета  в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней  по трем признакам:

1. Социально-экономическому.

2. Порядку и условиям  зачисления.

3. Юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:

  • – доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;
  • – доходы от граждан;
  • – доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • – пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.
  • По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:
  • – закрепленные;
  • – регулирующие;
  • – собственные;
  • – заемные.

Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости  от принципов подчиненности и  с учетом территориального признака поступления средств.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.

Закрепленные и регулирующие доходы – это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.

В случае временной недостаточности  собственных средств для финансирования запланированных расходов могут  привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы.

По юридическим формам доходы подразделяются на:

– налоговые;

– неналоговые.

Налоговые доходы – поступления  в виде налогов, установленных законодательством.

Неналоговые доходы –  имеют различную природу, но в  основном они возникают как плата  за оказанные государством услуги.

По бюджетной классификации  Республики Беларусь доходы бюджета  подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.

Текущие доходы – все  доходные невозвратные платежи в  бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих  в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы: налоговые  доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы, и обязательные платежи.

Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости  от объекта налогообложения или  в соответствии с источником возникновения  налоговых обязательств.

Социальные отчисления – обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию, социальной поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.

Неналоговые доходы и  обязательные платежи – платежи  и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в  бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.

Капитальные доходы –  невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.

Капитальные доходы делятся  на две группы: налоговые и неналоговые  доходы и обязательные платежи. Капитальные  налоговые доходы – налоги на капитальные  активы (имущество), взимаемые нерегулярно  и со значительными временными интервалами. Капитальные неналоговые доходы – доходы, включающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных).

Безвозмездные поступления  – добровольные и безвозмездные  поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления.

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

  • сбалансированность доходов и расходов бюджета;
  • превышение доходов над расходами (профицит бюджета);
  • превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).

Идеальный вариант —  полное покрытие расходов доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

- рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений

государства в развитие экономики  страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование  экономических процессов;

Информация о работе Бюджет Республики Беларусь