Анализ результатов эффективности бюджетных расходов (на примере Муниципального Образования города Усть-Илимска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:20, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ финансового положения и качества управления финансами муниципального образования и разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности муниципального образования в г. Усть-Илимске.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
- рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
- проанализировать расчет показателей оценки достигнутых результатов;
- разработать конкретные предложения по улучшения результатов деятельности муниципального образования;
- экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.

Содержание

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3
1.1 Финансы муниципальных образований: понятие, состав, направления использования 3
1.2 Механизм оценки финансового положения и качества управления финансами 3
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА 3
2.1. Характеристика муниципального образования г. Усть-Илимска 3
2.2. Оценки финансового положения и качества управления финансами муниципального образования в г. Усть-Илимске 3
2.3. Сравнительный анализ результатов оценки финансового положения муниципального образования г. Усть-Илимск 3
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансового состояния муниципального образования г. Усть-Илимск

Работа состоит из  1 файл

ВКР_Дедюля В.И..docx

— 457.94 Кб (Скачать документ)

Значение индикатора Р23 за три года не изменяется и находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), соответственно, значение оценки равно 0 из 0,5 при наилучшем качестве управления.

 

Индикатор Р24 - ограничение предоставления бюджетных  кредитов, гарантий и субсидий предприятиям, данный индикатор отслеживает практику ограничения предоставления бюджетных кредитов и субсидий организациям и предприятиям (в первую очередь промышленности, торговли, сельского хозяйства, финансов). Объем предоставленных муниципальным образованием бюджетных кредитов и субсидий коммерческим организациям конкурентных отраслей отражает масштаб участия муниципального образования в региональной экономике и соответствующий объем финансовых ресурсов общественного сектора, отвлекаемый для финансовой поддержки реального сектора.

Величина индикатора в 2008,2009,2010 годах не изменяется и составляет 0,0(0,0%).

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом): 0 процентов, максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом): 5 процентов.

Значение индикатора за три года находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), соответственно, значение оценки равно 0,5 из 0,5 возможных.

7) Индикаторы  Р25-Р54, показывают учет, отчетность  и прозрачность муниципального  образования.

Индикатор Р25 - Накопительный учет стоимости финансируемых  из местного бюджета капитальных  вложений

Данный индикатор отражает практику накопительного учета стоимости  финансируемых из местного бюджета  расходов на строительство, капитальный  ремонт, модернизацию оборудования и  предметов длительного пользования  в случае, если срок выполнения финансируемых  мероприятий выходит за пределы  финансового года. Накопительный  учет стоимости предполагает учет всех объемов финансирования прошлых  лет по каждому объекту в текущих  ценах и учет остаточного объема финансирования.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом):

- наличие методики учета накопительной стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений, утвержденной нормативным правовым актом муниципального образования - (методика отсутствует);

- данные по всем объектам строительства, капитального ремонта и модернизации оборудования на текущий год входят в состав ежегодной финансовой отчетности муниципального образования;

- в составе отчетности содержится: количество объектов капитальных вложений, общая стоимость в текущих ценах, остаточная стоимость на 1 января текущего года, объем финансирования в отчетном году, плановые (прогнозные) показатели – расшифровки предоставляются по запросу.

Значение за данного индикатора финансового положения и качества управления финансами муниципалитета определяется как доля от удельного веса относительной значимости индикатора, следовательно, значение оценки за 2008,2009,2010 года не изменяется и равно 0,15 из 0,5 возможных.

 

Индикатор Р26 - Действующий официальный сайт в  сети Интернет (или раздел на сайте) финансового органа

Официальный сайт финансового  органа муниципального образования  должен являться основным каналом раскрытия  информации о финансовой политике органов  местного самоуправления муниципального образования.

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - финансовый орган муниципального образования имеет раздел на официальном сайте, содержащий:

- организационную структуру финансового органа муниципального образования;

- решения Городской Думы о бюджете города и среднесрочный финансовый план;

- отчетность об исполнении бюджета города;

- муниципальные правовые акты муниципального образования, регулирующие бюджетные и налоговые отношения.

По данному индикатору за 2008,2009,2010 года соблюдается перечень необходимых условий для отнесения муниципального образования к оптимальному качеству управления финансами), соответственно, значение оценки по индикатору равно 1,5 из 1,5 возможных.

 Индикатор Р27 – Проведение социологических опросов населения по вопросам, связанным с оказанием бюджетных услуг.

Индикатор отражает степень  учета требований населения муниципального образования к конкретным параметрам налогово-бюджетной политики муниципального образования. Регулярное использование  процедуры социологических опросов  при принятии того или иного решения  обеспечивает высокую прозрачность и эффективность бюджетного процесса.

Величина индикатора за 2008 и 2009 года равна 0,01(1%) составляет а 2010 году увеличивается на 20% и равна 0,031(3%).

Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом): 5 процентов, максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом): - 1 процент.

Значение индикатора лежит  в интервале между двумя критическими значениями, причем, значение индикатора наиболее приближено к величине, характеризующей  максимальный риск неплатежеспособности (наихудший уровень качества управления финансами).

Оценка по индикатору за три года не изменяется и составляет 0,05 из 0,5 возможных баллов.

По индикаторам Р29, Р30, Р31, Р32, Р33, Р34, Р35, Р36, Р37, Р41, Р43, Р44, Р49, Р50, Р51, Р54 выполнены не все условия  для того, чтобы муниципальное  образование попало в зону минимального риска неплатежеспособности (наилучшего уровня управления бюджетом). При этом пропорциональное определение доли выполняемых условий в удельном весе относительной значимости индикатора определили фактические веса индикаторов. Это позволило получить определенное количество баллов по каждому индикатору.

Для определения значения по индикаторам Р28, Р38, Р39, Р40, Р42, Р45, Р46, Р47, Р48, Р52, Р53 недостаточно исходных данных, следовательно, по данным индикаторам  муниципалитет получает наихудшую  оценку.

Итоговая бальная оценка по учет, отчетности и прозрачности составила за 2008-5,89, 2009-5,91, 2010-6,35.

2.3. Сравнительный анализ  результатов оценки финансового  положения муниципального образования  г. Усть-Илимск

С учетом полученных результатов  оценки качества управления муниципальными финансами скорректирована комплексная  оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных  образований, проводимая в соответствии с приказом Минфина РФ от 2 августа 2004 г. N 223»О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями от 18 августа 2005 г.).

В качестве исходных данных для проведения оценки за 2008,2009, 2010 года использовались финансовая отчетность и информация муниципальных образования  г Усть-Илимск за 2008, 2009, 2010 года.

Рассмотрим структура суммарной оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований на рис

 

 

 

 

В структуре суммарной  оценки качества управления финансами (с учетом удельного веса индикатора) по муниципальным образованиям наиболее высокие значения, соответствующие оптимальному качеству управления финансами, отмечаются по следующим направлениям финансовой политики и отдельным показателям.

По направлению «экономический уровень жизни населения» сумма  максимально возможных баллов 3,45, за 2008-2,20, за 2009-2,21, за 2010 год -2,74, за три  года значительное увеличение происходит в 2010 году по сравнению с 2009 годом  на 0,53 балла и приближается к максимально  возможным 3,45, за счет увеличения среднедушевых  доходов в 2008 году 6673 рубля, в 2009 году увеличивается на 334 рубля и составляет 7007 рублей, а в 2010 году по сравнению  с 2009 увеличивается на 21% и составляет 8828 рублей. Несмотря на экономический  кризис за 2009 год социально-экономическая  ситуация в городе характеризовалась  как стабильная. Сохранился сравнительно небольшой, но все-таки рост основных показателей, характеризующих уровень жизни  населения. Среднемесячная заработная плата по городу составила 18485 рублей - это на 5,0 % выше показателя 2008 года. Среднемесячная заработная плата работников крупных, средних и некоммерческих организаций города в 2010 году составила 21743 рубля или 112,7% к уровню 2009 года, но заработная плата работников муниципальных  учреждений уменьшилась по сравнению  с 2009 годом на 3,5%, это говорит о  том заработная плата в муниципальных  учреждениях, относительно других организаций  города, росла более низкими темпами  чем в 2009 году. Одной из характеристик, определяющих уровень благосостояния населения, является отсутствие задолженности  по выплате заработной платы в 2009, и в 2010 годах.

По направлению «выполнения  требований федерального законодательства»  из 3 возможных за 2008 и 2010 года набрали  по 3 балла, только за 2009 год набрали 2,25, за счет не выполнения по налоговым  и неналоговым доходам за 2009 года поступило 718322 тыс. руб., что на 208704 тыс. руб. или 22,5 % меньше, чем  за соответствующий  период прошлого года. Основной причиной снижения поступлений явилась передача с 01.01.09г. нормативов отчислений в областной  бюджет (100% по транспортному налогу, 100% по налогу, взимаемому в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, 5% по НДФЛ). В бюджет города недопоступило этих налогов  в 2009 году 123492 тыс.руб. Кроме того на поступление доходов оказали  влияние негативные тенденции, вызванные  кризисными явлениями экономике  города (снижение и свертывание объемов  производства, сокращение численности  работающих, в 2009 году высвобождено во всех сферах деятельности в целом  по городу 698 человек.), что привлекло  за собой уменьшение налогооблагаемой базы 2НДФЛ.

В 2010 году произошли изменения  в лучшую сторону уточненный план поступлений в целом по бюджету  выполнен на 79,4%, недопоступило 419135 тыс.руб., из них налоговых и неналоговых  доходов - 194372 тыс.руб. (в основном НДФЛ и поступления от реализации муниципального имущества, пояснения будут приведены  ниже), безвозмездных поступлений  недопоступило - 224763 тыс.руб.( не поступила  в 2010 году субсидия на ремонт верхового  моста через реку Ангара в сумме 218400 тыс.руб.). Фактические  доходы  бюджета города в целом по сравнению  с 2009 годом увеличились на 85 733 тыс.руб. или 5,6 %, Наибольшее увеличение поступлений, на 68 322 тыс.руб. или 9,5%, в 2010 году по сравнению  с 2009 годом произошло по налоговым  и неналоговым доходам, в том  числе по НДФЛ на 27549 тыс.руб. или 8,5%, по госпошлине на 14493 тыс.руб. или 158 %, по доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 9489 тыс. руб.или 28,7 %. Причинами увеличений поступлений  стали, как изменение федерального законодательства (госпошлина), так  и стабилизация экономической ситуации и постепенный выход экономики  города из финансового кризиса (НДФЛ, доходы от продажи).

Наименьшие значения оценок (соответствующие наихудшему качеству управления финансами) отмечаются по направлению  «финансовая гибкость» из 7,80 возможных  баллов за 2008 год-3,71, за 2009-2,53, за 2010-2,77, при чем идет снижение в 2009 году по сравнению с 2008 на 1,18 баллов, а в 2010году по сравнению с 2009 увеличение на 0,17 баллов. Это указывает на значительный уровень дотационности муниципального образования, состояние кредиторской задолженности (что свидетельствует  о низком качестве управления финансами  в бюджетных учреждениях муниципального образования или о несвоевременном  финансировании муниципальным образованием собственных бюджетных учреждений). По направлению «долговая нагрузка»  из возможных 2,5 балла, за 2008год -2,00, за 2009год 1,87 произошло снижение на 0,17 баллов, за 2010-2,00 произошло увеличение на 0,17 баллов и по направлению «Управление  расходами» из 1,00 возможного балла  за три года не произошло изменений  и составил 0,50 баллов, исполнение бюджета  по расходам в разрезе статей укрупненной  структуры расходов бюджета (образование, здравоохранение, ЖКХ, транспорт, связь  и информатика); наличие порядка  финансирования кассовых разрывов; наличие  реестра муниципальных услуг; снижение дебиторской и кредиторской задолженности  предприятий ЖКХ, не менее чем  на 5 процентов; внедрение формализованных  процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования (наличие утвержденных методик по расчету платежеспособности бюджета  с учетом действующих и планируемых  к принятию долговых обязательств, расчета объема возможного привлечения  новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность муниципального образования);

Бюджет города Усть-Илимска  на 2008 год был утвержден решением Городской Думы города Усть-Илимска  от 19.12.2007г. № 68/380. В течение года в первоначальный бюджет были внесены  изменения, вызванные изменениями  областного законодательства, а также  в связи с уточнением собственных  доходных источников. Уточненные годовые  плановые назначения по доходам составили 1814103 тыс.рублей, фактически исполнено - 1764968 тыс.рублей, процент исполнения составил 97,3%. Расходная часть бюджета  города исполнена на 92,8% (план - 1 908,5 млн.рублей, исполнение - 1770,4 млн.рублей). Общий объём расходов за 2008 год  увеличился по сравнению с 2007 годом  на 26,2% (расходы 2008 года - 1 770,4 млн.рублей, расходы 2007 года – 1 402,8 млн.рублей). В  общей сумме расходов бюджета  города за 2008 год 64,6% составила заработная плата с начислениями на неё (1 143,4 млн. рублей). Заработная плата в 2008 году выплачивалась работникам бюджетной  сферы своевременно и задолженность  по состоянию на 1 января 2009 года отсутствует. Кроме того, в 2008 году за счет средств, перечисленных из областного бюджета  Иркутской области в декабре 2007 года, была частично погашена кредиторская задолженность по начислениям на заработную в общей сумме 31,7 млн.рублей.

Фактические доходы бюджета города за 2009 год составили 1529607 тыс. рублей, снижение по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года на 235 млн. 361 тыс. рублей или на 13,3 процента. Налоговые доходы составили 458 млн. 548 тыс. рублей – 82,5 процента к  соответствующему периоду прошлого года, неналоговые доходы – 259 млн. 774 тыс. рублей – 70,0 процентов, безвозмездные  поступления – 811 млн. 285 тыс. рублей - 97 %. Снижение доходов бюджета города привело к снижению расходов бюджета  города за 2009 год, которые составили 1млр. 522 млн. 341 тыс.руб. Снижение доходной части бюджета города приводит к  тому, что не в полном объёме исполняются  расходные обязательства муниципального образования.

В целях эффективного использования бюджетных средств  и оптимизации расходов бюджета  распоряжением главы Администрации  города от 02.02.2009г. № 13-р создана рабочая  группа по оценке эффективности деятельности Администрации города Усть-Илимска  и её постоянно действующих исполнительных органов, утвержден план антикризисных  мероприятий. Рабочая группа проводит детальный анализ расходов бюджета  города, результативности мероприятий, предусмотренных в муниципальных  целевых программах. Рассмотрены  планы мероприятий по оптимизации  расходов бюджета восьми постоянно  действующих исполнительных органов, являющихся главными распорядителями  бюджетных средств. Подвергнута  анализу деятельность структурных  подразделений и муниципальных  учреждений

Информация о работе Анализ результатов эффективности бюджетных расходов (на примере Муниципального Образования города Усть-Илимска)