Анализ результатов эффективности бюджетных расходов (на примере Муниципального Образования города Усть-Илимска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:20, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ финансового положения и качества управления финансами муниципального образования и разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности муниципального образования в г. Усть-Илимске.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
- рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
- проанализировать расчет показателей оценки достигнутых результатов;
- разработать конкретные предложения по улучшения результатов деятельности муниципального образования;
- экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.

Содержание

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3
1.1 Финансы муниципальных образований: понятие, состав, направления использования 3
1.2 Механизм оценки финансового положения и качества управления финансами 3
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА 3
2.1. Характеристика муниципального образования г. Усть-Илимска 3
2.2. Оценки финансового положения и качества управления финансами муниципального образования в г. Усть-Илимске 3
2.3. Сравнительный анализ результатов оценки финансового положения муниципального образования г. Усть-Илимск 3
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансового состояния муниципального образования г. Усть-Илимск

Работа состоит из  1 файл

ВКР_Дедюля В.И..docx

— 457.94 Кб (Скачать документ)

Органы местного самоуправления муниципального образования обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией [].

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [].

В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

1.2 Механизм оценки финансового положения и качества управления финансами

Бюджетная реформа сегодня  заметно продвинулась на уровень  муниципалитетов. Это потребовало  наличия параметров оценки эффективности  инструментов, применяемых для достижения результата в бюджетной политике.

В рамках реализации программы развития бюджетного федерализма в российской федерации приказом была утверждена методика оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Начиная с 2004 года осуществляется оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, итоги которой служат основой для составления рейтинга муниципальных образований была утверждена методика итоговой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципалитетов служат основой рейтинга муниципальных образований (отдельно по поселениям, муниципальным районам и городскому округу). Приказ Минфина РФ от 2 августа 2004 г. N223»О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями от 18 августа 2005 г.).

В соответствии с пунктом 2 "Плана действий на 2004 - 2005 годы по реализации программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации  на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации  от 15 августа 2001 года N 584", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2003 г. N 1934-р и в целях повышения эффективности и прозрачности формирования финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

- проводить комплексную  оценку финансового положения  и качества управления финансами  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  в обязательном порядке при  подаче заявки на получение  средств из Фонда реформирования  региональных финансов;

- осуществлять оценку  финансового положения и качества  управления финансами субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований в течение месяца  после получения заявки субъекта  Российской Федерации (муниципального  образования) на участие в оценке  финансового положения и качества  управления финансами субъекта  Российской Федерации (муниципального  образования), но не ранее 1 мая  каждого года.

- проводить оценку финансового  положения и качества управления  финансами муниципальных образований.

Данная методика предполагает проведение ежеквартальной (оперативной) оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, а также годовой (итоговой) оценки. Впервые она была проведена в 2006 году в муниципальных районах и городском округе по итогам первого полугодия и девяти месяцев. А при проведении годовой оценки наряду с муниципальными районами и городским округом оценивались также городские и сельские поселения. В дальнейшем было принято решение оценивать качество управления финансами и платежеспособность муниципальных районов, городского округа и поселений по итогам первого полугодия и по итогам года.

В основе Методики лежит  система индикаторов, отражающих отдельные  факторы финансового положения  или качества управления финансами.

В качестве исходных данных для проведения оценки используются официальные статистические данные, финансовая отчетность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, информация и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Если для определения  значения какого-либо индикатора финансового  положения и качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) предоставленных исходных данных недостаточно, то по данному  индикатору оцениваемый субъект  Российской Федерации (муниципалитет) получает наихудшую оценку.

Описание расчетов финансового  положения и качества управления финансами. Оценка финансового положения и оценка качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина финансового положения и качества управления финансами составляет 50 баллов.

Для каждого индикатора установлены  одно или два критических значения. В случае, если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то значение оценки равно 1.

Если значение индикатора лежит в интервале между двумя  критическими значениями, то по данному  индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1.

Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:

,

где:

Mi - оценка по индикатору i;

Vi - фактическое значение индикатора i;

Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами);

Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами).

В случае если индикатор  имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается, либо наивысшее значение, равное 1 (если фактическое значение индикатора находится  в области минимального риска  неплатежеспособности, максимального  качества управления финансами), либо наихудшее значение, равное 0 (если фактическое  значение индикатора находится в  области максимального риска  неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).

Для индикаторов установлен различный вес относительной  значимости. Различия в величинах  весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового  положения и качество управления финансами.

Итоговая оценка финансового  положения (качества управления финансами) определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующий  им вес относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:

,

где:

P - комплексная оценка финансового положения (качества управления финансами) муниципального образования;

Mi - оценка по индикатору i;

Wi - удельный вес i-го индикатора.

Индикаторы оценки финансового  положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации отражают ключевые факторы  платежеспособности, определяющие текущее  финансовое состояние и потенциальные  финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического  и нормативно-правового обеспечения  бюджетного процесса, результаты внедрения  передовых практик управления финансами, доступность и объективность  информации о финансово-экономическом  состоянии территории.

В приложении представлен (в каком?? Где ссылка) сводный перечень индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации.

При разработке были изучены и частично использованы материалы, разработанные для разных целей:

- методики оценки платежеспособности  и кредитоспособности субъектов  РФ и муниципальных образований,  утвержденные правовыми актами  Минфина России, отдельных субъектов  РФ:

- методики рейтинговых  агентств;

- положения Методических  рекомендаций субъектам РФ и  муниципальным образованиям по  совершенствованию системы управления  государственным и муниципальным  долгом, разработанные Минфином  России.

 В результате анализ  финансового состояния муниципальных  образований предложено проводить  на основе показателей перспективного  финансового плана, основных показателей  бюджета, графиков платежей по  долговым обязательствам муниципальных  образований, используя характеристики  финансовой устойчивости местных  бюджетов. Эта устойчивость определяется: бюджетной самостоятельностью; сбалансированностью;  платежеспособностью; размером и  структурой муниципального долга;  качеством бюджетного менеджмента  и др.

Каков же механизм оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципалитетов? Прежде всего, следует отметить, что оценка осуществляется на основании данных, содержащихся в отчете об исполнении местных бюджетов за отчетный период, данных из утвержденных на отчетный год бюджетов муниципальных образований (с учетом изменений на отчетную дату) и, наконец, исходя из информации налоговых органов (информационный ресурс «Расчеты с бюджетом»). Оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований осуществляется по следующим направлениям:

- соблюдение муниципальными образованиями основных требований Бюджетного кодекса;

- финансовое положение муниципальных образований;

- публичность управления муниципальными финансами.

Первоначально в качестве исходных данных для проведения оценки качества кроме вышеуказанных данных использовались информация, предоставленная непосредственно муниципальными образованиями о принятых нормативных правовых актах, и статистические данные о социально-экономическом положении муниципалитетов. На основе указанных данных мы оценивали такие параметры, как состояние муниципальной нормативной правовой базы, соблюдение муниципалитетами основных требований Бюджетного кодекса, социально-экономическое положение (муниципальных районов и городского округа), динамика отдельных финансовых показателей.

 Однако перечень используемых  показателей оценки качества  за 2006-2008 годы претерпел изменения. В связи с принятием соответствующей нормативной базы на уровне вновь образованных с 1 января 2006 года муниципальных образований из оценки качества управления финансами были исключены индикаторы, касающиеся оценки состояния муниципальной нормативной правовой базы, а также индикаторы социально-экономического положения муниципальных образований, поскольку органы статистики не разрабатывают социально-экономические показатели по каждому вновь образованному поселению.

А вот перечень индикаторов, оценивающих финансовое положение муниципальных образований, напротив, был расширен. Например, в целях соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства в него включены следующие индикаторы: соблюдение ограничения по размеру оплаты труда в органах местного самоуправления; осуществление муниципальных заимствований в соответствии с программой заимствований, утвержденной решением о бюджете; отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам; соблюдение муниципальными образованиями обязательств по финансированию из местных бюджетов инвестиционных программ (проектов) в рамках адресной инвестиционной программы и региональных целевых программ. Для улучшения качества планирования в муниципалитетах в перечень включены такие индикаторы, как отклонение объема собственных доходов уточненного бюджета от первоначально утвержденного бюджета и количество поправок, вносимых в решение о бюджете. В целях стимулирования муниципальных образований к осуществлению жилищного строительства включен индикатор «доля расходов бюджета на жилищное строительство».

Информация о работе Анализ результатов эффективности бюджетных расходов (на примере Муниципального Образования города Усть-Илимска)