Введение в экономическую теорию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:55, лекция

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"

Содержание

1. Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические отношения. Производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая стратегия и экономическая политика. Основные проблемы любой экономики и способы их решения
2. Потребности: понятие, подходы к классификации. Потребности и благосостояние. Основные показатели благосостояния.
3. Экономические блага и их классификации. Потребительские и инвестиционные товары и услуги. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
4. Ресурсы (факторы производства): понятие, подходы к классификации. Соподчиненность вещественных и человеческого факторов производства в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном производстве. Экономическая эффективность и социальный эффект (благосостояние). Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины.
5. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей) как основной принцип распределения ограниченных ресурсов в рыночном хозяйстве. Учебная модель "Кривая производственных возможностей": понятие, основные допущения, анализ. Закон возрастания альтернативных издержек.

Работа состоит из  1 файл

макро 1.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Тульский государственный  университет

 

 

 

 

Факультет экономики  и права

 

Кафедра «Мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

 

Специальности:  080105 «Финансы и кредит»,

080102 «Мировая  экономика»,

080109 «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»

 

Форма обучения  - очная

 

 

 

 

 

 

Тула 2005г.

 

 

 

Раздел I. «ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Тема. 1. «ВВЕДЕНИЕ В  ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ» 

 

1. Предмет, функции  и методы экономической теории. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические отношения. Производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая стратегия и экономическая политика. Основные проблемы любой экономики и способы их  решения

2. Потребности: понятие, подходы к классификации. Потребности и  благосостояние.  Основные показатели благосостояния. 

3. Экономические блага и их классификации. Потребительские и инвестиционные товары и услуги. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

4. Ресурсы (факторы  производства):  понятие, подходы  к классификации.  Соподчиненность  вещественных и человеческого  факторов производства в доиндустриальном, индустриальном  и постиндустриальном производстве. Экономическая эффективность и социальный  эффект (благосостояние). Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины.

5. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки  (издержки отвергнутых возможностей) как основной принцип распределения ограниченных ресурсов в рыночном хозяйстве. Учебная модель "Кривая производственных возможностей": понятие, основные допущения, анализ. Закон возрастания альтернативных издержек.

 

 

 

1. Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические отношения. Производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая стратегия и экономическая политика.

 

Экономическая теория - одна из  наук об обществе. Термин  "экономия" впервые предложен древнегреческим мыслителем  Ксенофонтом.  Встречается он и работах Аристотеля (IV в. до н. э.), которого иногда называют "отцом" экономической науки. В переводе с греческого  экономика означает "домоводство, законы ведения домашнего хозяйства" ("ойкос" - домохозяйство, "номос" - закон). Под экономикой  Аристотель понимал производство с целью потребления, самообеспечения.  Он отрицательно относился к хозяйствованию с  целью наживы, обогащения, в том числе ростовщической, торговой деятельности, называя их хрематистикой.

Как самостоятельная наука  экономическая  теория сложилась в период становления  капитализма,  в XVI-XVIII вв. Термин "политическая экономия" был введен французским мыслителем Антуаном де Монкретьеном. В 1615 г. он опубликовал "Трактат политической экономии". "Политический" означает  "государственный" (от греч. "полития" -  государство).

Представители первой экономической  школы - меркантилизма (А.Серра, Т. Мен, С. Фортрей) - предметом своего изучения считала обмен, торговлю, которая была, по мнению меркантилистов, единственным источником богатства.

Позже в XVII-XVIII вв. сложилась  классическая школа политической экономии (во Франции - Ф. Кенэ, А. Тюрго, Ж-Б. Сэй, в Англии – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо), предметом исследования которой стала сфера материального производства.

К. Маркс и другие представители  марксистской теории XIX в. изучали уже  не процесс создания богатства, а  взаимоотношения  основных социальных групп - наемных рабочих (эксплуатируемых) и капиталистов (эксплуататоров).

В конце XIX - начале XX  вв. разработка общих принципов экономической  теории сменяется исследованием  различных конкретных экономических  проблем, все большее распространение получает количественный анализ, основанный на применении математических методов. Термин "политическая экономия" (political economy) постепенно выходит из широкого употребления,  сменяясь термином "экономикс" (economics). Возникновение этого термина связано с именем выдающегося английского экономиста А. Маршалла, опубликовавшего в 1890 г. свой главный труд "Принципы экономической науки". 

 В середине XX в. под влиянием  идей великого английского экономиста  Дж. М. Кейнса, которого принято  считать основателем макроэкономики, (1936г. «Общая теория занятости, процента и денег») усиливается внимание к изучению роли государства в рыночном хозяйстве. По вопросу объемов, форм, методов государственного регулирования рыночного хозяйства - главный вопрос, по поводу которого во второй половине XX в. идет постоянная полемика между представителями  неоклассического направления и неокейнсианств -- основных современных течений экономической теории.

В современной экономической теории существует два подхода к определению ее предмета:

1) экономическая теория изучает экономические (производственные) отношения - отношения между людьми,  складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Подобного рода подход  к предмету экономики характерен не только для марксизма, но и для такого современного течения экономической мысли Запада, как институционализм;

2) экономикс (теория современного рыночного хозяйства) изучает наиболее эффективные пути использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей.

Эти подходы дополняют друг друга. Первое определение подчеркивает, что  предмет экономической теории - это  отношения между людьми по поводу производства благ. Второе раскрывает конечную цель производства - максимальное удовлетворение безграничных потребностей людей и способы достижения этой цели - эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов.

Для изучения экономических отношений  в экономике выделяют укрупненные  группы экономических агентов: домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир.

Домохозяйство – это физическое лицо или группа физических лиц, имеющих  обособленный бюджет. Домохозяйство  владеет ресурсами, продает их на рынке ресурсов, получает за их продажу  доходы и расходует их на потребление  благ или сберегает.

Фирма – экономический  агент (физическое или юридическое лицо или группа лиц), который покупает ресурсы, использует их для производства продукта, его продажи и получения прибыли.

Государство – это совокупность организаций, учреждений, обеспечивающих правовую инфраструктуру, «правила игры», производство общественных благ, перераспределние произведенных экономических благ.

Под предметом экономической теории иногда понимают поиск путей решения  основных экономических проблем:

1.Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

4. Способна ли система к адаптации?

Современная экономическая  теория делится на два основных раздела:

1. Микроэкономика  изучает экономические отношения на уровне домохозяйств, отдельных фирм, между производителями и потребителями на отдельных рынках товаров и услуг.

2. Макроэкономика  изучает национальное хозяйство в целом, а также мировое хозяйство.

Экономическая теория выполняет  следующие функции:.

1. Познавательная функция. Экономическая теория помогает понять, обобщить и сформулировать основные закономерности функционирования и развития экономики. Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся, причинно-следственные связи между экономическими процессами  и явлениями. Примерами экономических законов являются закон спроса, закон предложения и т.д. Экономические законы в отличие от юридических действуют независимо от воли и сознания людей, отражая существующие экономические отношения.

2. Практическая (конструктивная) функция. Экономические знания помогают принимать оптимальные решения в различных конкретных хозяйственных и житейских ситуациях всем субъектам экономических отношений: домохозяйствам (семьям), фирмам, государству, а также прогнозировать экономические процессы.

Знание экономической теории позволяет разработать научно обоснованную экономическую политику государства – систему мер, направленную на обеспечение экономического роста, экономической и социальной стабильности.

3. Идеологическая (критическая) функция. Экономическая теория, будучи наукой общественной не только отражает существующий порядок вещей, но и дает ему определенную оценку, тем самым способствует формированию определенного мировоззрения. Например, меркантилизм выражал интересы торгового капитала, купечества, классическая политэкономия - интересы буржуазии, марксизм –  интересы рабочего класса (пролетариата),

4. Методологическая функция. Экономическая теория служит теоретической базой для развития более конкретных практических экономических дисциплин, таких, например, как маркетинг, менеджмент и др.

Исходя из функций  экономической теории, выделяют позитивные и нормативные положения. Позитивные положения отражают конкретные факты, сложившуюся экономическую ситуацию. Например: "Увеличены таможенные пошлины на импортные автомобили". Или «Уровень инфляции за последний месяц составил 2%». Нормативные положения представляют собой субъективные оценки, прогнозы, сценарии возможного  экономического  развития. Например: "Увеличение таможенных пошлин на импортные автомобили будет способствовать развитию отечественного автомобилестроения». «Невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы позволяет снизить темпы инфляции». 

 Если предмет экономической  теории отвечает на вопрос, "что"  изучает эта наука, то ее  методы показывают, "как" она  изучает свой предмет.

Экономическая наука пользуется формально-логическими (формальная логика – изучение мысли с позиций структуры, формы) методами, общими для всех наук, в их числе методом абстракции, сочетанием анализа (разделение целого на части) и синтеза (соединение частей в целое), индукции (от частного к общему) и дедукции (от общего к частному), методами сравнения (метод, определяющий сходство и различия явлений и процессов) и аналогии (перенесение свойств известного явления на неизвестное).

  Использование метода абстракции (обобщения) позволяет сформулировать экономические категории - научные понятия, характеризующие сущность, важнейшие стороны экономических явлений (цена, конкуренция, спрос, инфляция, безработица, экономический рост, структура экономики и т.д.).

Помимо формально-логических методов, экономисты, как и представители  других общественных наук, широко используют диалектический подход, который предполагает  изучение экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии.

Важнейшими диалектическими приёмами являются :

1) восхождение от абстрактного к конкретному (раскрытие системы экономических отношений от простейших, сущностных элементов до реальной хозяйственной практики в ее многообразии);

2) единство исторического и логического (исследование закономерностей  развития экономических отношений через конкретные исторические события, которые очищаются от случайного, второстепенного).

Развитие экономикс с начала ХХ века характеризуется усилением  роли такого метода как экономико-математическое моделирование.

Экономическая модель –  это формализованное (в виде системы  уравнений, графика или схемы) описание экономического процесса или явления, отражающее главные его характеристики (например, кривая производственных возможностей).

Экономисты используют также методы экономическое экспериментирование. Экономическое экспериментирование - это искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых результатов.   Например, экономические эксперименты на микроуровне – это новые системы организации труда и оплаты труда Ф. Тейлора, Генри Форда, попытки внедрения хозрасчета, бригадного подряда в СССР,  "кружки качества" в Японии и т. д.. Если эксперимент оказывается удачным, то он становится повседневной хозяйственной практикой.

Экономическое экспериментирование  на макроуровне (уровне отдельного государства  или группы государств) практически  сливается с государственной  экономической политикой, которая заключается  в том, чтобы сознательно воздействовать на хозяйство, стимулируя полезные для общества изменения. Например, «шоковая терапия» Е. Гайдара.

 

2. Потребности: понятие, подходы к классификации. Потребности и  благосостояние.  Основные показатели благосостояния. 

 

Потребности - это необходимость, нужда человека в чем-то, в определенных условиях жизни.

Существуют различные подходы  к классификации потребностей. В  обществознании обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности.

Известная классификация потребностей американского психолога А. Маслоу, так называемая «пирамида потребностей» ( элементарные потребности => потребности в безопасности=>потребности в дружбе, любви, принадлежности к социальной группе=>потребности в уважении, престиже=>потребности в самовыражении, в самосовершенствовании) основывается на принципе возвышения потребностей, то есть по мере удовлетворения самых настоятельных элементарных потребностей возрастает значимость социальных и духовных потребностей.

Информация о работе Введение в экономическую теорию