Введение в экономическую теорию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:24, доклад

Описание

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится к комплексу наук изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается общество.

Работа состоит из  1 файл

Введение в экономическую теорию.docx

— 36.71 Кб (Скачать документ)

     Введение  в экономическую  теорию.

  1. Зарождение и развитие экономической теории.

     Данная  тема занимает особое место в структуре  общей экономической теории, так  как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

     Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и  культуре, если он не изучил и не понял  законов общественного развития, не овладел знаниями экономической  теории.

     Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в  полной мере относится к комплексу  наук изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого  общества, по каким законам развивается  общество.

     Жизнь людей чрезвычайно разнообразна,  сложна и противоречива. Она охватывает экономику, культуру, политику и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются разными науками. Одной из таких наук является экономическая  наука.

     Истоки  экономической науки следует  искать  в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран  Древнего Востока – колыбели мировой  цивилизации. Древнеиндийские «Законы  Ману» (IV-III в. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), приводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй – уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы.

     Дальнейшее  развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах «Домострой» и «Экономикос» он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, а в широком понимании, как рабовладельческое хозяйство.

     Считается, что термин «экономика» изобрел  еще VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон, знаю), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем.

     Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116-27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234-249 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. до н.э.), Сенеки (4-65 гг. н.э.), Лекреция Кара (99-55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах «О земледелии» и «Системе уроков» утверждает, что рабы должны трудится постоянно – и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурального довольствия. Марк Теренций Варон – сторонник мягкого принуждения к труду (его работа «Сельское хозяйство»), а Юний Модерат Калумелла (его работа «О сельском хозяйстве») признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные возможности рабского труда. Проблемы собственности исследовались римскими юристами («Институции» Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия II,Дигесты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство.

     Христианство  принесло с собой коренной переворот  в общем взгляде на хозяйственную  деятельность. Оно объявляло самый  простой хозяйственный труд необходимым  и святым делом.

     Но  все эти взгляды даже в совокупности не представляли собой систематизированное  учение об экономике (схема 1).

Древний Китай Индия Древняя Греция Древний Рим Христианство
Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.)

Сюнь-Цзы (III в. до н.э.)

«Законы Ману» (IV-III вв. до н.э.)

Трактат «Артхашастра»

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Марк Порций Катон старший (234-249 гг. до н.э.)

Марк  Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.)

Лукреций  Кар (99-55 гг. до н.э.)

Калумелла (I в. до н.э.)

Сенека (4-65 гг. н.э.)

Апостол Павел (I в. до н.э.)
Основные  положения
1. Разделение «умственного» и «физического» труда.

2. Выделение  «высших» и «низших» слоев  общества.

3. Освобождение  от рабства.

4. Всеобщее равенство.

5. Право частной  собственности на землю.

1. Общественное  разделение труда.

2. Выделение  «высших» и «низших» слоев  общества.

1. Основа оценки  блага – полезность.

2. Соизмерение  благ на основе полезности, а  не труда.

3. Физический  труд непрестижен.

4. Эквивалентность  обмена.

5. Термин «экономика»:  «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - знаю, закон.

1. Разделение  труда: патриции, плебеи.

2. Фактическое  разложение рабства.

3. Источник богатства  – ростовщичество, торговля.

4. Физический  труд непрестижен.

5. Трактат «О  земледелии», содержащий сведения  об организации рабовладельческих  поместий.

1. Источник богатства  – труд.

2. Социальная  справедливость: «Кто не хочет  трудиться, тот не ест».


     схема 1

     Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма,  зарождения мануфактуры,  углубления разделения общественного труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификация денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатств.

     Идейно  близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны  других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновений  в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма являются Т. Ман (1571-1641 гг.), А.М. де Ваттевиль (1575-1622 гг.), Г. Скаруффи (1519-1584 гг.), Д. Норе (1641-1691 гг.), Д. Юм (1711-1776 гг.).

     Особое  место в развитии экономической  теории занимают У. Петти (1623-1686) в Англии и П. Буагильбер (1646-1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке – политической экономии. Работы У. Петти – «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1665), «Политическая арифметика» (1646), «Кое-что о деньгах» (1682). Заслуга У. Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.

     Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов  крупных землевладельцев. Термин «физиократы» дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694-1774). Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал только труд в земледелии.

     Дальнейшее  развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

     А. Смит вошел в историю экономической  мысли как основоположник классической политической экономики. Систематизировав в книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1777) всю сумма накопленных экономических  знаний, А Смит тем самым выполнил историческую задачу. Основная идея в  его учении – идея либерализма, минимального вмешательства государства в  экономику, рыночного саморегулирования  на основе свободных цен, складывающихся в зависимости спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой». Его исследование стало настольной книгой ученых-экономистов  Запада.

     Д. Рикардо продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд – «Начала политической экономии и налогового обложения». Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов.

     Последователи классической школы Р. Торренс, Дж. С. Милль, Д. Р. Мак-Куллох и противники Д. Рикардо – Т.Р. Мальтус, С. Беили, Н.У. Сениор по существу определили переход о теории стоимости к теории спроса и предложения. Теорию цены у них вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства – трудовую теорию, анализ конкретных ситуаций – теоретические абстракции.

     Определенным  этапом эволюции мировой экономической  мысли стали труды швейцарского историка и экономиста Ж. де Сисмонди (1773-1842). В центр своего экономического учения Сисмонди ставил потребление и считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека.

     Идею  создания нового общества, понимая  его каждый по-своему, выдвинули  социалисты-утописты А.К. Сен-Симон (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1837) – Франия, Т. Мор (1478-1535), Р. Оуэн (1771-1858) – Великобритания, Т. Кампанелла (1568-1639) – Италия. Они выступали с критикой существующего строя и требованиями реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, снятия противоположностей между физическим и умственным трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Они были в основном за эволюционное развитие общества.

     Опираясь  на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

     Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов  развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию  социализма (коммунизма) как новой  экономической системы.

     Необходимо  отметить, что впервые попытка  рассмотреть капиталистическое  общество была предпринята социалистами-рикардианцами (Т. Годскин, У. Томпсон и др.). К. Марксом и Ф. Энгельсом она была осуществлена более последовательно и глубоко.

     Главный труд К. Маркса – «Капитал» (1867), сделавший  его одним из величайших экономистов мира. Главные открытия, сделанные К. Марксом: было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, причинах смены формаций; были раскрыты законы развития капитализма,  его внутренний источник самодвижения – противоречие, исторически переходящий характер капитализма как формации; были разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, о противоречиях товара, о прибавочной стоимости; была раскрыта сущность абсолютной ренты, наемного труда; была дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

     Во  второй половине XIX века была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. фон Бём-Баверк (1851-1914), а также английский экономист У.С. Джевонс (1835-1882).

     Маржинализм – это теория, представляющая экономику  как систему взаимосвязанных  хозяйствующих субъектов и объясняющая  экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования  предельных, крайних величин или  состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи  с изменением других явлений. Главные  категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. На базе субъективных оценок теория объясняет издержки производства, спрос, предложения, цены. Маржинализм  опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

     Одним из широко известных теоретиков математической школы является Л. Вальрас (1834-1910), швейцарский  экономист. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения  и ряд систем уравнений. По мнению экономистов-математиков, составляющими  рыночной системы являются рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к  оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.

     Наиболее  емкой классификацией является классификация, предложенная А. Маслоу. Он разделил все многообразие потребностей на пять основных групп:

  1. физиологические потребности, являющиеся необходимыми для выживания;
  2. потребности в безопасности и уверенности в будущем;
  3. социальные потребности, принадлежность чему- или кому-либо, социальное взаимодействие;
  4. потребности в уважении со стороны окружающих, признании;
  5. потребности самовыражения – потребности в реализации своих потенциальных возможностей в росте личности.

     В конце XX в. возникла новая тенденция – обобщения всех накопленных знаний не только по экономике, но и по ряду других наук (психологии, биоэнергетике, космоса, экологии и др.), что свидетельствует о появлении нового направления – экономической теории.

     2.  Предмет экономической  теории.

     Экономическая теория, как учебная дисциплина изучает, прежде всего, человеческое общество, представляющее собой сложную социальную среду, в которой каждый из нас  осуществляет свою деятельность.

Информация о работе Введение в экономическую теорию