Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:40, доклад

Описание

Валютные отношения играют важную роль в международных экономических связях страны. Изменения курсов национальной или иностранной валюты влияют на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий и инвестиции, уровни цен и безработицы в стране. В свою очередь, экономическая ситуация в стране обуславливает уровень и стабильность курса национальной валюты. В зависимости от социально-экономического положения страны, расстановки сил в мировом хозяйстве государство выбирает различные направления валютной политики.

Содержание

Введение 3
1.История валютного регулирования в России 5
2.Валютное регулирование на современном этапе 9
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Валютное регулирование доклад.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)
    • установлен порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями клиентов, совершающими переводы за границу по договорам
    • введено требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рублевых депозитов в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импортных контрактов, предусматривающих авансовые платежи
    • ограничена покупка валюты уполномоченными банками на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж от своего имени и за свой счет
    • запрещено проведение конверсионных операций рублевых средств нерезидентов по корреспондентским счетам иностранных банков, открытым в уполномоченных банках.

В результате реализации указанных мер вывоз капитала за границу в первом полугодии 1999 г., по оценке платежного баланса, сократился в 2,5 раза по сравнению с 1998 г.Улучшилась структура платежей за импортные товары. Доля импорта с оплатой авансом составила 20%, что соответствовало мировой практике. Это определило относительную стабилизацию валютного курса.

    1. Валютное регулирование на современном этапе

Закон 2003 г. положил начало новому этапу валютного регулирования  в РФ. Валютная политика направлена на отмену валютных ограничений, что  позволяет обеспечить:

    • отсутствие ограничений на перемещение капитала через границу РФ, например в виде инвестиций, кредитов, открытия банковских счетов;
    • ведение внешнеторговой деятельности с минимальными ограничениями;
    • свободное обращение рубля в иностранную валюту, т.е. его конвертируемость;
    • расширение использования рубля в международных расчетах.

Федеральный закон о валютном регулировании и контроле (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 21.11.2003 г. № 173-ФЗ) отвечает требованиям либерализации валютного регулирования и валютного контроля, сочетает в себе достаточностью ограничений и механизмов государственного регулирования. Он, конечно же, не идеален, но главное уже сделано – принцип: «Запрещено все, что не разрешено!», заменен на: «Разрешено все, что не запрещено!»

Дальнейшие законодательные инициативы должны рассматриваться исходя из практической эффективности их применения и соответствия основным целям валютного регулирования - поддержание стабильности курса национальной валюты, противодействия вывозу капитала недобросовестными участниками валютных отношений и т.д.

Так, например, Закон установил  порядок открытия и режимы счетов, порядок проведения валютных операций – если он не установлен органами валютного  регулирования или законодательством, то счета открываются, валютные операции и операции по счетам проводятся без ограничений (ст.6, 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 21.11.2003 г. № 173-ФЗ).

Помимо этого, ст. 3 Закона содержит принципы валютного законодательства. Они, с одной стороны, указывают на основные направления правового регулирования в этой сфере, а с другой стороны, могут быть применены как нормы прямого действия, если в Законе есть пробелы и неточности.

В преамбуле Закона установлены цели, на достижение которых он нацелен:

  • обеспечение реализации единой государственной валютной политики;
  • обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.

По сути дела - для предотвращения вывоза капитала за рубеж через создание нормальных политических социальных и экономических условий, которые бы позволили отечественному бизнесу работать в России, а также способствовали бы привлечению иностранных инвестиций.

Закон определил организации, которые  могут осуществлять валютные операции – это банки, получившие соответствующую лицензию от Банка России. Резиденты и нерезиденты могут работать с валютой без ограничений только через соответствующие банки, банки же могут осуществлять операции с валютой только при получении лицензии на осуществление такой деятельности и в порядке, установленном ЦБ РФ. Так, купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, может быть проведена только через уполномоченные банки (т.е. получившие соответствующую лицензию от ЦБ РФ).

Резидентам дано большее поле для  деятельности. Так, они могут открывать  вклады в иностранной валюте в  зарубежных банках. Но Закон, в п. 2 ст.12, устанавливает контрольное ограничение - резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов). При этом, Закон делит резидентов на юридических лиц и физических лиц по основанию предоставления отчетов о движении денег по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. От предоставления таких отчетов освобождены физические лица и дипломатические учреждения.

В Законе установлены льготные условия  для открытия счетов за рубежом для резидентов (открывают без ограничений), если страна, в банке которой открывается счет, состоит в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Конкретизация положений Закона изложена в Письме ФНС РФ от 08.08.2006 г. «Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ».

Хотя в Законе установлено, что  все операции с валютой и валютными  ценностями должны проводиться через  уполномоченные банки, но это, по самому же Закону, не отрицает возможность  осуществлять определенные операции, минуя использование банковских счетов – это говорит о том, что законодатель понимает, что некоторые случаи могут потребовать большей мобильности валюты, точнее, наличной валюты. Таким образом, Закон позволяет лицам, осуществляющим операции с валютой быть более мобильными. Это доказывается положениями ст. 14 ФЗ, где для юридических лиц-резидентов установлен режим проведения валютных операций с физическими и юридическими лицами резидентами и нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

К числу валютных операций, которые могут быть проведены с физическими лицами относятся: расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличных рублях по договорам розничной купли-продажи товаров, при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной иностранной валюте и рублях за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации и иностранных государств, расчеты в иностранной валюте и рублях с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами – резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Такой же режим действует для  осуществления валютных операций с  филиалами, представительствами и  иными подразделениями юридических  лиц, созданных в соответствии с  законодательством Российской Федерации, точнее, первой частью Гражданского Кодекса  РФ от 30.11. 1994 г. №51-ФЗ.7 Таким образом, если юридическое лицо-резидент открывает филиал или представительство за пределами РФ, оно может перечислять туда валюту, минуя банковские счета. И хотя это положение распространяется на отдельные операции, это может стать огромной «прорехой», с помощью которой можно выводить деньги из страны.

Для физических лиц установлены  несколько иные критерии, позволяющие  избежать провода валюты и валютных ценностей через счета в уполномоченных банках. В общем, основное отличие можно провести по деятельности, которую осуществляет физическое лицо, – она не должна быть предпринимательской. Но и эти критерии, как указал Центральный Банк РФ, обусловлены суммой перевода валюты или валютных ценностей (Указание ЦБ РФ от 30.03.2004 №1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из РФ без открытия банковских счетов»)

Охватывает Закон и деятельность профессиональных участников рынка  ценных бумаг, которые обязаны открывать  в уполномоченных банках специальные  брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов (ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г.№39-ФЗ).8

Отдельная статья в Законе посвящена  ввозу и вывозу в Российскую Федерацию  и из Российской Федерации валюты, валютных ценностей Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг (ст.15) Сутью этой статьи является то, что валюту, валютные ценности и внутренние ценные бумаги РФ можно вывозить из России беспрепятственно в рамках определенных сумм и при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации (Таможенный Кодекс РФ от 25.05.2003 №61).В данном случае регулятором является таможенный документ в виде декларации (Постановление Правительства РФ от 27.11.2003 №715 «Об утверждении положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу РФ физическими лицами для личного пользования»).10 В Законе установлены основные принципы осуществления этих операций. В этом состоит отличие старого законодательства от нового.

Так, Закон устанавливает, что лицо может вывезти наличную валюту в сумме, эквивалентной 3000 долларов США, вообще без подтверждающих документов (то есть имеет полное право не уведомлять таможенные органы о вывозе этой суммы). При единовременном вывозе наличной валюты, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, - необходимо заполнить таможенную декларацию, в которой указывается какая сумма вывозиться (указывается вся сумма, а не та, которая превышает эквивалент в 3000 долларов США).

Если же говорить не о вывозе наличной валюты, а о других валютных ценностях, то для них установлен тот же режим вывоза, что и для валюты – то есть их стоимость пересчитывается на доллары США и, в соответствии с получившийся суммой, определяется, есть ли необходимость заполнения таможенной декларации.

Стоит особо сказать о паспорте сделки. Хотя это документ, служащий целям валютного контроля, но, все же, на практике его нередко используют, как регулятор. Итак, паспорт сделки (ст.20 Закона) - это документ учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Существует два случая, при которых  оформляется паспорт сделки:

  1. если валютные операции осуществляются как платежи, за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
  2. осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.

Действующими нормативными актами (Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок») предусматриваются случаи, в которых оформление паспорта сделки не требуется (несмотря на то, что формально осуществляемые валютные операции подпадают под указанные выше группы). Если контракт заключен:

- между нерезидентами и физическими  лицами — резидентами, не являющимися  индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

- между нерезидентом и кредитной  организацией — резидентом;

- между нерезидентом и федеральным  органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Правительство РФ, ЦБ РФ, Минобороны (разведывательное подразделение));

- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

В 2011 г. самым существенным изменением в области валютного регулирования был выход Указания Банка России от 29.12.2010 № 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок”», согласно которому уполномоченный банк открывает паспорт сделки по внешнеторговому контракту только в случае, если сумма контракта превышает эквивалент $50 000.

Также в 2011 г. было принято Положение  Банка России от 29.12.2010 № 364-П, которое  обязало уполномоченные банки передавать в таможенные органы информацию по паспортам сделок в электронном виде.

В 2012 г. валютное законодательство нашей  страны претерпело определенные изменения. Данные изменения в основном коснулись Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ) в части упрощения процедур валютного контроля.

К примеру, изменения позволят перекрыть одну из самых применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Суть схемы довольно проста: заключается внешнеторговый контракт (контракт предусматривает авансовую форму расчетов), в котором не оговорены условия поставки товара и возврата авансового платежа нерезидентом в случае непоставки товара, невыполнения работ, неоказания услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами (т.е. конкретная дата исполнения обязательств по внешнеторговому контракту не определена).

Информация о работе Валютное регулирование