Этапы реформирования денежно-кредитной системы: результаты и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в исследовании основных этапов реформирования денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы денежно-кредитной системы 6
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной системы 6
1.2 Структура и механизм функционирования денежно-кредитной системы в условиях рыночной экономики 8
1.3 Теоретические основы оценки эффективности денежно-кредитной политики 14
2 Анализ основных этапов реформирования денежно-кредитной системы РФ 18
2.1 Анализ реформирования денежно-кредитной системы государства 18
2.2 Особенности денежного обращения в РФ на современном этапе 27
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики в условиях развития мирового финансового кризиса 29
3 Проблемы реформирования денежно-кредитной системы и пути ее совершенствования в РФ на современном этапе 32
3.1 Проблемы реформирования современной денежно-кредитной системы РФ 32
3.2 Пути повышения эффективности функционирования денежно-кредитной системы РФ 36
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложение А - Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля (оценка Минэкономразвития) 46

Работа состоит из  1 файл

этапы реформирования денежн кредит системы результаты и перспективы.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо  осуществить ряд  мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам. Во-первых, нужно выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций. Сегодня депозитная ставка в Сбербанке РФ в среднем  в 2-3 раза ниже ставки, по которой банк выдает кредит [23, с. 36]. Поэтому возможности для повышения депозитной ставки существуют и вполне реальны. Во-вторых, целесообразно создать систему страхования вкладов, хотя  бы   на первом этапе в Сбербанке РФ. В-третьих, нужно разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита. В-четвертых, необходимо разработать и ввести в действие закон о возврате кредита, без которого весьма сложно построить надежную депозитную политику банков.

В случае успешного осуществления курса на формирование структуры экономики, обеспечивающего высокую отдачу финансовых ресурсов, можно рассчитывать на стабильность доходной базы бюджета, устойчивость финансов корпораций и улучшение платежного баланса страны. Последний необходимо сделать надежным инструментом управления финансовыми потоками страны, формирования необходимых для выхода из кризисных ситуаций золотовалютных резервов, которые должны быть достаточными не только для финансирования в кризисных ситуациях трехмесячного импорта, как это   рекомендует МВФ, но в гораздо больших размерах (60-65 млрд. долл.), что позволит осуществлять закупку импортных товаров  и  выплаты  по  внешним  долгам  в  течение .как  минимум года. Данный подход обосновывается опытом ЕС. Так, общие золотовалютные  резервы евросистемы (11 центральных банков зоны евро и Европейского Центрального банка) составили 458 млрд. евро, что в 2 паза выше рекомендуемой МВФ нормы [6, с. 47]. Другой пример - Китай, у которого золотовалютные резервы превосходят объем внешнего долга и объем экспорта в течение длительного времени.

Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10 - 15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - обеспечить высокое качество разработки   бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

В бюджете должен быть создан технологически организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Это может привести к превышению  расходов  над доходами, что,  на  наш  взгляд, неопасно, если процесс возврата средств от субъектов рынка будет находиться под контролем. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностъю системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных  сделок, обеспечить    единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

В рамках принципа федерализма необходимо в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом иметь с соответствующим правовым статусом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами, как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.

В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. - до 50% [22, с. 17]. Решение этой проблемы затрудняется не только из-за непонимания денежного фактора в экономике, его значения для обеспечения непрерывности кругооборота средств, пополнения оборотного капитала, улучшения собираемости налогов. Сказывается также сужение источников увеличения денежной массы в связи с медленным развитием безналичных расчетов из-за сохранения недоверия к банковской системе и устойчивости рубля. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, особенно долларов  и другой иностранной валюты, сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2),  увеличивают  дисбаланс между спросом и предложением денег.

Существенной модернизации требует платежно-расчетная система. Необходимо, во-первых, усилить ответственность ЦБ за организацию расчетов и образование неплатежей. Во-вторых, ЦБ должен выделить в особую группу коммерческие банки, которые включились бы в единую технологию расчетов. В-третьих,  в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр, который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования и целевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка.

Для усиления инвестиционной и инновационно направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т. д.), в ряде универсальных банков отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких как  кодексы  финансовой и денежно-кредитной  политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

3.2 Пути повышения эффективности функционирования денежно-кредитной системы РФ

Повышение эффективности регулирования денежно-кредитной системы, основанное на оптимизации финансового, налогового, бюджетного, денежного и кредитного воздействия, способствует росту потенциала развития социально-экономической системы и расширению возможностей финансирования ее самоорганизации, обеспечивает качественное его функционирование и структурно-уровневое взаимодействие.

В этой связи, представляется необходимым комплекс мероприятий в области финансового, денежного и кредитного регулирования [26, c.34].

1. В части финансового регулирования денежного хозяйства:

1)     существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь за счет реформирования системы косвенного налогообложения, повышающего цену товаров, работ, услуг;

2)     сохранение (в целях регулярного поступления доходов в бюджет) в составе косвенных налогов НДС, но не как элемента цены, а как авансового платежа из прибыли;

3)     прогрессивное налогообложение прибыли предприятий и организаций сверх нормативного уровня рентабельности, направленное на государственное регулирование цен (особенно это касается сферы торговли и транспорта);

4)     изменение механизма исчисления и уплаты ЕСН, предусматривающее его отнесение не на себестоимость продукции, а за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятий и организаций;

5)     введение прогрессивного обложения доходов физических лиц исходя из важнейшего принципа налогообложения – его справедливости;

6)     расширение платежеспособного спроса населения как основного рычага стимулирования развития производства путем повышения денежных доходов работников бюджетной сферы с одновременным снижением числа чиновников;

7)     стимулирование привлечения зарубежного капитала в экономику России путем создания льготных условий таможенной, налоговой и валютной политики;

8)     снижение уровня государственных внутренних заимствований РФ в условиях бюджетного профицита, направленного на стерилизацию денежной массы в обращении;

9)     инвестирование средств государственных резервных фондов (резервного, будущих поколений) внутри страны, что будет способствовать повышению активности экономических агентов, увеличению эффективности их деятельности и расширению производства товаров и услуг, а следовательно, приведет к росту ВВП;

10) усиление антимонопольной политики, направленной в первую очередь на жесткое регулирование тарифов естественных монополий. Необоснованный рост цен и тарифов, на наш взгляд, должен изыматься в бюджет на налоговой или административной основе.

2. В части монетарного регулирования денежного хозяйства:

1)     регулирование необходимого объема денежной массы в целях обеспечения нормального функционирования экономики на основе баланса между денежной массой и стоимостью производимых и реализуемых в стране товаров (услуг) с учетом движения их цен;

2)     прекращение практики наращивания золотовалютных резервов страны за счет денежной эмиссии Центрального банка. Рост последних должен обеспечиваться, на наш взгляд, либо за счет прибыли ЦРБ, либо за счет средств бюджета;

3)     установление оптимальных пропорций наличного и безналичного денежного оборота (рост доли безналичных платежей) на основе повышения транспарентности к банковской системе и рациональной организации платежной системы страны;

4)     нормализация оборота капитала и сокращение скорости оборота денег на основе синхронизации денежной массы с динамикой цен, соотношения спроса и предложения денег по различным секторам экономики за счет укрепления основы денежного обращения – рубля.

3. В части кредитного регулирования денежного хозяйства:

1)     дальнейшее снижение ставки рефинансирования Банка России до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики в целях повышения доступности банковского кредита, его роли в обеспечении расширенного воспроизводства и пр.;

2)     отказ от практики эмиссии денег под прирост валютных резервов на основе перехода к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора;

3)     переориентирование политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности, что снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы: соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании роста объемов и повышение эффективности производства и предложение товаров и услуг;

4)     синхронизация установления норм резервирования с изменением денежной массы, ориентирование политики резервирования на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и устойчивого роста ВВП;

5)     дифференциация нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России, в зависимости от доли кредитов реальному сектору в общем объеме активов банков.

Таким образом, для повышения эффективности регулирования денежно-кредитной системы сформулирован ряд мер, направленных на: финансовое регулирование денежного хозяйства, на монетарное регулирование денежного хозяйства и на кредитное регулирование денежного хозяйства:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, понятие «денежная система» включает в себя следующие элементы: название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара; масштаб цен; виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством; порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение; методы регулирования денежного обращения; организацию денежного оборота в стране.

Итак, первый этап реформирования банковского сектора, начавшийся в послекризисный период (сентябрь 1998 г. - 2000 г.) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном решены задачи, связанные с реструктуризацией банковской системы: преодолены коллапс платежной системы и системный банковский кризис, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и преодолены наиболее острые последствия финансово-экономического кризиса.

Начало нового этапа реформирования банковского сектора в 2001 г. можно охарактеризовать как полное завершение вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности (банкротства).

Дальнейшее реформирование банковского сектора, решение практических задач его развития предполагает укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций и выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики, развитие конкурентных начал в деятельности кредитных организаций. Принципиально важным является вопрос о совершенствовании структуры банковской системы.

Важным направлением развития денежно-кредитной системы в предстоящие годы является восстановление доверия к банковской системе. Одним из наиболее негативных, тяжелых последствий банковского кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения к банкам, а более широко - утрата доверия отечественных и иностранных инвесторов к российской экономике. Из-за недоверия банков друг к другу разрушен межбанковский рынок. Утрата доверия населения привела к резкому сокращению ресурсов банков и увеличению количества наличных денег на руках у населения, которые оказались исключенными из хозяйственно-финансового оборота, а значит, сокращен важный инвестиционный ресурс. Если бы эти средства удалось привлечь во вклады с гарантией их возврата, то государство могло бы получить большой экономический эффект, а банки - использовать эти ресурсы для финансового оздоровления.

Информация о работе Этапы реформирования денежно-кредитной системы: результаты и перспективы