Этапы реформирования денежно-кредитной системы: результаты и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в исследовании основных этапов реформирования денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы денежно-кредитной системы 6
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной системы 6
1.2 Структура и механизм функционирования денежно-кредитной системы в условиях рыночной экономики 8
1.3 Теоретические основы оценки эффективности денежно-кредитной политики 14
2 Анализ основных этапов реформирования денежно-кредитной системы РФ 18
2.1 Анализ реформирования денежно-кредитной системы государства 18
2.2 Особенности денежного обращения в РФ на современном этапе 27
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики в условиях развития мирового финансового кризиса 29
3 Проблемы реформирования денежно-кредитной системы и пути ее совершенствования в РФ на современном этапе 32
3.1 Проблемы реформирования современной денежно-кредитной системы РФ 32
3.2 Пути повышения эффективности функционирования денежно-кредитной системы РФ 36
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложение А - Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля (оценка Минэкономразвития) 46

Работа состоит из  1 файл

этапы реформирования денежн кредит системы результаты и перспективы.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Структура и механизм функционирования денежно-кредитной системы в условиях рыночной экономики

Формирование денежной системы любого государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Затем определяется масштаб цен, т.е. природа денежного товара (золото, серебро) и весовое содержание металла в денежной единице. Масштаб цен устанавливается государством с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих цен на золото и серебро на мировом рынке. Из-за постоянного снижения покупательной способности национальной валюты и роста цен на золото страны - члены МВФ в 1978 г. отказались от определения официального, твердо фиксированного золотого содержания денежной единицы. Его определение в указанных условиях потеряло всякий смысл.

Государство определяет виды денег и денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет золотого обращения. Система золотого монометаллизма рухнула в результате целого ряда причин: высоких издержек обращения, ограниченности добычи драгоценного металла, усиления государственного регулирования денежного обращения и необходимости перераспределения национального дохода через эмиссионный налог. Повсеместное утверждение с 1930-х годов систем неразменных на золото кредитных и бумажных денег позволило решить все перечисленные проблемы. Появление кредитных денег было предопределено развитием производственных отношений, в том числе кредитных - кредитной системой во главе с центральным эмиссионным банком, расширением коммерческого и банковского кредита.

Раскрыть природу кредитных денег и установить причины их появления позволит рассмотрение следующей экономической ситуации. Из-за отсутствия денег у покупателей часть товаров продается в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Сделка оформляется товарным векселем, в котором указаны сумма долга, плата за предоставленный кредит и срок погашения векселя. Валюту векселя составляет сумма основного долга плюс проценты за кредит. Такая форма кредитных отношений носит название коммерческого кредита. В его основе лежит товарная сделка. Не имея средств для авансирования затрат, связанных с новым производственным циклом, поставщик для досрочного получения своих денег может продать (учесть) вексель коммерческому банку или получить банковскую ссуду под залог векселей. Если коммерческому банку потребуются дополнительные денежные средства сверх имеющихся кредитных ресурсов, то он может продать или заложить находящиеся в его портфеле векселя эмиссионному банку. Эмиссионный банк как кредитор последней инстанции рассчитывается с коммерческими банками банковскими билетами (банкнотами). Выпущенные в обращение банкноты являются кредитными деньгами. Кроме банкнот к кредитным орудиям обращения относятся также векселя, чеки. Движение кредитных денег от момента выпуска до момента изъятия из обращения должно зависеть от движения товаров.

Такой механизм эмиссии денег создает эластичную систему «автоматического регулирования» денежной массы в обращении. Действительно, с увеличением производства растет объем товарооборота, повышается спрос на кредит. Эмиссионные банки увеличивают кредитные вложения в народное хозяйство за счет эмиссии кредитных денег, удовлетворяя тем самым потребность рынка в дополнительных платежных средствах. Однако вексельное обеспечение кредитных денег все же не гарантирует необходимого равновесия между денежной и товарной массами. В обращении могут всегда находиться «дружеские», «бронзовые» или казначейские векселя, лишенные какой-либо товарной основы. Кроме того, срок погашения векселя не всегда совпадает с фактическим сроком реализации товаров. Поэтому сумма выпущенных в обращение кредитных денег может быть больше или меньше стоимости реализуемых товаров, платных услуг и т.п.

При золотомонетном стандарте излишние банкноты, застрявшие в каналах денежного обращения, свободно разменивались на золото и уходили из обращения. В этих условиях кредитные деньги одновременно являлись и знаком кредита, и знаком золота, что гарантировало относительное равновесие между денежной массой и ее товарно-материальным покрытием. В этом проявлялась «самонастройка» денежной системы.

Бумажные деньги исторически возникли в процессе обращения золотых и серебряных монет. В процессе обращения золотые и серебряные монеты стирались, возникал разрыв между обозначенным на них номиналом и реальным весом. Постепенно этот разрыв стал увеличиваться сознательно (порча монет государственной властью, частными лицами - фальшивомонетчиками). С развитием товарного производства государство использовало объективную возможность и необходимость эмиссии денег с принудительным курсом для покрытия своих расходов.

Важный элемент денежной системы - порядок эмиссии неразменных на золото кредитных и бумажных денег. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссию кредитных денег осуществлял эмиссионный банк. Ее размеры были ограничены. Выпущенные в обращение кредитные деньги обеспечивались золотым запасом эмиссионного банка, валютными резервами, векселями. Эмиссию бумажных денег осуществляло государство (государственное казначейство). Эти деньги не имели специального обеспечения. Они держались на авторитете государственной власти. В настоящее время эмиссия неразменных на золото денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков их эмиссию осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Это стирает грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые из валют - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты); и те и другие выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, операций, связанных с покупкой иностранной валюты, государственных ценных бумаг. В результате происходит рост денежной массы за счет увеличения остатка, как наличных денег, так и платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства - коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. В каждый конкретный период кредитные отношения эмиссионного банка с коммерческими банками определяются его денежно-кредитной политикой, направленной на укрепление денежного обращения в стране.

В результате происходит увеличение или сокращение кредитных вложений в народное хозяйство. Увеличение кредитных вложений предполагает депозитно-чековую эмиссию, что ведет к росту денежной массы как за счет увеличения остатков средств на счетах клиентов коммерческих банков, так и за счет наличных денег в сфере обращения. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется путем записи суммы предоставленного кредита на корреспондентские счета коммерческих банков, счета госбюджета в центральном банке.

На величину денежной массы влияют также и операции коммерческих банков. Во-первых, сумма выданного кредита и зачисленного на счет клиента увеличивает денежный агрегат М2. Во-вторых, увеличение остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов увеличивает кредитные ресурсы коммерческого банка, предопределяя таким образом дальнейший рост кредитных вложений. В-третьих, выпущенные коммерческими банками банковские векселя, депозитные сертификаты могут использоваться как средства платежа, что означает увеличение денежной массы в обращении.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении. Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. К наиболее распространенным мерам экономического регулирования денежного обращения относятся: политика учетной ставки, т.е. регулирования величины процента по ссудам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам; операции на открытом рынке, связанные с покупкой и продажей государственных и других ценных бумаг; изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке.

В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении - операции центрального банка на открытом рынке. Так, в целях сокращения денежной массы Центральный банк может активизировать продажу государственных ценных бумаг, иностранной валюты [14, с. 25]. В результате из обращения изымается часть наличных денег, и сокращаются остатки денежных средств на счетах клиентов банков. В то же время увеличение предложения государственных ценных бумаг на финансовом рынке может привести к повышению их доходности (для покупателей), к росту ссудного процента и снижению спроса на кредит. Все в комплексе и влияет на величину и структуру денежной массы в обращении.

В странах с развитой рыночной экономикой важным методом регулирования денежного обращения является процентная (или учетная) политика центрального банка. Повышая или понижая официальную учетную ставку, банк стимулирует «кредитную экспансию» или «кредитную рестрикцию», что, в свою очередь, влияет на уровень рыночного процента. При росте кредитных вложений денежная масса увеличивается, при сокращении - уменьшается. Как уже указывалось, регулирование учетной ставки, как правило, осуществляется в сочетании с операциями на открытом рынке.

На величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке.

Желание коммерческих банков приумножить свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств. Поэтому попытки центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели. К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести ограничения, установленные для коммерческих банков на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать центральный банк и соответствующие правительственные органы.

Таким образом, формирование денежной системы любого государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Затем определяется масштаб цен, т.е. природа денежного товара (золото, серебро) и весовое содержание металла в денежной единице. Появление кредитных денег было предопределено развитием производственных отношений, в том числе кредитных - кредитной системой во главе с центральным эмиссионным банком, расширением коммерческого и банковского кредита.

 

1.3 Теоретические основы  оценки эффективности денежно-кредитной политики

В условиях необходимости стабилизации экономики важной проблемой остается эффективность и результативность применения тех или иных ее инструментов. Мы знаем, что в целях стабилизации экономики может быть использована фискальная политика и другие механизмы. Но, по всеобщему признанию большинства экономистов стран с развитой рыночной экономикой, денежно-кредитная политика - неотъемлемая часть и эффективное средство государственной стабилизационной политики.

Важное достоинство использования денежно-кредитной политики - быстрота и гибкость воздействия на состояние экономики страны. Если применение соответствующей фискальной политики сопряжено с обсуждениями в высших органах государственной власти, то применение ее может быть оперативно решено в самом Центральном банке. Результаты применения этой политики очень скоро отразятся на финансовом состоянии государства. Это особенно важно, например, в условиях принятия оперативных мер по борьбе с инфляцией.

Следует отметить наряду с очевидными достоинствами денежно-кредитной политики и ее отдельные недостатки. Если при энергичном проведении политики «дорогих денег« желаемый результат достигается достаточно однозначно и предложение денег ограничивается, то политика «дешевых денег», обеспечив расширение ресурсов у коммерческих банков, не в состоянии гарантировать, что коммерческие банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится.

Если стремящиеся к обладанию ликвидностью коммерческие банки не пожелают предоставлять кредиты или предоставят их не в той мере, как это хотелось бы Центральному банку, усилия его по проведению политики «дешевых денег» окажутся малоэффективными. Население также может сорвать намерения Центрального банка, решив не брать избыточные резервы в ссуду. Кроме того, деньги, которые Центральный банк направляет в экономику, покупая у населения государственные облигации, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд.

Явление, выражающееся в нестандартном поведении клиентов и в самой банковской системе, получило название циклической асимметрии. Следует отметить, что циклическая асимметрия является серьезной помехой при проведении денежно-кредитной политики в условиях нахождения экономики в состоянии депрессии или же в состоянии переходного периода и нестабильного курса национальной валюты.

Кроме того, на эффективность проведения денежно-кредитной политики влияет изменение скорости обращения денег. Наши предыдущие рассуждения о проведении политики дешевых или дорогах денег предполагали неизменную скорость обращения денег. Однако изменение скорости денежного обращения может существенно повлиять на эффективность проведения денежно-кредитной политики. Некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, сводя на нет стремление расширить денежное предложение, предусмотренное денежно-кредитной политикой.

Информация о работе Этапы реформирования денежно-кредитной системы: результаты и перспективы