Этапы реформирования денежно-кредитной системы: результаты и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в исследовании основных этапов реформирования денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы денежно-кредитной системы 6
1.1 Понятие и сущность денежно-кредитной системы 6
1.2 Структура и механизм функционирования денежно-кредитной системы в условиях рыночной экономики 8
1.3 Теоретические основы оценки эффективности денежно-кредитной политики 14
2 Анализ основных этапов реформирования денежно-кредитной системы РФ 18
2.1 Анализ реформирования денежно-кредитной системы государства 18
2.2 Особенности денежного обращения в РФ на современном этапе 27
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики в условиях развития мирового финансового кризиса 29
3 Проблемы реформирования денежно-кредитной системы и пути ее совершенствования в РФ на современном этапе 32
3.1 Проблемы реформирования современной денежно-кредитной системы РФ 32
3.2 Пути повышения эффективности функционирования денежно-кредитной системы РФ 36
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложение А - Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля (оценка Минэкономразвития) 46

Работа состоит из  1 файл

этапы реформирования денежн кредит системы результаты и перспективы.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

К такому выводу приводит ряд обстоятельств. Во-первых, в конце 1997 г., когда начало «трясти» фондовый рынок в Юго-Восточной Азии, мы допустили на свой рынок нерезидентов, которые купили 30% ГКО-ОФЗ. Естественно, иностранные инвесторы внимательно следили за политической ситуацией в стране, и, как только начались перестановки в правительстве (отставка кабинета В. Черномырдина, долгая борьба в Государственной Думе за утверждение в должности премьера С. Кириенко), они начали «собирать чемоданы». Во-вторых, к бегству из России их подтолкнуло ошибочное решение Кабинета министров и Центрального банка о приостановке выплат по обязательствам международных инвесторов, в результате которого произошли совмещение девальвации рубля, скачок цен, паралич банковской системы, сокращение доходов населения, резкое падение доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов.

Иными словами, сейчас мы имеем такую финансово-экономическую систему, в которой политические риски играют колоссальную роль. Поэтому от состояния политической ситуации зависит поведение не только иностранных кредиторов и инвесторов, но и собственного населения.

Обобщая основное содержание и результаты финансовой политики в 1992-2001 гг., следует отметить противоречивость и некомплексность финансовых преобразований, которые свидетельствуют о том, что процесс создания новой финансовой системы еще не закончился. На протяжении почти десятилетнего периода 90-х годов XX в. резко изменялись внутренние и внешние условия социально-экономического развития, прежде всего мировые цены на топливно-энергетические ресурсы, новые политическая и институциональная системы не успевали перерабатывать возрастающие информационные потоки и не всегда находились адекватные решения сложных финансово-экономических проблем. В конце 1997 г. и до августа 1998 г. финансовая ситуация развивалась в направлении, прямо противоположном прогнозным оценкам и ожиданиям правительства. В результате постепенного расширения точек кризиса, отклонений от предельных значений индикаторов экономической безопасности, разрушительного характера взаимодействия ряда системообразующих индикаторов (внутреннего долга, динамики цен, инфляции и валютного курса, чрезмерной зависимости от импорта) разразился финансовый кризис, повлекший за собой смену правительства и существенную корректировку финансовой политики. Анализируя основные индикаторы состояния финансовой системы в 90-х годах XX в., можно увидеть, каким образом, с использованием каких инструментов негативные тенденции, сложившиеся в 1992-1998 гг., преодолеваются после финансового кризиса 1998 г.

В течение длительного времени (1992-1999 гг.) бюджет был не способен финансировать выплаты заработной платы бюджетным организациям. Долги бюджета по заработной плате составляли 14,6 млрд. руб. (на 1 июля 1999 г.). В 2000 и 2001 гг. эта проблема почти полностью была решена и обеспечена регулярная выплата заработной платы из бюджета. Но в целом с учетом обязательств частного сектора экономики проблема долгов по заработной плате остается одной из самых острых. Предприятия и организации имели задолженность своим работникам в 1998 г. в размере 52,6 млрд. руб., в 1999 г. - 77,0 млрд., в 2000 г. - 43,7 млрд., в 2001 г. - 31,7 млрд. руб. [26, с. 102].

Одной из самых значимых проблем российской экономики, угрожающей национальной безопасности страны, является проблема государственного долга. Увеличение внутреннего долга в 1992 - 1998 гг. до 628 млрд. руб. (на 1 июля 1998 г.) явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г. Выход из острой фазы финансового кризиса сопровождался сокращением внутреннего долга, однако в 2001-2002 гг. и особенно в 2003 г. обострилась, проблема погашения внешнего долга. Хотя его размеры в 2000-2002 гг. сократились со 158,4 млрд. (на 1 января 2000 г.) до 146,6 млрд. долл. (на 1 января 2002 г.) и, вероятно, сократятся до 142,0 млрд. долл. в 2003 г. Но это сокращение достигнуто огромной ценой. Только в 2002 г. на погашение внешнего долга и выплату процентов из бюджета страны направлено 14,2 млрд. долл. На эту сумму сокращаются инвестиционные и инновационные ресурсы страны. Государство не может в полной мере выполнять свои социальные обязательства.

Сравнение двух периодов - до финансового кризиса (1998 г.) и после него (1998-2000 гг.) показывает заметное оздоровление платежно-расчетной системы: резкое сокращение бартера, относительное (в сопоставлении с объемом ВВП) уменьшение кредиторской задолженности, выполнение  субъектами хозяйствования своих взаимных обязательств и платежей в бюджет. Так, в 1998 г. просроченная кредиторская задолженность составила 1230,6 трлн. руб., а ВВП - 2741,1 трлн. руб., т. е. неплатежи составляли чуть меньше половины  ВВП (44,9%). В 1999 г. их объем относительно ВВП сократился до 28,5% и в 2000 г. - до 22,2% [18, с. 44].

В результате благоприятного для нашей страны изменения в 1998-2000 гг. динамики  мировых цен на нефть и газ, а также из-за девальвации рубля заметно улучшился платежный баланс страны, что позволило увеличить золотовалютные резервы и сократить внешний государственный долг. Сальдо торгового баланса увеличилось с 17,4 млрд. в 1998 г. до 35,3 млрд. долл. в 1999 г. и 60,7 млрд. долл. в 2000 г. В 2002 г. золотовалютные резервы составили более 47 млрд. долл., внешний долг, как уже отмечалось, сократился в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 11,8 млрд. долл. ив 2002 г. он уменьшился еще на 4,6 млрд. долл.

Таким образом, большой размер внешнего государственного долга, несмотря на его сокращение в последние годы, остается одной из важнейших угроз экономической безопасности страны. Расходы на его обслуживание (погашение и выплата процентов) отягчают федеральный бюджет, снижают инвестиционные и инновационные возможности бюджета, а также выполнение бюджетом социальных обязательств, осложняют финансирование образования, науки, здравоохранения.

 

2.2 Особенности денежного обращения в РФ на современном этапе

Рассмотрим особенности  денежного обращения  в РФ на протяжении  ряда временных этапов. В 1992 – 1998 годы Центральный банк в денежно-кредитной политике главным целевым ориентиром считал снижение инфляции. Однако  финансовый кризис (1998 год) показал, что при достижении минимального темпа роста инфляции доверие к национальной валюте, к политике Центрального банка и коммерческих банков может снизиться из-за чрезмерного государственного долга. В 1999 году цели денежно-кредитной политики были скорректированы «При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банку России следует учитывать тенденции динамики ВВП, уровня безработицы и состояния платежного баланса» [5, с. 216]. Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы. В условиях активного развития электронных технологий, начиная с середины прошлого века, некоторые экономисты высказывали предположение о постепенном исчезновении наличных денег и их замене электронными аналогами - платежными картами, электронными. По их мнению, будущее якобы за более технологичными, дешевыми, удобными и безопасными средствами платежа по сравнению с наличными деньгами. Однако даже в развитых странах, где электронные платежи существуют несколько десятилетий, потенциал наличных денег далеко не исчерпан. Так, например, доля наличных денег в структуре платежных инструментов, используемых населением при расчетах в сфере розничной торговли, исключительно велика: в США она составляет примерно 75%, в Европе - 76-86%, в Японии - 90%. В России этот показатель намного выше и достигает 97%, что объясняется более поздним появлением электронных средств платежа (середина 90-х гг. прошлого века). Российские граждане в настоящее время предпочитают использовать наличные деньги в качестве основного платежного средства [17, с. 202].

По оценкам независимых экспертов, в 2011 году наличные деньги будут обслуживать более 2/3 розничных платежей во всем мире. Доминирующее положение наличных денег в структуре платежных инструментов связано также с психологическим аспектом: население привыкло рассчитываться наличными деньгами, и не представляет себе существования без них.

Вывод: По данным канадских исследователей, если размер трансакции сделки менее 10 дол. США, то 90% плательщиков предпочитают оплату наличными деньгами, и только когда размер трансакции превышает 50 дол [3, с. 187]. США, находится достаточное количество (65%) желающих использовать платежные карты.

С развитием рыночных отношений в российской экономике произошли изменения в методах управления денежной наличностью, выразившиеся в отказе от жесткого административного регулирования наличного денежного оборота. Таким образом, в настоящее время приоритетной задачей в политике Банка России является не сокращение объема наличного денежного оборота, а его упорядочение.

Банк России проводит постоянную работу по расширению применения электронных средств платежа. В международной практике, помимо банковских карт, развиваются и другие средства безналичных платежей. В настоящее время все чаще используются «электронные кошельки», наиболее простые варианты которых имеются и в России (в том числе телефонные карты и карты для проезда в метро).

Таким образом, наблюдается положительная динамика использования банковских карт как средств платежа в современном мире. Несмотря на достаточно высокие темпы прироста количества банковских карт и объема операций, совершаемых с использованием платежных карт (в 2006 году они составили 36,8 и 48,4% соответственно), доля безналичных расчетов по оплате товаров и услуг в общем объеме совершаемых операций с использованием платежных карт юридическими и физическими лицами составила лишь 9,0% (в том числе 6,5% - физическими лицами). В то время как остальные - 91,0% - это операции по снятию наличных денег [2, с. 34].

 

2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики в условиях развития мирового финансового кризиса

Основным фактором, определяющим формирование тенденций в денежно-кредитной сфере в III квартале 2009 года, стало углубление мирового финансового кризиса и его негативное влияние на экономику России. Финансовый кризис стал катализатором замедления мировой экономики, ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры для российских экспортеров, обострения проблем с рефинансированием внешнего корпоративного долга, возобновления и ускорения оттока капитала, девальвации рубля. Внутренний валютный рынок характеризовался значительным увеличением спроса на иностранную валюту и превышением его над предложением, что привело к сокращению международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, снижению уровня ликвидности банковского сектора. Высокие темпы инфляции, замедление по сравнению с прошлым годом темпов экономического роста, повышение спроса на иностранную валюту, существенное снижение темпов роста цен на активы обусловили значительное снижение темпов роста спроса на деньги во второй половине текущего года. Объем денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) по состоянию на 1 октября 2009 года составил 14374,6 млрд. руб., увеличившись за девять месяцев текущего года на 8,3% (в январе-сентябре 2008 года – на 27,8%). Снижение агрегата М2 в реальном выражении в январе-сентябре 2009 года составило 2,1% (в январе-сентябре 2008 года денежный агрегат М2 в реальном выражении возрос на 18,9 процента) [18, с. 277].

Темпы прироста безналичных средств за январь-сентябрь 2009 года (9,4%) были выше темпов прироста наличных денег в обращении (5,5%); в январе-сентябре 2008 года соответствующие показатели составляли 33,2% и 15,6%. Доля наличных денег в обращении в составе М2 за январь-сентябрь 2009 года снизилась на 0,7 процентного пункта и по состоянию на 01.10.2009 составила 27,2 процента [18, там же].

По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, в сентябре сформировался повышенный спрос населения на наличную иностранную валюту, прежде всего доллар США. Чистый спрос населения на наличную иностранную валюту по сравнению с августом текущего года увеличился более чем в 3 раза, составив 3,1 млрд. долл. США [23, с. 69]. Резкое увеличение спроса населения на наличную иностранную валюту в сентябре было вызвано углублением кризисных явлений на мировых финансовых рынках, сопровождающихся ожиданиями дальнейшего укрепления доллара США. Чистый спрос на наличный евро в долларовом эквиваленте составил 1,4 млрд. долл. США, чистый спрос на доллар - 1,6 млрд. долл.  США [15, с. 109].

С учетом динамики депозитов в иностранной валюте по итогам первых девяти месяцев 2009 года прирост широкой денежной массы составил 9,8% (в соответствующем периоде 2008 года – 25,1%). Основным источником роста широкой денежной массы в январе-сентябре текущего года было увеличение требований кредитных организаций к нефинансовым организациям и населению на 3,6 трлн. руб.  (27,8%) (см. Приложение, таблица 2.1 ) [14, 21].

Таким образом, объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за десять месяцев текущего года сократился на 4,2% (в соответствующем периоде предыдущего года наблюдался прирост на 6,9%) [14, с. 22]. Такая динамика денежной базы стала результатом существенного замедления международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь-октябрь 2009 года их прирост по текущим кросс-курсам составил 1,2% против 47,2% за аналогичный период годом ранее) и продолжающегося наращивания остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России (на 2,83 трлн. руб. за первые десять месяцев против 2,65 трлн. руб. за январь-октябрь годом ранее). Вместе с тем с августа текущего года существенный объем свободных средств федерального бюджета посредством аукционов был размещен на банковские депозиты, что способствовало поддержанию уровня ликвидности банковского сектора [14, с. 23].

 

 

 

 

3 Проблемы реформирования денежно-кредитной системы и пути ее совершенствования в РФ на современном этапе

3.1 Проблемы реформирования современной денежно-кредитной системы РФ

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.

Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда,  внешняя торговля и т. д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без понимания этого и без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в   условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение  новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента   поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженер ном деле.

Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач - превращение рубля в сильную валюту. Нужно постепенно уйти от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую, бартерную, взаимозачетную и стоящую особняком никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом, неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи: умеренное увеличение производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат. Мы не разделяем мнение тех экономистов, которые предлагают заморозить развитие этого комплекса, ввести его в русло суженного воспроизводства; создание мобильных и ликвидных резервов нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов; существенное повышение в 2-3 раза по сравнению с нынешней доли пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала; развитие авиационной и автомобильной промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

Информация о работе Этапы реформирования денежно-кредитной системы: результаты и перспективы