Экономический кризис в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 10:27, курсовая работа

Описание

Цель – обосновать неравномерность развития экономики и отдельных ее секторов не как стечение неблагоприятных обстоятельств, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Новизна исследования заключается в постановке проблемы научиться управлять и прогнозировать социально-экономическое развитие с учетом того, что стране предстоит в дальнейшем иметь дело с постоянным многосторонним кризисом.

Объектом исследования являются стратегические планы социально-экономического развития на перспективу, разработанные в предкризисный и кризисный периоды.

Задачи, которые предстояло решить:

◦проанализировать реальное состояние экономики России;
◦выявить положительные и негативные стороны стратегических программ;
◦оценить глубину мирового кризиса в России;
◦предложить определенный комплекс мер по выходу из кризисной ситуации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….1

1. Стратегия восстановления мирового статуса страны в начале XXI века……2

1.1 Кризисы в России и в мировой экономике……………………………………2

1.2 Анализ состояния реального сектора экономики страны в XXI веке……….4

1.3 Ошибочные оценки прогноза развития народнохозяйственного комплекса……………………………………………………………………………7

1.4 Стратегические просчеты аналитиков, участников финансовых и экономических реформ…………………………………………………………….11

2. Объективные и субъективные причины развития финансового кризиса в Европе и США до многопрофильного в России……………………………………………15

2.1 Современная неразвитость банковской системы………………………………15

2.2 Неэффективность управления собственностью……………………………….19

2.3 Анализ причин банкротств компаний…………………………………………..24

3. Менеджирование кризиса и корректировка стратегических программ развития России………………………………………………………………………………….28

3.1 Роль кадрового менеджмента в реализации антикризисных государственных мер……………………………………………………………………………………..28

3.2 Формирование комфортного налогового режима………………………………30

3.3 Создания механизма регулирования контролирования движения капитала…32

3.4 Анализ развернутой программы развития России до 2020 года………………36

Заключение……………………………………………………………………………40

Список использованных источников………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

      Что касается влияния кризиса на широкие  слои населения, то основной проблемой  будет занятость. Инвестиционные проекты закроются, предприятия однозначно сокращают производство, а значит, урезать зарплаты и увольнять сотрудников. На этом фоне инфляция будет далеко вторичной проблемой, в таких условиях цены не могут расти даже в сверхмонополизированной экономике.

      При этом важно понимать, что последние  годы наша экономика была абсолютно  нерациональной с точки зрения доходов. Если сравнивать с производительностью  труда, то нет никаких оснований  для тех зарплат, которые у  нас платились. Если мы посмотрим  на Китай, то там зарплата составляет примерно 32% ВВП, а в России – 67%. 
 

      Что касается курса рубля, то повторяются  ошибки 1997 года. Курс надо не держать, а  потихоньку отпускать на 1,5-2% в месяц. Естественно, народ меньше тратил бы на импортные товары, но итак меньше тратит.

      В целом при нормальном менеджировании кризиса относительно легко проходим. Действительно, нужно провести: определенное снижение  доходов, потому что оно  мешает любой модернизации; нужно  произвести снижение цены активов; начать экономическую реструктуризацию. Это сделать возможно, но при определенном уровне компетентности и желании руководителей, менеджеров, финансистов, которыми страна и конкретные предприятия пока не располагают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2 Формирование комфортного налогового режима

      В целях создания условий для стимулирования инвестиционной активности, прежде всего  важно сформировать комфортный налоговый  режим. Уроки кризиса предполагают некоторые законодательные инициативы, которые должны заключаться в  следующем:

    • максимально возможном освобождении от налоговой нагрузки расходов граждан и организаций на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, оплату процентов по ипотечным кредитам;
    • обеспечении равных налоговых условий для всех организаций, оказывающих социально значимые услуги (и государственных, и муниципальных, и частных). Это будет важным шагом к развитию конкурентной среды и привлечению частных инвестиций, прежде всего в такие сферы, как здравоохранение, образование, культура;
    • либерализации амортизационной политики (внедрении дополнительных механизмов ускоренной амортизации отдельных категорий основных средств, и прежде всего технологического оборудования). Также будут расширены меры налогового стимулирования научно-исследовательских работ по приоритетным для государства направлениям;
    • снижении налоговом нагрузки на сектор добычи и переработки нефти. Из-за того что 70-80% прибыли нефтяных компаний с помощью НДПИ и вывозных таможенных пошлин изымается в бюджет, в значительной степени растет количество выведенных из оборота низкодебитных скважин. Вяло идут разведка и разработка новых месторождений. Предстоит обеспечить эффективное администрирование ранее принятых решений по налоговому режиму для выработанных месторождений.

      Кроме того, важно определиться в стратегии и тактике дальнейшего снижения налогового бремени: когда и на какую величину снижать налоги, чтобы создать дополнительные стимулы для экономического развития страны.

      Предлагается  также «разбюрократизировать» процесс  уплаты законно установленных налогов.

      Это рассчитано на то, что в результате принятия таких мер наша экономика, национальный бизнес, социальная сфера  получат серьезные дополнительные ресурсы для развития и что, в  свою очередь, бизнес сделает ответный шаг по выходу из «тени». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.3 создание механизма  регулирования и  контролирования  движения капитала

      В настоящее время так «бегство капитала», которое пока не удается  остановить, грозит в недалеком будущем  возможно новым финансовым кризисом.

      Бегству способствует простота доступа и возможность перемещать денежные средства самым быстрым способом при соблюдении минимума формальностей. Существует также множество юрисдикций, которыми можно воспользоваться для оперативных денежных операций, в качестве временных «убежищ» или в качестве конечных пунктов для переводов средств. Такие юрисдикции являются дополнением к электронному способу «отмыванию» денег, для чего нередко требуется участие иностранного банка, который должен служить в качестве непосредственного или заключительного звена, в котором оседают нелегальные средства.

      Возможность использования «финансового убежища» является одной из самых желанных привилегий для «грязных» денег. И этому в немалой степени  способствуют оффшорные финансовые центры, налоговые убежища и юрисдикции с банковской тайной, поскольку они обеспечивают как анонимность, так и возможность уклонения от налогообложения. Согласно оценкам, в оффшорных банковских центрах в настоящее время размещено активов на сумму свыше 5 трлн. долл. США, в том числе 1 трлн. на банковских депозитах и 4 трлн. в виде акций, облигаций, недвижимости и товаров.

      Сегодня определить масштабы оборота теневых  и паралегальных капиталов в  мире не представляется возможным. Международные  эксперты оценивают размеры бизнеса  по «отмыванию» денег в пределах 100-500 млрд. долл. США в год. По данным ФАТФ («Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег»), эти суммы в разных странах могут составить от 45 млрд. до 800 млрд. долл. в год.

      В России неучтенный вывоз капиталов, улавливаемый через показатель такой статьи платежного баланса, как «ошибки и пропуски», официально

рассматривается как вывоз капитала в нелегальных  формах, связанных с сознательным уклонением от государственного учета  и контроля.

      По  разным оценкам, в течение 1992-1996 гг. из России было вывезено активов на сумму от 60 млрд. (по данным Всемирного банка) до 150-200 млрд. долл. (по данным МВЭС России). Оценки ежегодной величины оттока также сильно варьируют – от 2-7 млрд. долл. в год (по данным А. Илларионова) до 30 млрд. долл. По оценкам Правительства РФ, ежемесячный нелегальный вывоз капитала составляет 1 млрд. долл.

      Сложилась парадоксальная ситуация: при столь  активном вывозе капитала из России страна является крупным заемщиком. Но такая  ситуация не могла оставаться «взрывоопасной». При стабилеустойчивой финансовой системе все участники таких операций и (те, кто вывозил и те кто боролся с бегством капитала) находили какой-то консенсус.

      Но  пришел кризис и нашему государству  пришлось реально расплачиваться за свою пассивность.

      Но  «бегство капитала» не единственная опасность для российского бюджета. Лет пятнадцать власти безуспешно борются  с быстрыми темпами увеличивающимися объемами спекулятивного капитала.

      Значит, что капитал, в поисках большой  и быстрой прибыли начинает стремительно уходить из сферы реального производства. Происходят не только сокращение финансирования компаниями производственного процесса, но и расширение объема сделок, несвойственных для предприятий, не связанных с их основной деятельностью, имеющих высокую степень риска. На этой основе начинает формироваться принципиально новый тип капитала – финансовый по форме и спекулятивный по содержанию.

      В работе показано, что главными факторами  увеличения объемов спекулятивного капитала являются система плавающих курсов, развитие системы маржинальной торговли и международного рынка производных финансовых инструментов, а также снятие ограничений на движение капитала и создание оффшорных зон.

      Сегодня 90% всех сделок с валютой имеют  спекулятивный характер, сущность которых заключается в том, что рынок дает возможность получения прибыли за счет проведения спекуляций на разнице валютных курсов во времени. Расширению объемов спекуляций на валютных рынках в немалой степени способствует также развитие системы маржинальной торговли, которая расширяет возможности выхода на валютный рынок мелких и средних инвесторов.

      Серьезную опасность, связанную с нарастанием  спекулятивного капитала, таит в себе также развитие рынка производных  финансовых инструментов. В настоящее  время именно этот рынок представляет собой одну из самых серьезных угроз для финансовой стабильности и предпринимательской деятельности. Если традиционные ценные бумаги (акции и облигации) часто называют бумажным и фиктивным капиталом, то деривативы представляют собой фиктивный капитал второго порядка, т.е. виртуальную надстройку над реальным бизнесом.

      При благоприятных обстоятельствах  деривативы позволяют получать многократно  большую норму прибыли, чем дают вложения в другие виды активов и  любая другая предпринимательская деятельность. Но при неблагоприятных обстоятельствах они могут порождать убытки поистине катастрофических масштабов. Очень часто деривативы не столько снижают риски, сколько маскируют их.

      Пока  не существует эффективных способов борьбы со спекулятивным капиталом. Но сделать это очень сложно, поскольку для выработки соответствующих мер требуется большое количество данных, доступ к которым ограничен. Значительная часть этих данных представляет собой коммерческую тайну и поэтому недоступна. Кроме того, никаких ограничений с производными бумагами, свопами и форвардными сделками не предусмотрено, за исключением случаев, когда их осуществляют на зарегистрированных биржах. Банки и инвестиционные фонды в качестве участников рынка могут показывать эти статьи за балансом, а ссуды рассматриваются как безобидное пари. На самом деле 

это серьезные  операции, когда любая разница  между себестоимостью и ценой  компенсируется массовым переводом  денежных средств.

      В этих условиях свою положительную роль может сыграть особое отношение государства к финансовым нововведениям, когда их использование обязательно должно сопровождаться лицензированием.

      В системе программ, которые уже  разрабатываются или еще юудут  уточняться и корректироваться  эффективными мерами по совершенствованию финансовой деятельности могли бы быть следующие:

    • введение четкого и жесткого регулирования вывоза капитала за счет принятия комплекса нормативных актов, заполняющих правовой вакуум в некоторых аспектах внешнеэкономической деятельности;
    • ограничения на некоторые формы вывоза, в первую очередь на накопительные счета за рубежом и портфельные инвестиции;
    • создание благоприятной макроэкономической обстановки в стране, побуждающей к инвестированию в рамках РФ. Основой этого должна стать политика расширения совокупного спроса, повышения доходов населения как основа инвестиций в реальный сектор;
    • учет российского капитала за рубежом как в виде прямых и портфельных инвестиций, так и на счетах в банках и в форме вложений в недвижимость и пр.
    • поддержка российских прямых инвестиций за рубежом, которые должны способствовать улучшению платежного баланса страны и повышению ее рейтинга на мировой арене. Такая поддержка может заключаться в упрощенной форме выдачи лицензий, налоговых льготах, страховании российских прямых инвестиций за границей, а также в заключении двух- и многосторонних соглашений о поддержке прямых инвестиций.
 
 
 

3.4 Анализ развернутой  программы развития  России до 2020 года

      Опубликованная  развернутая программа развития России до 2020 года, подготовленная в правительственных структурах уже подвергается серьезной критике. Оппоненты считают, что она разработана без учета ошибок «оптимистических сценариев» докризисного периода, кризиса. Серьезной переделки считают они, требует и доходная, и расходная части прогноза. Доходы, как и всегда, рассчитываются из исхода из цен на нефть и газ, которые предстоит постоянно корректировать.

      Нам представляется статья доходов очень  сужена и главным образом представлена сектором углеводородов. Она может  быть статьей доходов могла бы расширена развитием традиционно экспортной продукцией, металлургии, лесопромышленного комплекса.

      Следует более четко определить роль государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства. Особое внимание должно быть уделено  банкам. Кризис наглядно и реально показал зыбкую основу их, если так можно сказать, стратегии, которую население страны не увидело, а только усилило недоверие к ним.

      Сегодняшние данные свидетельствуют о снижении депозитов банков, а также «длинных»  денег.

      Не  надо делать глубоких расчетов, но статус доверия банки могут получить не менее, чем через 20 лет.

      Предстоит четко определиться в отношении  к «бегству капитала» и спекулятивным  сделкам. Предложенные нами меры могли  бы каким-то образом пополнить развернутую  программу.

      В целях увеличения доходной части бюджета предлагается поддержать предложение Кащины В.А. в целях совершенствования налоговой системы три новых вида налогов.

      Расширяя  базу  доходной части предстоит  существенно рассмотреть и координировать расходную часть. Обратившись к независимым прогнозам, наше 

отставание  даже до 2025 года останется существенным. К 2005 году в России рост ВВП на душу населения составит  20,9 тыс. долл. (в США – 63 тыс. долл.).

      Рассмотрим  весьма актуальную для России социальную часть программы. В программе очень малы расходы, особенно «инвестиции в человека». Нет денег? Фальшиво утверждение об отсутствии денег в стране, когда их объем уже сегодня превышает почти 20 трлн. рублей.

Информация о работе Экономический кризис в России