Экономический кризис в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 10:27, курсовая работа

Описание

Цель – обосновать неравномерность развития экономики и отдельных ее секторов не как стечение неблагоприятных обстоятельств, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Новизна исследования заключается в постановке проблемы научиться управлять и прогнозировать социально-экономическое развитие с учетом того, что стране предстоит в дальнейшем иметь дело с постоянным многосторонним кризисом.

Объектом исследования являются стратегические планы социально-экономического развития на перспективу, разработанные в предкризисный и кризисный периоды.

Задачи, которые предстояло решить:

◦проанализировать реальное состояние экономики России;
◦выявить положительные и негативные стороны стратегических программ;
◦оценить глубину мирового кризиса в России;
◦предложить определенный комплекс мер по выходу из кризисной ситуации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….1

1. Стратегия восстановления мирового статуса страны в начале XXI века……2

1.1 Кризисы в России и в мировой экономике……………………………………2

1.2 Анализ состояния реального сектора экономики страны в XXI веке……….4

1.3 Ошибочные оценки прогноза развития народнохозяйственного комплекса……………………………………………………………………………7

1.4 Стратегические просчеты аналитиков, участников финансовых и экономических реформ…………………………………………………………….11

2. Объективные и субъективные причины развития финансового кризиса в Европе и США до многопрофильного в России……………………………………………15

2.1 Современная неразвитость банковской системы………………………………15

2.2 Неэффективность управления собственностью……………………………….19

2.3 Анализ причин банкротств компаний…………………………………………..24

3. Менеджирование кризиса и корректировка стратегических программ развития России………………………………………………………………………………….28

3.1 Роль кадрового менеджмента в реализации антикризисных государственных мер……………………………………………………………………………………..28

3.2 Формирование комфортного налогового режима………………………………30

3.3 Создания механизма регулирования контролирования движения капитала…32

3.4 Анализ развернутой программы развития России до 2020 года………………36

Заключение……………………………………………………………………………40

Список использованных источников………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

      И основной комплекс предприятий – это неинновационные предприятия. Они составляют абсолютное большинство – 75%. Их размер меньше среднего, мощности загружены менее чем на 50% и госзаказ составляет менее одной пятой. Данные предприятия практически ничего не поставляют на внешний рынок, их материальная база устарела и они не имеют иностранных вложений.

      Ставить масштабные задачи, разрабатывать стратегические проекты в условиях стагнации  промышленного производства, расшатанной  банковской системы и финансов в  целом и учитывая мировой финансовый кризис, который перерос в многоформатный, охватив промышленность, торговлю и т.д. представляется не своевременным. Необходимы тактические мероприятия властей по стабилизации экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ  РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В ЕВРОПЕ И США ДО МНОГОПРОФИЛЬНОГО В РОССИИ

2.1 Современная неразвитость  банковской системы

      Банковская  реформа последние десять лет  успешно развивалась. Правда население  страны этого не заметило.

      Предкризисная ситуация в банковской системе и на финансовых рынках уже была тревожной. В 2007 году финансовый кризис можно сказать подошел к границам в России вплотную. При этом надо иметь ввиду, что международные проблемы ликвидности в равной мере усугубляются внутренними сложностями российских банков и небанковских учреждений.

      Субстандартные  кредиты составляли 14% ипотечного рынка  США, или около 1,5 трлн. долл. А уровень  просроченности платежей по этим кредитам приблизились к 220 млрд. долл. Риски  американского ипотечного рынка  передавались по всему миру посредством механизма их распределения через обеспеченные кредитные облигации и «благодаря» резкому ухудшению ситуации в конкретных финансовых учреждениях.

      Другим  источником негативного воздействия  на глобальные финансы являются производные, в которые осуществляют инвестиции многие банки. Финансовые производные почти не отслеживались международной системой регулирования рынков капитала, что побудило лидеров Франции и Германии поставить вопрос об этом на сессии МВФ и Мирового банка.

      Доллар  удешевлялся. В США сложилась такая ситуация, что была необходима срочная помощь ипотечным банкам и их клиентам. Кредиты заемщиков с низким и средним доходами были гарантированы федеральным управлением жилищного строительства. 

      Ситуация  с нестабильностью доллара несомненно была неблагоприятна для России. Известно, что свыше 50% золотовалютных резервов России номинированы в долларах. Это касается и ресурсов Стабфонда. Долларовые риски могут привести к реальному обесцениванию резервов России.

      Разумеется, глобальные игроки на финансовых и фондовых рынках отслеживают ситуацию внимательно. Традиционно именно развивающиеся рынки, включая Россию, объявляются особо рискованными. Начинается отток капитала.

      В 2007 году Россию покидали иностранные  ресурсы в объеме 8-9 млрд. долл. в месяц. При этом нерезиденты сбрасывали акции и облигации и скупали валюту. Российские банки столкнулись с проблемой финансирования и рефинансирования со стороны иностранных финансовых институтов.

      В наших банках почти не осталось долгосрочных пассивов. И тогда (как обычно) они переориентировались на заграницу, увеличив свои долговые обязательства перед иностранцами.

      Доля  иностранных обязательств банковского  сектора к кредитам, предоставленным  нефинансовым организациям и физическим лицам, увеличилась с 26,7% 01.01.05 до 40,3% 01.01.07. На сентябрь эта доля превысила 45%. При этом на 20 крупнейших банков приходится 2/3 зарубежных заимствований.

      Любопытно то, что российские банки должны иностранцам примерно столько же денег, сколько мы размещаем за границей средств Стабфонда. При этом мы размещаем ресурсы под низкие проценты, а привлекаем деньги под высокие.

      Сумма долга российских банков на конец 2007 года была 20 млрд. долл., а всего в  течение года эта задолженность  составит порядка 50 млрд. долл. Нефинансовые организации должны погасить были 42,6 млрд. долл.

      В настоящее время ситуация ярко высветила  отсутствие долгосрочной стратегии  в банковской системе. Об этом свидетельствует  парадоксальное обстоятельство.

      Во  второй половине апреля Минфин проводил аукцион по размещению свободных остатков федеральных бюджетных средств на банковских депозитах.  С целью поддержать ликвидность отечественного финансового рынка в условиях мирового кризиса. Организаторы специально приурочили аукцион ко времени возникновения максимальной потребности в деньгах, а именно к началу массовых

выплат  НДС предприятиями-налогоплательщиками, общий объем которых оценивался в 500 млрд. руб.

      Однако  аукцион потерпел фиаско. Из 30 банков, допущенных к участию в конкурсе, бюджетными деньгами воспользовались лишь восемь банков, а при предложении в 300 млрд. руб. спрос оказался ниже в десять раз. Участники аукциона взяли в долг 23,6 млрд. руб. казенных денег по средней ставке 7,31% годовых (минимальная ставка отсечения была установлена в 7,25% годовых).

      Однако, когда финансовый кризис, который  не «предусматривался» нашими банками  пересек границу России обстановка изменилась. Все банки, а их на начало кризиса насчитывалось в стране 1008, обратились за поддержкой к правительству.

      Положение усугублялось тем, что внешний долг банков достиг критической величины, способной обрушить экономику. Так, на 1 января 2008 года внешний долг банков составлял 163 млрд. долл., то к 1 июня увеличился до 192 млрд. долл.

      Просто  банки не предвидели финансового  кризиса, или считали, что все обойдется. На отсутствие стратегических планов развития в большинстве банков довольно продолжительное время указывали российские внешнебанковские наблюдатели.

      Вслед за банковской системой «забуковали» важнейшие отрасли и компании, например, строительные сектора, металлургии, нефтегазового комплекса, торговых сетей, предприятий автопрома. Кого государство должно спасать в первую очередь?

      В целом пакет мер властей, по оценкам  различных изданий СМИ, достигает  от 3 до 5 трлн. руб. Это десятая часть ВВП страны.

      Стоимость различных мер поддержки банков и предприятий, к которым власти подключили ВЭБ, оценивается в 2,2 трлн. руб. ЦБ предоставил нам кредит на 2,5 млрд. долл. для восстановления платежеспособности «Связь-банка» и еще 2 млрд. долл. на банк «Глобэкс». Тот же ЦБ перечислит на счета ВЭБа 50 млрд. долл. для выкупа или погашения иностранным кредиторам долга российских компаний. Из Фонда национального благосостояния, накопленного бюджетом за

счет  экспорта нефти, ВЭБ получит 450 млрд. руб. для выдачи субординированного (на выгодных условиях) кредита российским банкам. Особенность такого займа в том, что взявшие его банки смогут вернуть кредит только в конце 2019 года. Иными словами, банки могут развернуться и почти без оглядки на срок строить свою многолетнюю денежную стратегию. Больше всего из суммы этого кредита (450 млрд.) получит ВТБ – 200 млрд. руб., еще 25 млрд.  руб. достанется Россельхозбанку. Их правительство и ЦБ может четче контролировать. Остальные 225 млрд. руб. пойдут другим банкам. Госбанки должны прокачать дополнительную ликвидность в надежные, соответствующие определенному рейтингу, коммерческие банки второго эшелона.

      Точное  их число сейчас не назову, но получат, конечно, не все подряд. Тем, кто способен лишь кое-как держаться на плаву, рассчитывать не на что. Внешэкономбанк предоставит сумму до 15% от капитала банка, если его акционеры, словом, субординированный кредит получат банки, сохранившие в целом здоровый баланс и доверие на рынке, не растерявшие клиентов, готовые полноценно работать с предприятиями реального сектора.

      В итоге за волонтариетскую  банковскую реформу, не учитывающей интересы народа, придется платить всей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Неэффективность  управления собственностью

      К 2008 году в стране насчитывалось только в промышленности 38% убыточных предприятий, где объем производства не рос, убытки увеличивались. Если брать предприятия, находящиеся в государственной собственности, то здесь 40% предприятий убыточны, а еще 20% имеют нулевую прибыль.

      Поэтому экономический рост в России опирался на очень узкий базис, только на прибыльную, нормально работающую часть предприятий и организаций в народном хозяйстве страны. Если рассмотреть структуру собственности в России, то получится треть собственности полностью является государственной, еще часть – частично государственной. Всего в зоне государственного сектора – около половины всей собственности. Она управлялась малоэффективно. Здесь выше доля убыточных и малорентабельных предприятий, ниже общеэкономический рост.

      Другая половина собственности в России является негосударственной, частной. Эта частная собственность делится на три части.

      Одна  из частей (примерно 25% всей собственности  в стране) является новой частной  собственностью, возникшей при переходе страны к рынку, часто на базе бывших кооперативов или нелегальных спекулятивных структур, получивших развитие в период процветания «черного» рынка в 1989-1991 гг. Часть этой собственности получила в свое время название «коммерческие структуры» в отличие от старой собственности, которая именуется обычно предприятиями и организациями. Коммерческие структуры являются нормальной рыночной собственностью – эффективной, динамично развивающейся. 11% по объему ВВП, т.е. несколько меньше половины этой новой собственности, составляет мелкий бизнес. О динамичности развития малого бизнеса говорить преждевременно из-за перегруженности его налогами, затрудненности с финансированием, отсутствия государственной поддержки.

      Остальные две части негосударственной  собственности (25% всей собственности в стране) возникли в результате ваучерной приватизации, или разгосударствления. Речь идет о предприятиях и организациях, возникших в 

советское время в условиях плановой централизованной экономики, в рамках отраслевых министерств  и ведомств.

      Примерно половина собственности из приватизированной с помощью ваучеров в силу разных причин (среди которых можно выделить такие как востребованность произведенной на этих предприятиях продукции в рыночном хозяйстве, приход к руководству энергичных руководителей из коммерческих структур, уже имеющих хоть и небольшой, но все таки рыночный опыт, хорошие производственные фонды, для добывающий предприятий – наличие высокой природной ренты) тоже стала нормальной капиталистической частной собственностью, динамично развивающейся и эффективной. Это прежде всего крупные корпорации, возникшие на базе государственной собственности, таких, как вертикально интегрированные нефтяные компании, крупные металлургические комбинаты, производящие черные и цветные металлы, отдельные химические комплексы, в частности, по производству минеральных удобрений, крупные предприятия лесопромышленного комплекса, компании в пищевой промышленности, крупные торговые сети, отдельные крупные агрофирмы и т.п. Фактически уже нет разницы между этими в основном крупными компаниями и коммерческими структурами. Именно этот обобщенный частный предпринимательский сектор, составляющий 35-40% всей собственности рос наиболее динамично, примерно от 15 до 20%.

      И наконец, последняя часть приватизированной  собственности, примерно половина ее является неэффективной. Она состоит из предприятий и организаций, работающих с убытком, во главе с неэффективными собственниками и вместе со значительной частью государственной собственности и с некоторой частью мелкого бизнеса (это до 40% всего народного хозяйства) постепенно деградирует. Это как бы отмирающие части развивающегося народно-хозяйственного организма.

      Узкий базис экономического роста, когда  только половина предприятий и организаций  демонстрирует развитие, десятая  часть топчется на месте, а

      последние 40% пятятся назад, резко ограничивало наши возможности, тянуло экономику вниз.

      Ни  о каком долговременном приросте в 7% в год в нашем народном хозяйстве  не могло быть и речи, пока сохранялся 40%-ый уровень убыточных предприятий.

Информация о работе Экономический кризис в России