Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Объект исследования — государственный кредит, его роль и необходимость.
Предмет исследования — государственный кредит в РБ, и его значимость в экономике.
Цель работы: анализ государственного кредита, его формы и виды, изучить государственный кредит государства РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
1.Сущность государственного кредита ……………………………............... 6
1.1.Понятие и виды государственного кредита……………………………... 6
1.2.Особенности государственного кредита, его роль в экономике……….. 10
2.Отличия государственного кредита от банковского……………………… 14
3.Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития……………………………………………………...............................
19
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31

Работа состоит из  1 файл

курсова2.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

     Структура внутреннего долга на 01.01.2011г.:

  • кредиты под гарантию Правительства – BYR 7,2 трлн. или 77% всего внутреннего долга, рост на 33,1% в 2010г.;
  • прямой долг Правительства – BYR 2,7 трлн. или 22,3% всего внутреннего долга, снижение на 16,5% за 2010г.

     Таким образом, можно сказать, что по сравнению  с внутренним государственным долгом внешний долг увеличивается в большем темпе, что указывает на значительные внешние заимствования государства для поддержания сбалансированности экономической ситуации в стране.

          В целях развития государственного кредита в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ кредитных отношений нашей страны и разработать пути преодоления возможных трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации кредитных отношений, оценки и анализа эффективности государственного кредита

   Существуют  значительные резервы для повышения  эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут  быть осуществлены следующие мероприятия:

  • для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать  интересы  кредиторов, но и максимально  разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);
  • обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
  • расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
  • перейти при реализации государственных ценных бумаг официального курса к рыночному, определяемому  на основе реального спроса на фондовые ценности;
  • осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций  на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;
  • повысить уровень доходности по государственным облигациям до существующего на финансовом рынке в целях повышения спроса на государственные ценные бумаги;
  • расширять круг инвесторов, частично перераспределяя финансовые ресурсы в небанковский сектор, привлекать средства нерезидентов, страховых организаций, инвестиционных и пенсионных фондов, хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
  • обеспечить экономическую эффективность реализуемых за счёт государственного кредита проектов;
  • для того,  чтобы эффективно использовать и погашать иностранные кредиты необходимо увеличивать объёмы экспорта, улучшать торговый баланса страны, а также с увеличивать ВВП и укреплять государственный бюджета;
  • проводить формирование единой депозитарной системы, электронного документооборота по всем видам ценных бумаг в целях повышения эффективности учета и контроля их движения, установление междепозитарных отношений с другими странами, отсутствие которых сегодня негативно сказывается на привлечении средств нерезидентов;
  • и наконец, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

       В целом государственный кредит оказывает положительные воздействия на экономику, организацию финансово – кредитных отношений в стране. В частности, с помощью государственного кредита оказывается положительное воздействие на развитие малого бизнеса в стране. Это выражается в том, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным индивидуальным предпринимателям, в случае их банкротства.

     Посредством государственного кредита государство регулирует денежное обращение в стране, размещая займы среди различных слоев населения. За счет государственного кредита финансируются такие важнейшие затраты, как инвестиции в народное хозяйство. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          В ходе написания данной курсовой работы были рассмотрены сущность, формы и роль кредита в современной экономике. Составив данную работу, проанализировав данные многих источников, я могу сделать вывод, что кредит играет немаловажную роль в экономике:  он   не   только обеспечивает  непрерывность  производства,  но  и   ускоряет   его.

     Итак, назначение государственного кредита  состоит в том, что  с его  помощью государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы. В  случае дефицита федерального бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляют на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью данного кредита средства непосредственно используют для финансирования экономических и социальных программ.

Как метод  увеличения финансовых возможностей государства (без повышения совокупного спроса на деньги и объема денежной массы  в обращении) этот кредит может выступать  важным фактором ускорения экономического и социального развития страны.

       Кредит содействует экономии издержек обращения, является фактором обеспечения НТП, а также выполняет регулирующую роль в экономике. Роль кредита в различных фазах экономического цикла  не  одинакова.  В условиях  экономического  подъема,  достаточной  экономической  стабильности кредит  выступает  фактором  роста.  Его негативное   воздействие    может,    однако,    проявиться    в    условиях перепроизводства товаров. Особенно  заметно  такое  воздействие  в  условиях инфляции.

     В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государственном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты.

     Основными кредиторами Республики Беларусь выступают  Россия, Германия, Италия и другие страны, а также международные финансовые организации – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др. Республика Беларусь как суверенное государство также использует займы как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск  государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.

     Но  оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. В целом государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бочаров, В.В., Леонтьев, В.Е., Радковская, Н.П. Финансы: Учебник – СПб.: Питер, 2009. — 400с.
  2. Вавилов, А.П. Внутренние проблемы внешнего долга // Коммерсант - 2004. — № 59.
  3. Вавилов, Ю.Я. Государственный кредит — самостоятельная экономическая категория/ Ю.Я. Вавилов//Финансы и кредит. — 2004. — №9(147). — С.57—63.
  4. Государственный долг РФ // Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.—М.: Финансы и статистика.2005.с.106.
  5. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  6. Жук, И.А. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние/ И.А. Жук//Банковский вестник. — 2010. — №1(474). — С.11—18.
  7. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки/ Г.И Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.] — Мн.: БГЭУ, 2007.
  8. Нешитой, А.С. Финансы и кредит: Учебник. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 544 с.
  9. Струк, Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие/ Т.Г. Струк. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. — 95с.
  10. Тарасов, В.И. “Деньги, кредит, банки”, (курс лекций), ООО “Мисанта”, г. Минск, 1997 г.
  11. Теория финансов: учеб. Пособие/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. проф. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. — Изд. 2-е, стереотип. — Мн.: БГЭУ, 2006.-351с.
  12. Ульянецкий, М.М. О необходимости пересмотра теоретического подхода к государственному кредиту и его формам/ М.М. Ульянецкий//Финансы и кредит. — 2009. — №4(340). — С.32—41.
  13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/М.В. Романовский [и др.]; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 543с.
  14. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: краткий курс/ под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 302 с.
  15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.:-ЮНИТИ — ДАНА, 2-е изд. 2001. — 512с.
  16. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб.пособие/ М.К. Фисенко. — Минск : Соврем. Шк.,2008.—184с.
  17. Финансы: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. — М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 640с.

    18 Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2009 год [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Quaterly/ . — Дата доступа 23.11.11

    19 Программа государственного развития Беларуси в 2010 году [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.minfin.gov.by/control/ru/publish/article/

    20 Объем государственного долга субъектов Республики Беларусь и долга муниципальных образований [Электронный ресурс] / 2010. Режим доступа:

http://www1.minfin.gov.by/public_debt/subdbt/.— Дата доступа 25.11.11

    21 Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь [Электронный ресурс] /  Минск, 2010. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/equity-market/securities/stocks-prize/. — Дата доступа 25.11.11

    22 Отличия государственного кредита от банковского [Электронный ресурс]/2010. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat29.html

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита