Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Объект исследования — государственный кредит, его роль и необходимость.
Предмет исследования — государственный кредит в РБ, и его значимость в экономике.
Цель работы: анализ государственного кредита, его формы и виды, изучить государственный кредит государства РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
1.Сущность государственного кредита ……………………………............... 6
1.1.Понятие и виды государственного кредита……………………………... 6
1.2.Особенности государственного кредита, его роль в экономике……….. 10
2.Отличия государственного кредита от банковского……………………… 14
3.Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития……………………………………………………...............................
19
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31

Работа состоит из  1 файл

курсова2.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

      В зависимости от формы и порядка  оформления кредитных отношений  различают:

  • государственные облигационные займы;
  • безоблигационные займы.

     Выпуск  разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным  банком государственного бюджета - это  примеры безоблигационных займов.

          Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее  владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

     Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.

     Форма выпуска облигаций – в виде записей на счетах с отражением их выпуска в глобальном сертификате. Доход по облигациям может быть процентным и доходным. Министерство финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или обменять их на облигации других выпусков, когда наступает срок погашения.

     Размещаются облигации среди физических и  юридических лиц. Юридические лица могут приобрести их на аукционе, проводимом Национальным банком, через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», непосредственно у Министерства финансов путем передачи или продажи банками. Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется через банки.

     Казначейские  обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих  внесение их держателями денежных средств  в бюджет и дающих право на получение  фиксированного дохода в течение  срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

      Ценные  бумаги государства делятся на две  группы:

  1. бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке;
  2. бумаги, не поступающие на вторичный рынок.

      На  вторичный рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

          Продажу ценных бумаг кабинета  Министров могут осуществлять  уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.

          При приобретении ценной бумаги  правительства значение имеет  доход от нее, который зависит  от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль.

         Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые  обязательства [7, с.224-225].

     Кредитный риск, связанный с обязательствами  государства вытекает  из особенностей  должника и эмитента, из характера  экономических объектов, на которых  покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск – это риск изменения процентных ставок  и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого – фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

     Значительная  доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны  с развитием международного кредита.

          Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

        Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

      Субъектами  кредитных отношений выступают  государства, банки, международные  и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации, отдельные  юридические лица. Международный  кредит предоставляется за счет средств  государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

      Позитивная  роль международного кредита в ускорении  развития производственных сил путем  обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

          Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения – их национальный доход.

     Роль  международного кредита в экономических  процессах: оказывает содействие интернационализации производства и обмена; оказывает содействие укреплению международных экономических связей; повышает экономическую эффективность внешней торговли, стимулирует и укрепляет рост мирового товарооборота; обеспечивает непрерывность международных расчетов и ускоряет международный оборот средств; является методом регулирования платежных балансов; усиливает конкуренцию между странами, поскольку используется, как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта [2, с.84].

     Таким образом государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов. Но, несмотря на то, что и формируется государственный долг, государственный кредит зачастую играет очень важную роль и является неотъемлемой частью. Поскольку общественные потребности постоянно возрастают, а бюджет ограничен возможностями государства. 

    1. Особенности государственного кредита, его необходимость
 

     С  появлением государства возникли и  его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни и также категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов неналоговых платежей.

     С течением времени налогов и неналоговых  доходов для покрытия всех государственных  расходов оказалось недостаточно, и  государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, поставщиков, богатых феодалов и т.п., правительств иностранных государств. Монарх и его правительство средства, полученные с помощью займов, направляли в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговых доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного кредита.

     Однако  государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитом), получаемым на финансовом рынке другим лицам, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже - за счет средств фондов формируемыми на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона – как заемщик.

     Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием  между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянно увеличивающихся и бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками – уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и т.д.

     Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента  мобилизации дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

     Целесообразность  заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов.

     С укреплением государства, с развитием  его функций усиливалось целевое  назначение, и расширялись границы  использования государственного кредита  – финансовые ресурсы публичной  власти все в большей мере формируются  на долговой основе и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).

       
 
 

     Рис1.1 Взаимосвязь кредитных  и финансовых начал  в категории «государственный кредит» (1- государственные  финансы; 2 – кредит; 3 – государственный  кредит)

     Примечание  — Источник: [3, с.59]. 

     Присмотревшись к рисунку, можно сделать очевидный вывод: наложение кредитной основы на часть государственных финансовых отношений порождает новое явление – государственный кредит, границы которого очерчиваются сегментом -, обладающим новыми качественными характеристиками (пространственными, цветовыми и т.д.). Это новое явление  выражает собой специфическую часть спектра экономических отношений, поскольку взаимопроникновение сфер функционирования и смешение характерных черт («цветов») кредита и государственных финансов порождает иные существенные признаки («цвет») новой самостоятельной экономической категории [3, с.57-63].

     С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  страны. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества  предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде [11, с.267 ].

     Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. 

     В периоды экономического кризиса (который  имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета  государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите  сокращается, и сфера его применения сужается.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита