Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Объект исследования — государственный кредит, его роль и необходимость.
Предмет исследования — государственный кредит в РБ, и его значимость в экономике.
Цель работы: анализ государственного кредита, его формы и виды, изучить государственный кредит государства РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
1.Сущность государственного кредита ……………………………............... 6
1.1.Понятие и виды государственного кредита……………………………... 6
1.2.Особенности государственного кредита, его роль в экономике……….. 10
2.Отличия государственного кредита от банковского……………………… 14
3.Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития……………………………………………………...............................
19
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31

Работа состоит из  1 файл

курсова2.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

     Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер [11, с.298 ].

     Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.

     В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения  временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства  [10, с.132 ].

     Можно сделать вывод, что с помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Отличия государственного кредита от банковского 

     Государственный кредит  как самостоятельная  форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей:

     Независимо  от уровня государственный кредит как  экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и                    физических лиц. 
          Таким образом, государственный кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта и части национального продукта. Ведь владелец денежных средств (ссудного капитала) передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование. Поэтому именно возвратность – определяющая черта и особое свойство, присущее кредитным отношениям. 
          Государственный кредит можно рассматривать и в правовом аспекте. С правовой точки зрения государственный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.  
Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита – денежный капитал. Заемщик-предприниматель, государство, сектор домашних хозяйств; кредитор – владелец денежных средств, преимущественно банк. 
Банковский кредит носит двойственный характер, выступая то в виде ссуды капитала, когда заемщики используют его для увеличения объема функционирующего капитала, то в виде ссуды денег – платежных средств.  
         Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Республики Беларусь, как кредит (другую ее часть составляет банковский кредит). Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны.[15,с.245−247] 
         Основная особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производственного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. 
Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. С правовой точки зрения в отношениях банковского кредита участвуют две стороны; банк – в роли кредитора (займодавца) юридического и физического лица – в роли заемщиков. 
          При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство. Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. 
          Представители финансово-правовой науки дореволюционной России выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем: 
1.В отношениях по государственному кредиту всегда имеется верховенство государства, несмотря на то, что государство является заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника. 
2.Учитывая особую роль государства, оно заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога. 
3.При банковском кредите договор банковской ссуды заключается на условиях равенства сторон. Применение принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при заключении займа».  
         Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом. 
         Но чаще всего государственные гарантии распределяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов. Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. 
        Сущность кредита как экономической категории проявляется в выполняемых функциях: 
-Перераспределительная функция. В условиях рыночной экономики при помощи кредитного механизма временно свободные денежные средства перемещаются на условиях срочности и платности. 
-Функция экономии издержек обращения. В процессе кредитования

происходит замещение  действительных денег так называемыми  кредитными деньгами – векселями, чеками, кредитными карточками и т.д. Кредит способствует сокращению денежной массы и увеличению скорости обращения денег, в результате чего снижаются издержки обращения. 
-Функция ускорения концентрации капитала. Процесс концентрации капитала – необходимое условие стабильности экономики. 
-Контрольная функция. На протяжении всего процесса кредитования осуществляется контроль за финансовым состоянием заемщика, а также соблюдением сторонами всех принципов кредитования.

  • Потребность государства в кредите. 

    Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать  разрыв между денежной массой в обращении  и товарными ресурсами. Государственный  кредит используется прежде всего  на покрытие бюджетного дефицита. Потребность  в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и  используется  для поддержки бесперебойности процесса  расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также  для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит  могут получать  и частные лица на цели, установленные законодательством.

  • Условия сделки.

     Условием  сделки банковского кредита является  совпадение  экономических интересов   кредитора и заемщика,  при  государственном кредите экономические  участников обособлены, поэтому  нужно обеспечить экономическую  заинтересованность кредиторам  для добровольной  передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных  экономических интересов кредиторов и заемщиков.  

  • Целевое назначение.

    Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые   помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов. 

  • Срок  возврата ссуды.

    При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит.  В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся  добровольно.  

  • Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

     С помощью  банковского кредита  создаются  деньги  и при не продуманной  кредитной политике банковский  кредит может служить фактором  проявления и роста избыточной  денежной массы. Государственный  кредит, напротив, всегда является средством  сокращения денег в обращении[11,с.243−245]. 

Отличия государственного кредита  от банковского

Государственный кредит Банковский  кредит
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита Потребность в  нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена
Получателем являются органы власти и управления Могут получать любые физические и юридические  лица на цели, установленные законом
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность.
Госкредит , как правило, не предусматривает  экономических санкций к государству Срок возврата строго регламентирован его нарушение  влечет соответствующие санкции
Интересы  кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно видоизменяются Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении Может служить  причиной появления избыточной денежной массы в обращении
 

 Примечание –  Источник: [22] 
 

Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций  способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей  государственных ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития

     Наиболее  распространенным видом государственного кредита выступает государственный заем, посредством которого осуществляется дополнительная мобилизация свободных денежных средств юридических и физических лиц в бюджет через выпуск облигаций и других ценных бумаг государства.

     В современных условиях в Республике Беларусь облигационные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями со сроком обращения до одного года (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями со сроком обращения один год и более (ГДО).

      Выпуск ГКО И ГДО проводится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.

     Облигации эмитируются от имени Правительства  Республики Беларусь Министерством финансов отдельными выпусками в бездокументарной форме. Выпуск и торговля производится через компьютерную систему. Это позволяет уйти от проблем хранения, защиты и перемещения (перевозки), характерных для ценных бумаг на бумажной основе.

       Национальный банк Республики Беларусь выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций.       

     Размещение  облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:

  • продажи на аукционе, проводимом Национальным банком по правилам проведения аукциона, утверждаемым Банком и Департаментом по ценным бумагам при  Министерстве финансов Республики Беларусь либо, проводимом Министерством финансов через  открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа» по правилам проведения аукциона;
  • прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, утвержденных самим Министерством;
  • передачи или продажи банкам для их последующей реализации.

     Размещение  ГКО и ГДО среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов и Департаментом по ценным бумагам Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком.

     Кроме ГКО и ГДО, номинированных в белорусских рублях, в Республике Беларусь предусматривается выпуск в обращение государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, облигации государственного выигрышного валютного займа, облигации государственного сберегательного займа, государственные муниципальные облигации и др. К государственным ценным бумагам, используемым для привлечения свободных денежных средств юридических лиц, относятся также векселя Правительства Республики Беларусь.

     Основная  часть государственных ценных бумаг сосредоточена у резидентов Беларуси (около 80 %). Однако государство мобилизует свободные финансовые средства населения и хозяйствующих субъектов не только из внутреннего денежно-кредитного оборота, но и заимствует на международных финансовых рынках. И, несмотря на небольшой период функционирования, рынок государственных ценных бумаг Беларуси вызывает большой интерес у инвесторов, в частности инвестиционных фондов и банков Европы и Азии.

     В Беларуси также достаточно стабильно функционирует и вторичный рынок государственных облигаций. Создана соответствующая международным стандартам инфраструктура. Размещение бездокументарных облигаций осуществляется на регулярной основе в электронной торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и достигает более 100 млрд. рублей еженедельно.

     Суммарный объем торгов государственными ценными  бумагами  по данным ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2010 г. составил 17,514 трлн бел руб, что в 2,2 раза меньше по сравнению с 2009 г. При этом число сделок уменьшилось до 10,366 тыс в 2010 г с 15,567 тыс в 2009 г.

     В 2010 г. ряд факторов, о которых говорилось выше и которые получили развитие на рынке государственных ценных бумаг, привел к тому, что общая  сумма биржевых сделок со всеми видами ценных бумаг составила 24,4 трлн. руб., уменьшившись по сравнению с 2009 г. на 42,1%. Однако данный тренд стал следствием исключительно событий на рынке ГДО и не затронул сегменты корпоративных ценных бумаг.

           Отличительной чертой современного белорусского рынка государственных облигаций является то, что он предоставляет определенные преимущества для банков в части отнесения затрат по доходам, получаемым от  проведения операций по государственным ценным бумагам. Доходы от операций с ценными бумагами  правительства у иных профессиональных участников значительно ниже, что сдерживает их интерес к участию в аукционах по покупке облигаций и заинтересованность в подобном инвестировании в целом.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита