Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Объект исследования — государственный кредит, его роль и необходимость.
Предмет исследования — государственный кредит в РБ, и его значимость в экономике.
Цель работы: анализ государственного кредита, его формы и виды, изучить государственный кредит государства РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
1.Сущность государственного кредита ……………………………............... 6
1.1.Понятие и виды государственного кредита……………………………... 6
1.2.Особенности государственного кредита, его роль в экономике……….. 10
2.Отличия государственного кредита от банковского……………………… 14
3.Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития……………………………………………………...............................
19
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31

Работа состоит из  1 файл

курсова2.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, существует зависимость объемов спроса на государственные ценные бумаги от периода проведения налоговых платежей, перечисления банками средств в фонд обязательных резервов Национального банка Беларуси, что также ведет к уменьшению свободных средств для инвестирования, приводит к неравномерности поступления средств для финансирования дефицита бюджета.

     В секторе государственных ценных бумаг банкивсегда были и остаются сегодня главными операторами рынка, что отражено в таблице. 

     Таблица – Лидеры вторичного рынка ГЦБ в 2010г. 

       

     Примечание  – Источник: [20] 

     Из-за высокой доли банков в структуре  владельцев ценных бумаг спрос и  объемы размещения государственных  облигаций напрямую зависят от ликвидности  банковской системы,  состояния кредитного рынка. Возникает разница в процентных ставках  на различных сегментах финансового рынка, в частности на межбанковском и рынке государственных облигаций, и, как следствие, все это негативно сказывается на стабильности последнего. В целях повышения спроса на государственные ценные бумаги правительство должно доводить уровень доходности по облигациям до существующего на финансовом рынке, что возможно только при увеличении расходов бюджета.

     В странах с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь, необходим сбалансированный подход к формированию и управлению государственным долгом страны. Например, ведущие европейские государства при формировании и реализации бюджетной политики используют определенные критерии. В частности, дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП, государственный долг – не более 60 % ВВП, расходы по обслуживанию и погашению государственных займов к расходам бюджета – не более 35 % ВВП и др. Данные критерии используются и в Республике Беларусь при формировании и исполнении финансового плана страны – бюджета. При этом объемы эмиссии и расходы по обслуживанию займов должны быть ниже рекомендуемых для развитых европейских государств, так как фондовый рынок находится в стадии формирования. 

     На  исполнение гарантий, предоставленных  Правительством Республики Беларусь по кредитам, выданным банками Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке направляются средства, предусмотренные в республиканском бюджете на обслуживание внутреннего государственного долга и в республиканском фонде поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также в соответствии с законодательством Республики Беларусь средства инновационных фондов.

     Платежи, произведенные из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь, взыскиваются Министерством финансов Республики Беларусь в бесспорном порядке со счетов юридических лиц – кредитополучателей с взиманием процентов с уплаченной этим Министерством суммы по кредитам, предоставленным в иностранной валюте, в размере не менее 8 процентов годовых.

       С 2004 года правительство отказалось  от использования прямых кредитов Национального банка Республики Беларусь для финансирования дефицита бюджета как источника, способствующего росту инфляции в стране. Это стало возможным благодаря достижению Министерством финансов необходимых объемов размещения государственных облигаций посредством расширения их номенклатуры, увеличения сроков обращения, формирования нормативной базы, внедрения биржевых аукционов. Это в свою очередь позволило снизить расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга более чем в 4 раза.

     В целях увеличения сроков заимствования и повышения привлекательности займов Министерство финансов начало использовать возможность переоформления (обмена) отдельных выпусков государственных ценных бумаг на другие выпуски, в отдельных случаях по просьбе инвесторов допускалось досрочное погашение облигаций с письменного согласия их владельцев.

     Оживление рынка правительственных облигаций стало возможным и благодаря расширению способов их размещения, использованию (в условиях отсутствия спроса на аукционах) прямых продаж для финансирования текущих кассовых разрывов бюджета.

     Министерство  финансов начало выпуск облигаций в один день с различными сроками обращения. С 2000 года публикуется график их эмиссий на год. Кроме этого, используются новые условия выплаты доходов и выпуск облигаций в свободно конвертируемой валюте. Данные выпуски осуществляются в соответствии с поручениями правительства при необходимости дополнительного финансирования агропромышленного сектора и социальных программ.

     Также Министерством финансов планируется  постепенно расширять круг инвесторов, частично перераспределять финансовые ресурсы в небанковский сектор, привлекать средства нерезидентов, страховых организаций, инвестиционных и пенсионных фондов, хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

     Предполагается  формирование единой депозитарной системы, электронного документооборота по всем видам ценных бумаг в целях повышения эффективности учета и контроля их движения, установление междепозитарных отношений с другими странами, отсутствие которых сегодня негативно сказывается на привлечении средств нерезидентов. В свою очередь внедрение электронного документооборота и создание удаленных торговых площадок в регионах позволит привлекать средства региональных субъектов хозяйствования. Для равномерного и оперативного аккумулирования государством необходимых объемов ресурсов будут обеспечиваться равные права и условия доступа к покупке государственных ценных бумаг различных групп инвесторов.

     Планируется также расширение сотрудничества с международными финансовыми организациями в области фондового рынка, анализ механизмов возможного размещения государственных облигаций на международных финансовых рынках.

     Реализация  этих мер позволит повысить эффективность  привлечения средств в государственный бюджет, снизить государственные расходы и укрепит имидж страны на международных рынках капитала.

     Таким образом, роль государственных ценных бумаг в развитии экономики Беларуси достаточно велика. Средства, полученные от их размещения, являются основным безинфляционным источником финансирования дефицита бюджета, государственных инвестиционных программ, они направляются на поддержку социально значимых проектов и решение важнейших государственных задач в целом. Кроме того, государственные облигации используются банковской системой как ликвидный актив для укрепления ресурсной базы, они способствуют снижению инфляции и наличной денежной массы.

     Государственный кредит Республики Беларусь формирует  государственный долг нашей республики. Наибольшую угрозу экономической безопасности представляет внешний долг. Привлечение внешних кредитов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние кредиты являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита. Однако существуют и отрицательные моменты. Благодаря внешним кредитам создается так называемый долговой навес — будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием внешнего долга. Накопление иностранной задолженности может привести к трудностям с ее обслуживанием, перерастающим в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний кредит является инструментом политического влияния на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности.

     Что же касается совокупного внешнего долга, то он включает в себя государственный  внешний долг и внешний долг субъектов хозяйствования.

     Совокупный  внешний долг страны на 1 июля 2010 г. составлял 23 171 млн. долл. США, где долгосрочные займы занимали около 55%.

     Внешний государственный долг Беларуси на 1 сентября 2010 г. составил 9451,3 млн. долл. США при утвержденном годовом лимите 11 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с началом 2010 г. на 1559,9 млн. долл. США.

     На 1 сентября 2010 г. размер внешнего государственного долга Беларуси составлял 19% от ВВП, внутреннего — 18,8%. В структуре  внешнего государственного долга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% (9269,4 млн. долл. США), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, — 1,9% (181,9 млн. долл. США).

     На  займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов — 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные — 9,4%.

     Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными. Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживания. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка — 3,69% годовых.

     Прогнозивалось, что в 2011 г. платежи по погашению  и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около 870 млн. долл. США, или 8,2% доходов бюджета. В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 г., когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ.

     Отдельное внимание необходимо уделить ситуации внешних заимствований в 1996 году. В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 года привлечено 453,8 млн. долл. США, а погашено 96,2 млн. долл. США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально он составил только 950 миллионов.

     Такое значительное уменьшение внешнего долга  объясняется тем, что в соответствии с Соглашением от 27 февраля 1996г. с  Российской Федерацией было произведено урегулирование части российского долга путем отказа российской стороны от претензий по белорусскому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР, за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны Российской Федерации, за комплекс зданий, переданных белорусской стороной для размещения дипломатического и консульского представительств России.

     Перечень получаемых кредитов и кредитных линий, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением бюджетных средств выглядит следующим образом:

     1. Кредиты Международного банка  реконструкции и развития:

  • институциональный и реабилитационный займы – реформирование и укрепление государственного управления, поддержка импорта и уменьшение дефицита бюджета;
  • проект развития лесного хозяйства (Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь) - компоненты общегосударственного назначения (лесные исследования, образование и подготовка кадров, мониторинг и радиационный контроль);
  • проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере (Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь) – реализация инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры в социальной сфере;
  • проект по реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь).

     2. Кредиты США:

  • товарно-кредитной корпорации – Зернопродукты.

     3. Кредитная линия ФРГ:

  • открытому акционерному обществу «Руденск» – оборудование для производства светотехнических изделий;
  • Белорусскому государственному университету – строительство здания учебно-лабораторного корпуса факультета международных отношений.
  1. Кредиты Российской Федерации – обеспечение сбалансированности расчетов во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации.

     5. Кредит Японии закрытому акционерному обществу «Атлант» – приобретение оборудования по производству компрессоров для бытовых холодильников.

     6. Кредит КНР закрытому акционерному  обществу «Белорусская сеть телекоммуникаций»  – реализация инвестиционного  проекта «Создание инфраструктуры  государственного оператора сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800».

     7. Консорциальный кредит группы  иностранных банков (Кредиты Германии, Австрии, Италии, Китая, Европейского  банка реконструкции и развития, Международного банка реконструкции  и развития и другие иностранные кредиты, привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь) –  
финансирование дефицита республиканского бюджета, погашение просроченной задолженности организаций в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь.

     Что касается внутреннего государственного долга Беларуси, то он на 01.01.2011г. в сравнении с 01.01.2010г. увеличился на 17,5% до уровня BYR 9,27 трлн. (5,7% от ВВП). Рост долга в декабре 2010г. составил 8,2%.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита