Характеристика источников формирования социальных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день тема внебюджетных фондов является актуальной, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1. Понятие внебюджетного фонда, его основные функции
1.2.Нормативно-правовая база организации внебюджетных фондов в РФ
ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ СОЗДАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
2.1. Пенсионный фонд
2.2. Фонд социального страхования
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования
2.4.Отраслевые государственные внебюджетные фонды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по финансам.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

    Федеральное  государственное  образовательное  учреждение

    высшего профессионального образования 

    «УРАЛЬСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 

    ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ  ФИНАНСЫ 
 

Тема: Характеристика источников формирования социальных внебюджетных фондов 
 
 
 
 

Контрольная работа

 
 

       Хафизовой Виталины Ринатовны

Студентки группы ГМУ-43 
 

  Руководитель:

Альвианская Н.В.

к.э.н, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ…………………………………………………………………. …….5

1.1. Понятие  внебюджетного фонда, его основные  функции………… …….5

1.2.Нормативно-правовая  база организации внебюджетных  фондов в РФ....9

ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ СОЗДАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

2.1. Пенсионный фонд…………………………………………………………..11

2.2. Фонд социального страхования……………………………………………14

2.3. Фонд обязательного медицинского страхования……………………….19

2.4.Отраслевые государственные внебюджетные фонды……………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     На  сегодняшний день тема внебюджетныхфондов является актуальной, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, вт.ч. модернизировал финансовую систему.

     Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центральногоденежного фонда государства,  бюджета  в видеспециальных фондов и особых счетов. С расширениемдеятельности государство нуждалось во всё новыхрасходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило,временный характер. С выполнением государствомнамеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своё существование. В связис этим количество специальных фондов постоянноменялось: одни возникали, другие аннулировались. Вцелом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма специальных фондов.Множественность специальных фондов создавала определённые финансовые неудобства и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства началсяпериод унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению.

В современных  условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объёмов таких фондов объясняется рядом причин:

1) у  органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

2) будучи  автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;

3)внебюджетные фонды могут при определённых условиях, то есть при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 
 
 

    1. Понятие внебюджетного фонда, его основные функции
 

Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение

социальных  услуг населению.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ,

обладают  рядом особенностей:

• Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

• Денежные средства фондов используются для финансирования

государственных расходов, не включенных в бюджет;

• Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

• Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

• На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

• Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению

Правительства или специально уполномоченного  на то органа (Правление фона).

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.1

Источники формирования внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями, либо выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, либо формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

С помощью  внебюджетных фондов возможно:

• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

• обеспечивать природоохранныемероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, региональных и местных. Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:

-Пенсионному  фонду Российской Федерации;

-Фонду  социального страхования Российской  Федерации; 

-Федеральному  фонду обязательного медицинского страхования;

Одновременно  с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:

-дорожные  (федеральный и территориальные) фонды;

-воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Реформирование  системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: одни внебюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, а другие сохраняют юридическую самостоятельность, но включаются в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

Связи между внебюджетными фондами.

Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложныемногоступенчатые связи  между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних  связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

С помощью  внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

1. социальная защита населения;

2. повышение жизненного уровня населения;

3. сохранение и улучшение здоровья населения;

4. социальная ориентация безработного населения;

5. оказание социальных услуг населению. 

1.2. Нормативно-правовая база организации внебюджетных фондов в РФ 

Правовой  основой формирования и использования внебюджетных фондов являются такие нормативные акты, как Бюджетный кодекс Российской Федерации, ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» иФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а так же законы Российской Федерации регламентирующие деятельность внебюджетных фондов и другие нормативные акты.

Информация о работе Характеристика источников формирования социальных внебюджетных фондов