Функционирование бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Функционирование бюджетной системы РФ.docx

— 144.17 Кб (Скачать документ)

После кризиса осени 1997 г. — лета 1998 г. рынок сохранил ключевые торговые системы, основных игроков  и, соответственно, эластичность к изменению  объема капиталов, проходящих через  него. 

Операционная способность  и эластичность рынка лучше всего  характеризуются данными за 1995 г. (начало разогрева рынка), 1997 г. (пик), август 1998 г. и август 1999 г. (резкое сокращение рынка). Не только сохранились, но и  получили дальнейшее развитие две национальные торговые системы — Московская Межбанковская  Валютная Биржа (ММВБ) и Российская Торговая Система (РТС), выжили их наиболее крупные и успешные игроки, устояла  и даже была укрупнена инфраструктура российского фондового рынка (примерно 110 регистраторов, более 100 депозитариев на конец 1999 г. и т.д.). Кризис, таким  образом, содействовал «естественному отбору». 

Сохранились основные рынки — Москва (более 90% рынка  ценных бумаг), Санкт-Петербург (2–5%), Екатеринбург (Урал), Новосибирск (Сибирь), Казань и  Нижний Новгород (Поволжье). 

Вместе с тем  рынок был физически разрушен — к ноябрю 1999 г. в регионах прекратили существование 40–50% профессиональных участников, в Москве и СанктПетербурге  — 30–35%; действие 80–90% лицензий было прекращено (оценка по данным ФКЦБ России). Число  участников, заключивших сделки в  РТС, сократилось с 451 в октябре 1997 г. до 157 в декабре 1999 г. и 106 в декабре 2001 г., т.е. при мерно в 4 раза. 

В 2000–2001 гг. число  участников рынка продолжало сокращаться. Спекулятивный подъем рынка и  рост его капитализации в конце 1999 г. — начале 2000 г., летом 2000 г., в  мае июне и в ноябре декабре 2001 г. не создали нового качества рынка. Не уменьшились риски, лежащие на нем, и рынок не стал менее волнительным. Как и раньше, конъюнктура рынка  акций формировалась денежными  ресурсами спекулятивных инвесторов. 

Таким образом, на сегодняшнем  этапе все большее внимание уделяется  ценным бумагам и фондовому рынку. С развитием рыночной экономики  эти понятия все теснее входят в нашу жизнь. В связи с утратой  наших традиций, мы на данном этапе  вынуждены обращаться к опыту  Запада, но, тем не менее, наш фондовый рынок нельзя назвать точной копией западного. Россия особенная страна, и, конечно, любые новшества и  нововведения корректируются и приспосабливаются  к нашей действительности. 

Страховой рынок  России привлекает все большее внимание законодательной и исполнительной власти. Это обусловливается и  теми результатами, которые достигнуты в последние годы, и многими  проблемами, требующими решения. Главный  вывод, который можно сделать, состоит  в том, что страхование стало  важным институтом формирующейся рыночной экономики и что его роль будет  возрастать. 

Представляет интерес  анализ основных количественных и качественных тенденций, сложившихся на страховом  рынке за последнее трехлетие. 

Поступление страховых  взносов по всем видам добровольного  и обязательного страхования  составило в 2006 г. 276,6 млрд руб., т.е. возросло по сравнению с 2003 г. в 6,2 раза. Происходит неуклонное повышение доли добровольного  страхования: с 65,4% в 2003 г. до 85,4% в 2006 г., т.е. на 20 процентных пунктов. Доля обязательного  страхования соответственно снизилась  с 34,6 до 14,6%. 

Тенденция соответствует  рыночным отношениям. Но вместе с тем  надо отметить, что структура обязательного  страхования, сложившаяся в нашей  стране, не включает некоторые его  виды, объективно присущие рыночной экономике. Это прежде всего страхование  различного рода ответственности собственников  имущества и производителей товаров (услуг). 

Принципиально важным шагом в направлении преодоления  таких «белых мест» является одобренное обеими палатами Федерального Собрания принятие Федерального закона от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который вступил  в силу с 1 июля 2003 г. Совершенно оправдан годичный период подготовки к введению данного страхования, необходимый  для решения ряда организационных, правовых и экономических вопросов. 

Следовательно, с 2004 г. года существенно возросли поступления  по обязательному страхованию. Тем  не менее общая тенденция к  преобладанию добровольного страхования, несомненно, сохранится, хотя в нем  происходят и будут происходить  структурные изменения. О характере  тенденций в развитии отраслей добровольного  страхования можно проследить по данным Приложения 1. 

Прежде всего, надо отметить, что абсолютные приросты страховых взносов в целом  по добровольному страхованию из года в год значительно возрастают. В 2006 г. сумма прироста удвоилась  по сравнению с 2004 г. При этом темпы  прироста последовательно снижаются. 

Иная ситуация выявляется при рассмотрении отраслевой структуры  поступлений: резкое возрастание ежегодного абсолютного прироста по личному  страхованию, колебание прироста по имущественному страхованию (спад в 2005 г.) и снижение прироста по страхованию  ответственности. 

В результате структура  поступлений выглядит следующим  образом: в 2006 г. доля личного страхования  составляла 71,5%, имущественного - 24,6% и  страхования ответственности - 3,9%. В 2004 г. соотношение составляло соответственно 59,1%, 34,9% и 6,0%. В личном страховании  преобладают поступления по страхованию  жизни: 82,7% за 2006 г. и 79,8% за 2004 г. На него приходится и основная часть прироста взносов - 76,5% за 2006 г. 

Данные Приложения 2 позволяют выявить некоторые  особенности динамики страховых  выплат. Во-первых, после большого абсолютного  прироста выплат в 2005 г. произошло снижение прироста в 2006 г. (40 млрд против 51,2 млрд руб.). Это - следствие колебания выплат по личному страхованию. Доля личного  страхования в выплатах выше, чем  в поступлениях: в 2006 г. она составила 93% против 59,1% в 2004 г. Более 98% прироста выплат в 2006 г. приходилось на личное страхование. В этом, конечно, сказалось влияние  ежегодного уменьшения прироста выплат по имущественному страхованию. Однако не меньшую роль сыграло преобладание страхования жизни: его доля в выплатах по личному страхованию за 2006 г. - 89,3%, т.е. выше доли в поступлениях взносов. 

О необходимости  специального анализа развития личного  страхования, особенно страхования  жизни, свидетельствуют следующие  данные. В 2005 г. рост взносов по личному  страхованию составлял 51755,9 млн руб., или в 1,9 раза против 2004 г., а рост выплат - соответственно 49531,1 млн руб., или в 2,4 раза. В 2006 г. прямо противоположные  результаты: рост взносов - 72690,5 млн  руб., или в 1,8 раза, а выплат - 39314,4 млн руб., или 45,8 %. Ключ к таким  трансформациям лежит в специфике  нынешнего страхования жизни. 

Одной из характеристик  страхового рынка выступает изменение  числа действующих страховых  организаций, которое в свою очередь  складывается под воздействием двух факторов: количества отозванных лицензий у прежних страховщиков и количества зарегистрированных новых страховщиков. 

По данным Департамента страхового надзора Минфина России, в Государственном реестре было: на 1 января 2004 г. - 1864 страховщика и  их объединений, на 1 января 2005 г. - 1532, на 1 января 2006 г. - 1272 и на 1 января 2007 г. - 1350. 

Тенденция сокращения количества страховщиков в 2003-2005 гг. складывалась главным образом вследствие большого числа отозванных у страховщиков лицензий: за 2003 г. - 496, 2004 г. - 364 и за 2005 г. - 411. Конечно, ежегодно регистрировались и вновь созданные компании, но их было гораздо меньше, чем исчезающих с рынка. В 2004 г. было зарегистрировано 57 новых страховых организаций, в 2005 г. - 113 и в 2006 г. - 122. 

В 2006 г. число вновь  зарегистрированных за год страховых  организаций превысило число  тех страховщиков, у которых была отозвана лицензия. Возрастание числа  вновь зарегистрированных (т.е. созданных) страховых организаций произошло  еще в 2005 г., оно вдвое превысило  этот показатель 2004 г., что, несомненно, обусловлено преодолением посткризисных  последствий августа 1998 г. Более  того, сами эти последствия для  страхового сектора были существенно  меньшими, чем для банковского  сектора, что повысило коммерческую привлекательность страхования  для инвесторов. В этом направлении  изменение за 2006 г. по сравнению с  предыдущим незначительно (всего на 9). 

Увеличение числа  зарегистрированных компаний неравнозначно  увеличению количества практикующих страховщиков. Во-первых, от регистрации до получения  лицензии на страховую деятельность проходит довольно продолжительное  время. Во-вторых, определенная часть  страховых организаций создается  инвесторами только для последующей  продажи, предложения о купле-продажи  компаний можно найти даже в Интернете. Кроме того, российское законодательство не содержит требований о периоде, в  течение которого необходимо начинать работу на основе выданной лицензии. Поэтому  число реально работающих страховщиков меньше, чем занесенных в Государственный  реестр. Следует подчеркнуть, что  за последние годы разница между  этими двумя категориями страховых  организаций сократилась. 

Коренным образом  изменилось в 2006 г. число отозванных лицензий: оно уменьшилось более  чем в 10 раз по сравнению с показателями предшествующего 3-летия, в том числе  и 2005 г. Эти данные (последнего года) представляются чрезвычайно важными. Конечно, надо оговориться, что один год, выбивающийся из ряда предыдущих, еще далеко не характеризует тенденцию, но все же, рассматривая его результаты в увязке с различными факторами, можно считать, что массового  отсева страховщиков не будет. Такая  стабилизация страхового рынка отвечает интересам сегодняшних и потенциальных  страхователей, укрепляет их доверие  к страхованию. В конечном счете  это соответствует стратегическим целям обеспечения финансовой стабилизации во всем нашем обществе. 

Четко определилась тенденция концентрации все большей  части поступлений страховых  взносов у российских страховщиков, входящих в состав «первой сотни». В 2004 г. их доля на рынке составляла 76,1%, а в 2006 г. - 79,1%. Если проанализировать положение на рынке первой полусотни  и первой десятки страховщиков, то можно заметить ту же закономерность, что соответствует общемировым  тенденциям концентрации капиталов. Однако для российского рынка характерна внезапность (в течение 1-2 лет) резкого  вознесения наверх отдельных страховых  компаний. Им еще предстоит доказать, что они не «калифы на час», ведь только это гарантирует будущее  доверие широкого круга страхователей. 

Относительно неравномерно развиваются региональные страховые  рынки. Представляется целесообразным дифференцировать их по двум показателям: по доле взносов, поступающих в том  или ином субъекте Российской Федерации, и по темпам роста поступлений. По первому показателю с большим  преимуществом лидирует Москва: на долю московских компаний в 2004 г. приходилось 63,4%, а в 2006 г. - уже 68% всех взносов. Обращает на себя внимание тот факт, что концентрация взносов у 100 ведущих страховщиков выше, чем у московских компаний. Это свидетельствует о формировании крупных страховых (и перестраховочных) компаний в ряде регионов страны. 

Следующие места  на страховом рынке по доле поступлений  занимают Московская область, Тюменская  область, г. Санкт-Петербург, Самарская  область, Республика Татарстан. По темпам роста поступивших взносов за 2004-2006 гг. лидируют Московская область (рост в 10,8 раза), Саратовская область (в 4,5 раза), Республика Татарстан (в 3,7 раза), Удмуртская Республика (рост в 3,3 раза). В 3 раза и более увеличились за эти годы поступления страховых  взносов в Ростовской, Владимирской, Вологодской областях, Республике Карелия. Но вместе с тем по некоторым регионам сумма аккумулированных местными компаниями страховых взносов за последние  годы уменьшилась. А в отдельных  регионах функционируют только филиалы  крупных российских страховщиков. С  введением обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев средств транспорта обеспечение  надежной деятельности страховых компаний на всей территории нашей страны приобретает  первостепенное значение. 

В настоящее время  в России сформирована двухуровневая  банковская система: 1 уровень - Центральный  банк России, 2 уровень - коммерческие банки  и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. 

В последние годы российская банковская система претерпела серьезные изменения. На 1 марта 2007 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их филиалов. В интересах концентрации банковского  капитала для развития инвестиционного  процесса создаются банковские объединения, которые призваны сыграть огромную роль в стабилизации экономики. Некоторые  банки стали уже отвечать мировым  стандартам или значительно приблизились к ним. 
 
 

Рис. 1.3.1. Группировка  действующих кредитных организаций  по величине зарегистрированного уставного  капитала в 2007 г. 

Самая крупная группа российских коммерческих банков - около  половины - независимые банки, организованные по инициативе отдельных групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит  правлениям банков, их организаторам. 

Основную роль в  банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки  со значительным участием государства  в акционерных капиталах. Эти  банки располагают наибольшим собственным  капиталом, активами, количеством филиалов, позволяющих постоянно пополнять собственную кредитную базу, обороты (Приложение 3, 4, рис. 1.3.1, 1.3.2). 
 
 
 

Рис. 1.3.2. Отдельные  показатели деятельности кредитных  организаций, сгруппированных по величине активов по состоянию на 1 января 2007 года (млн. руб.) 

Информация о работе Функционирование бюджетной системы