Функционирование бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Функционирование бюджетной системы РФ.docx

— 144.17 Кб (Скачать документ)

Повысились прозрачность и объективность системы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Но применяемые при распределении  дотаций механизмы по-прежнему недостаточно ориентированы на стимулирование роста  собственного налогового потенциала. 

Расширен круг собственных  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и делегированных им полномочий с  предоставлением субвенций из федерального бюджета. Порядок делегирования  полномочий органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  конкретизирован с учетом накопленного опыта. 

Особенностью бюджетного процесса 2006 года стало формирование собственных бюджетов нескольких тысяч  вновь образованных муниципальных  образований. При этом принятые на федеральном  уровне решения позволили субъектам  Российской Федерации самостоятельно определять сроки и порядок перехода к модели организации местного самоуправления с учетом реальной ситуации на местах. 46 субъектов Российской Федерации  приняли решение не откладывать  создание полноценной системы местного самоуправления. 

В частности, обеспечен  переход к общему порядку принятия к вычету налога на добавленную стоимость  при осуществлении капитального строительства, осуществлены иные меры по улучшению администрирования  этого налога. 

При этом обращаю  особое внимание на неприемлемость практики издания нормативных правовых актов  в сфере налогового законодательства после начала налогового периода  по соответствующим налогам, как  это произошло с утверждением новой формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. 

Отменен налог на имущество, переходящее в порядке  наследования. 

Снижение базовой  ставки единого социального налога обеспечило существенное уменьшение налоговой  нагрузки, прежде всего для обрабатывающих отраслей промышленности. В то же время  пока не достигнута вторая основная цель реформы налогообложения фонда  оплаты труда - массового вывода «из  тени» доходов граждан, в первую очередь занятых в сфере малого и среднего бизнеса. 

Законодательно отменены лимиты на предоставление отсрочек и  рассрочек по уплате налоговых платежей. Но распределение компетенции между  органами власти по их предоставлению так и не было установлено. Законопроект, предусматривающий решение этой и иных наболевших проблем налогового администрирования, уже долгое время  находится в Государственной  Думе. 

Законодательно установлен механизм исполнения судебных решений  по искам к органам государственной  власти и органам местного самоуправления. 

Продолжено сокращение объема государственного внешнего долга. За прошедший год он уменьшился на 37,6 млрд долларов США и составил чуть более 10% ВВП. Возросла роль Российской Федерации в усилиях международного сообщества по решению проблемы долгового бремени беднейших стран. 

Продолжалось реформирование бюджетного процесса. Сформирована нормативно-методическая база для составления перспективного финансового плана и проекта  федерального бюджета, ведения реестров расходных обязательств, разработки и реализации ведомственных целевых  программ. 

Активизировалась  работа по формированию целей и индикаторов  деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, увязке бюджетных ассигнований с конкретными, количественно измеримыми результатами их использования, совершенствованию  формата представления бюджета, оценке его вклада в достижение целей  государственной политики. Тем не менее при проведении данной работы пока не сделан достаточный акцент на оценке эффективности осуществляемых бюджетных расходов. 

Федеральный бюджет на 2006 год стал первым бюджетом, сформированным в рамках трехлетнего перспективного финансового плана, который, в свою очередь, должен стать основой для  выработки бюджетной политики на новую бюджетную «трехлетку». 

Но не обошлось без  сбоев. Перспективный финансовый план на 2006-2008 годы был принят после начала планового периода, что недопустимо. Ведомственные целевые программы  пока не стали действенным инструментом оптимизации действующих расходных  обязательств и их привязки к конкретным измеримым результатам. Неоправданно затянулась подготовка комплексных  изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на приведение его в соответствие с  современными требованиями и принципами эффективного управления общественными  финансами, что объективно сдерживает внедрение модели среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты. 

С 2006 года все бюджеты  бюджетной системы Российской Федерации  переведены на кассовое обслуживание исполнения в органах Федерального казначейства. 

Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости  улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения  позитивных структурных изменений  в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности  и прозрачности управления общественными  финансами. 

Последовательное  снижение темпов инфляции должно оставаться в центре внимания Правительства  Российской Федерации. Акцент в антиинфляционных мерах должен быть перенесен с  подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих  сохранение относительно высокой инфляции. 

Правительство Российской Федерации при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации  на 2007-2009 годы и проекта федерального бюджета на 2007 год должно предусмотреть  средства на выполнение принятых решений  по повышению заработной платы в  бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. 

Особое внимание следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения  о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера. 

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по качественному улучшению  системы поддержки материнства  и детства в целях существенного  повышения рождаемости. Необходимые  для их реализации средства должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2007 год и в последующие годы. 

Федеральные законы, направленные на решение таких задач, следует принять до внесения в  Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2007 год, а нормативно-правовые акты, определяющие механизмы осуществления  соответствующих выплат, должны быть приняты до конца текущего года. 

В 2007-2008 годах следует  обеспечить выделение средств на реализацию приоритетных национальных проектов. С учетом опыта работы за истекший период 2006 года необходимо уточнить отдельные параметры и  механизмы проектов с целью повышения  их эффективности. При планировании работы на 2007 год должны учитываться  средства бюджетов всех уровней, государственных  внебюджетных фондов и средства из иных источников, направляемые на реализацию проектных мероприятий. Необходимо обеспечить большую прозрачность расходования бюджетных средств. Все указанные  средства должны быть особо отражены в бюджетной классификации. 

Требуется обеспечить согласованное осуществление проектов по образованию и здравоохранению  и мер структурной модернизации соответствующих отраслей. В частности, необходимо завершить отработку  механизмов финансирования медицинской  помощи, прежде всего стационарной, с ориентацией на конечный результат  и поэтапным переходом на преимущественно  одноканальное финансирование медицинских  учреждений. 

В сфере образования  требуется оказывать поддержку  регионам, внедряющим в общеобразовательных  учреждениях новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом  финансировании и направленную на повышение  доходов учителей. В этой связи  целесообразно расширить применение бюджетных грантов как инструмента  проведения структурных реформ в  социальной сфере. Следует также  создать необходимые условия  для развития образовательного кредитования. 

Кроме того, требуется  внесение изменений в бюджетное  законодательство, предусматривающих  возможность финансирования бюджетных  учреждений на основе государственных  заданий, а также права учреждений по более самостоятельному распоряжению выделенными бюджетными средствами. 

В агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность  и адресный характер мер государственной  поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует уделять внедрению  современных технологий, дальнейшему  развитию кредитования, в том числе  ипотечного, сельхозстрахования и иных механизмов, стимулирующих деловую  активность граждан и повышение  уровня жизни на селе. Развитие лизинга  должно стимулировать применение наиболее экономичных в эксплуатации сельскохозяйственных машин и оборудования. 

Учитывая необходимость  ликвидации перекрестного субсидирования в сфере электроснабжения и железнодорожных  перевозок, следует определиться с  объемами, механизмами и сроками  необходимой бюджетной поддержки. 

В расходной части  бюджета должны быть также предусмотрены  средства на развитие индустрии нанотехнологий и создание элементной базы. 

Разграничение полномочий между уровнями публичной власти в основном завершено. Теперь следует  обеспечить неукоснительное соблюдение принципа разграничения ответственности  за принимаемые решения и безусловного исполнения закрепленных за соответствующими бюджетами расходных обязательств. 

Необходимо ввести ограничения по срокам принятия федеральных  законов, изменяющих бюджетное и  налоговое законодательство и влияющих на поступление налогов и сборов, зачисляемых в региональные и  местные бюджеты. 

Такие законы должны приниматься не позднее чем за месяц до внесения в Государственную  Думу проекта федерального бюджета  на очередной финансовый год. 

Налоговая отчетность должна формироваться по каждому  муниципальному образованию включая  поселения. 

Следует усовершенствовать  методику распределения дотаций  из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  с тем, чтобы снизить иждивенческие  настроения и повысить мотивацию  регионов к развитию собственной  налоговой базы. Это может быть достигнуто, в том числе, путем  изменения порядка расчета указанных  дотаций, имея в виду не предусматривать  их сокращение в случае достижения субъектом Российской Федерации  более высоких относительно среднероссийского  уровня показателей социально-экономического развития. 

Также при подготовке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо проводить  корректировку общего объема средств  Фонда в случае, если по итогам отчетного  года фактический уровень инфляции превысил прогнозный. 

Следует также разработать  формализованную методику оценки состояния  бюджетной дисциплины и регламент  действий по отношению к ее нарушителям, включая уменьшение объемов перечисления им отдельных видов межбюджетных трансфертов. 

Целесообразно пересмотреть порядок предоставления регионам финансовой помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, отказавшись от включения  в федеральную адресную инвестиционную программу большей части объектов регионального и местного значения и передав соответствующие средства регионам в виде субсидий. 

Распыленные в настоящее  время по различным каналам средства инвестиционного характера, а также  иные трансферты субъектам Российской Федерации, предоставляемые на условиях софинансирования, следует объединить в Федеральном фонде софинансирования расходов, установив единые и прозрачные принципы его распределения, в первую очередь учитывающие бюджетную  обеспеченность регионов. 

Актуальной задачей  остается создание долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, распространения на региональный и местный уровень реформы  бюджетного процесса и реструктуризации бюджетного сектора. 

Базовой предпосылкой для ее решения является реализация органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в полном объеме положений Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и завершение формирования соответствующей его требованиям  системы межбюджетных отношений  в субъектах Российской Федерации. 

Информация о работе Функционирование бюджетной системы