Функционирование бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Функционирование бюджетной системы РФ.docx

— 144.17 Кб (Скачать документ)

Необходимо также  реализовать на практике принципы прозрачности региональных и муниципальных финансов. Минимальный перечень информации об их состоянии, публикуемой в открытом доступе, должен быть единым для всей страны. 

Правительство Российской Федерации могло бы более активно  применять систему поощрения  субъектов Российской Федерации  и муниципалитетов, добившихся существенного  улучшения качества управления общественными финансами, в том числе за счет применения бюджетных грантов. 

Муниципалитетам должна быть также оказана методологическая помощь и содействие в подготовке кадров финансовых органов. 

Следует предусмотреть  субвенции из федерального бюджета, обеспечивающие исполнение субъектами Российской Федерации переданных им дополнительных полномочий, начиная  с 2007 года. При этом, в частности, должны быть сформированы механизмы, мотивирующие региональные органы власти к реализации мер по снижению безработицы и  созданию активных программ занятости, а также по воспроизводству и  вовлечению лесных ресурсов в активный хозяйственный оборот. 

Целесообразно в  кратчайшие сроки утвердить методики оценки эффективности расходов региональных бюджетов в рамках исполнения как  собственных, так и делегированных органам государственной власти субъектов Российской Федерации  полномочий. Такая оценка должна проводиться  ежегодно, а ее результаты - публиковаться  уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. 

При формировании и  реализации бюджетной политики Правительству  Российской Федерации надлежит предпринять  действия по следующим направлениям. 

1. Обеспечение сбалансированности  бюджетной системы Российской  Федерации в долгосрочном периоде.  Прежде всего, это касается  выполнения обязательств государства  в сфере пенсионного и других  видов государственного социального  страхования. 

Необходимо также  завершить формирование реестра  расходных обязательств Российской Федерации и обеспечить его практическое применение при формировании федерального бюджета. 

При этом стратегия  бюджетных расходов должна строиться  не на текущих оценках ценовой  конъюнктуры на рынках сырья, а исходя из долгосрочных тенденций. В 2007 году и  в среднесрочной перспективе  прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики. 

2. Должна быть  продолжена политика аккумулирования  «конъюнктурных» доходов бюджета  в Стабилизационном фонде. Средства  Стабилизационного фонда сверх  базового объема должны направляться  исключительно на замещение источников  внешнего финансирования дефицита  бюджета и (или) досрочное погашение  государственного внешнего долга. 

При этом необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде с целью минимизации  отрицательных последствий падения  цен на нефть (резервная часть), и  ресурсами, формируемыми сверх этого  объема («фонд будущих поколений»). Объем резервной части целесообразно  установить в процентном отношении  к ВВП. 

3. Повышение результативности  бюджетных расходов. Расходы бюджетов  всех уровней должны быть ориентированы  на конечный результат, который,  в свою очередь, должен быть  достигнут наиболее эффективным  способом. 

При этом нельзя допускать  искусственного увеличения количества принимаемых обязательств, которое  будет препятствовать сопоставлению  и выбору наиболее эффективных направлений  использования бюджетных средств. 

4. Повышение роли  среднесрочного финансового планирования. 

Установленные процедуры  и сроки разработки и утверждения  перспективного финансового плана  должны неукоснительно соблюдаться. 

Уже в следующем  году необходимо утвердить законом  федеральный бюджет на среднесрочный  период (2008-2010 годы). 

Отчеты о результатах  использования бюджетных ассигнований должны учитываться при составлении  и рассмотрении проектов бюджетов. 

Эти положения необходимо закрепить в Бюджетном кодексе  Российской Федерации. 

5. Дальнейшее расширение  самостоятельности и ответственности  главных распорядителей бюджетных  средств, прежде всего путем  разработки и внедрения методов  и процедур оценки качества  финансового менеджмента на ведомственном  уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины. 

6. Обеспечение прозрачности  и эффективности закупок для  государственных и муниципальных  нужд. Необходимо в кратчайшие  сроки завершить формирование  нормативной правовой базы реализации  положений Федерального закона  «О размещении заказов на поставки  товаров, выполнение работ, оказание  услуг для государственных и  муниципальных нужд». Следует  обратить особое внимание на  определение перечня товаров,  работ, услуг, закупки которых  должны проводиться на аукционах,  а также особенностей закупки  продукции для нужд обороны  и безопасности. 

Уже в 2006 году необходимо нормативно определить механизмы заключения долгосрочных контрактов на поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд. 

Следует расширять  практику проведения совместных торгов государственными и муниципальными заказчиками, оказывая организационное  содействие принятию совместных решений  о проведении торгов по широкому спектру  федеральных нужд. 

7. Совершенствование  управления государственной собственностью. 

Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации государственного и муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих  секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта. В кратчайшие сроки следует законодательно урегулировать вопрос о снижении выкупной цены земельных участков под  объектами, находящимися в частной  собственности. 

Назрела необходимость  упрощения процедуры приватизации унитарных предприятий. 

8. Неукоснительное  соблюдение законодательно определенных  сроков установления регулируемых  тарифов на услуги организаций  жилищно-коммунального комплекса  и естественных монополий, а  именно - до внесения проектов  бюджетов в законодательные органы. 

9. Эффективное участие  России в инициативах мирового  сообщества по облегчению долгового  бремени беднейших стран. 

10. Реорганизация  и увеличение капитализации специализированных  государственных инвестиционных  институтов в целях поддержки  экспорта товаров и импорта  технологий, долгосрочного финансирования  крупных инвестиционных проектов. 

Использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных  фондов, промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных  особых экономических зон, концессионных  соглашений, технопарков в сфере  высоких технологий в целях расширения частных инвестиций. 

Выводы 

Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих  бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения  по формированию бюджетов, распределению  бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов. 

В 1998 году принят Бюджетный  кодекс РФ, который стал основным актом  в системе бюджетного законодательства РФ. В нем регулируется комплекс бюджетных отношений, дается законодательное  определение терминов, устанавливается  порядок финансирования из бюджетов и другие основы бюджетного регулирования, общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства РФ. 

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов  по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Возможны и другие основания классификации финансового  контроля, в частности, в зависимости  от органов (субъектов), осуществляющих его. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной  власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. 

Проводимая бюджетная  политика в целом соответствует  стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения  качества жизни и обеспечения  безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2007 году». 

При формировании и  реализации бюджетной политики Правительству  Российской Федерации следует предпринять  действия по следующим направлениям. 

1. Обеспечение сбалансированности  бюджетной системы Российской  Федерации в долгосрочном периоде.  

2. Должна быть  продолжена политика аккумулирования  «конъюнктурных» доходов бюджета  в Стабилизационном фонде.  

3. Повышение результативности  бюджетных расходов.  

4. Повышение роли  среднесрочного финансового планирования. 

5. Дальнейшее расширение  самостоятельности и ответственности  главных распорядителей бюджетных  средств, прежде всего путем  разработки и внедрения методов  и процедур оценки качества  финансового менеджмента на ведомственном  уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины. 

6. Обеспечение прозрачности  и эффективности закупок для  государственных и муниципальных  нужд.  

7. Совершенствование  управления государственной собственностью. 

8. Неукоснительное  соблюдение законодательно определенных  сроков установления регулируемых  тарифов на услуги организаций  жилищно-коммунального комплекса  и естественных монополий, а  именно - до внесения проектов  бюджетов в законодательные органы. 

9. Эффективное участие  России в инициативах мирового  сообщества по облегчению долгового  бремени беднейших стран. 

10. Реорганизация  и увеличение капитализации специализированных  государственных инвестиционных  институтов в целях поддержки  экспорта товаров и импорта  технологий, долгосрочного финансирования  крупных инвестиционных проектов. 

3.  Анализ отдельных  направлений финансовой политики  РФ на современном этапе 

3.1 Теоретическое  обоснование подходов к управлению  развитием банковской системы  в РФ  

финансовый система  рынок бюджетный 

Определяя возможности  повышения роли банков в экономике, в том числе и региональных банков, необходимо исходить из оценки объективных факторов, действующих  в экономике современной России. 

Первая российская особенность - серьезные диспропорции в размещении промышленного производства и финансовых потоков. Если до 90% объемов  производства сосредоточено в регионах, то финансовые потоки распределены в  обратной пропорции - на регионы страны приходится всего 10%, львиная же доля досталась столице и Московской области. Впрочем, именно сложившаяся  система распределения производственных и финансовых потенциалов объективно ведет к переливанию банковского  капитала: уже сейчас наблюдаются  перемещения банковского ресурса  из Москвы в регионы. 

Второй объективный  фактор - экспансия столичных банков в регионы России в форме открытия филиалов либо поглощения малых и  средних банков. Сам по себе процесс  не вызывает тревоги, другое дело, что  это движение капитала далеко не всегда сопряжено с эффективностью банковского  бизнеса. Нередко москвичи идут в  регион, весьма приблизительно представляя  себе конъюнктуру и перспективы  местного рынка, для многих неприятным сюрпризом становится дефицит кадров нужной квалификации. Усугубляют ситуацию и немалые расходы на создание инфраструктуры, оборудование офиса  и прочие издержки. 

Информация о работе Функционирование бюджетной системы