Функционирование бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Функционирование бюджетной системы РФ.docx

— 144.17 Кб (Скачать документ)

К выбору критериев  и показателей, характеризующих  субъект контроля, необходимо подходить  в конкретном случае индивидуально. Например, критерий результативности государственного финансового контроля, с точки зрения достигнутых результатов  на один рубль затрат, может измеряться соотношением затрат на осуществление  государственного финансового контроля с суммой возвращенных в бюджет средств, неправомерно потраченных их получателями. С позиции действенности государственного финансового контроля характеризующий  ее коэффициент может измеряться отношением исполненных представлений и предписаний к общему количеству направленных, срок исполнения которых наступил. 

Необходимость комплексной  оценки эффективного использования  средств бюджетной системы, государственной  и муниципальной собственности, всех видов кредитных и заемных  средств, а также достижения общественно  значимых результатов объектами  контроля предопределяет перенос акцентов в работе контрольно-счетных органов  Российской Федерации с проверок законности исполнения бюджетов, ревизий  финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств  на аудит эффективности.  

Внедрение аудита эффективности  в практическую работу контрольно-счетных  органов обусловлено также возрастанием степени гласности и прозрачности организации бюджетного процесса, которая  сама по себе приводит к сокращению количества серьезных финансовых нарушений  и, прежде всего, нецелевого использования  бюджетных средств. В условиях применения казначейского метода исполнения бюджета, практически, отлажен механизм контроля, обеспечивающий достаточно высокую  степень обнаружения и пресечения финансовых нарушений, Внедрение аудита эффективности позволит повысить ответственность  бюджетополучателей не только за надлежащее расходование бюджетных средств, но и внесет существенный вклад в  достижение ими общественно значимых результатов. 

Практическим примером может служить аудит эффективности  использования государственных  средств, выделяемых на оказание гражданам  России бесплатной медицинской помощи, проведенный в 2005 г. СП РФ совместно  с контрольно-счетными органами субъектов  Федерации. Результаты аудита эффективности  показали, что конституционная норма  обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью в полном объеме не выполняется. Объем государственного финансирования здравоохранения составляет менее 3% от ВВП, что значительно ниже рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения — 5 % от ВВП.  

Остается несовершенной  законодательная база, действующая  в сфере здравоохранения, в частности, отсутствует четкое законодательное  разграничение платной и бесплатной медицинской помощи. Несбалансированность объемов медицинской помощи по каждому  нормативу ограничивает доступность  бесплатной медицинской помощи. Серьезной  проблемой в системе здравоохранения  является неукомплектованность учреждений здравоохранения врачами и средним  медицинским персоналом, крайне низкий уровень материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений. Исправить сложившуюся  в здравоохранении ситуацию призван  национальный проект «Здоровье», на реализацию которого в течение двух лет планируется  направить около 145 млрд. руб., из них  в 2006 г. предусматривалось для отрасли  более 62,6 млрд. руб. Среди основных направлений  реализации проекта по развитию здравоохранения  названы не только повышение заработной платы медицинским работникам первичного звена, но и увеличение государственного заказа медицинским учреждениям  на высокотехнологичные услуги, а  также строительство современных  высокотехнологичных центров и  модернизация существующих с целью  увеличения доступности квалифицированной  медицинской помощи. Вместе с другими  национальными проектами («Доступное и комфортное жилье — гражданам  России», «Развитие агропромышленного  комплекса», «Образование»), он нацелен  на преодоление отставания в социально-экономическом  развитии общества. 

Выводы 

В целом можно  сказать, что российские коммерческие банки не достигли еще уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования  активных операций коммерческих банков России можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что  применимо к нашим условиям. 

Банковская система  как один из необходимых и важных секторов развития любой рыночной экономики  в России показала свою жизнеспособность. Следует отметить, что банковский сектор России развивался в соответствии с требованиями реформирования экономической  системы, и только жестокий кризис объявленной  неплатежеспособности государства  выбил его в значительной степени  из колеи. 

Крупнейшие банки  страны должны накапливать определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как «локомотивов» российской экономики. Необходимо повышать интерес  крупных банков к вложениям в  экономически необходимые, либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом  уровне производства. 

В настоящее время  реформы в банковском секторе  продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение  качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и  инвестиции; предотвращение использования  кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики. 

Анализ показывает, что при условии политической стабильности и построении более  надежных правовых основ рыночной экономики  после 2007 г. можно ожидать устойчивого  роста инвестиций. При этом темпы  их роста на протяжении достаточно длительного времени могут существенно  превышать темы роста потребления. 

Наиболее важными  тенденциями в российском банковском секторе являются следующие: рост капитала опережает рост активов, который  в свою очередь превышает рост ВВП; укрупняется банковский сектор; осуществляется экспансия зарубежных банков в России, российских банков в СНГ, федеральных банков в регионах; упрочивается положение госбанков, одновременно снижается доля государства  в их капитале; активно развивается  розничный кредит; усиливается специализация  в банковском секторе. 

В последнее время  благодаря деятельности Счетной  палаты России внимание к проблемам  совершенствования государственного финансового контроля усилено. Интересным начинанием явилось создание общественной организации - Ассоциации контрольно-счетных  органов Российской Федерации. В  свою очередь, Минфин России предпринимает  новые шаги по укреплению собственного контрольно-ревизионного аппарата. 

Однако наиболее актуальной проблемой остается принятие федерального закона о государственном  финансовом контроле, без него функционирование контроля как эффективной системы  невозможно. 

Заключение 

Финансовые отношения  весьма разнообразны. Объединив в  отдельные, относительно самостоятельные  группы (звенья), их можно представить  в виде конкретных сфер, а их совокупность — в виде системы.  

Финансовая система  включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования  финансовых ресурсов, что позволяет  подразделить их на подсистемы:  

1. государственные  финансы  

2. муниципальные  финансы  

3. финансы домохозяйств  и финансы организаций.  

В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные  звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и использования  денежных средств у конкретных экономических  субъектов.  

Централизованные  финансы включают в себя государственные  и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные  финансы» отражает федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный  уровень; уровень субъектов Федерации, местный уровень (органов местного самоуправления). На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации  управление осуществляют федеральные  органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов  Федерации (в совокупности они составляют единую систему органов государственной  власти). На местном уровне управление осуществляет население непосредственно (путем референдумов, выборов) и через  выборные органы местного самоуправления (решают вопросы местного значения и не входят в систему органов  государственной власти). Каждый уровень  управления предполагает наличие полномочий в финансовой сфере и наличие  собственной финансовой базы. 

Бюджетная политика государства направлена на регулирование  или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального  производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент  совокупного спроса (потребительские  расходы, инвестиции, государственные  закупки и чистый экспорт), государство  в состоянии подтолкнуть спрос  в сторону его расширения или  наоборот, сдержать его. 

Государственное регулирование  кредитно-финансовых институтов –  один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка  в России. Основными направлениями  государственного регулирования являются: 

- политика центрального  банка в отношении кредитно-финансовых  институтов; 

- налоговая политика  правительства на центральном  и местном уровне; 

- участие правительства  в смешанных (полугосударственных)  или государственных кредитных  институтах; 

- законодательные  мероприятия исполнительной и  законодательной власти, регулирующие  деятельность различных институтов  кредитной системы. 

Финансовые рынки  являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие  финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами  экономики и, в конечном итоге, содействовать  снижению темпов инфляции и экономическому росту.  

Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих  бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения  по формированию бюджетов, распределению  бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов. 

В 1998 году принят Бюджетный  кодекс РФ, который стал основным актом  в системе бюджетного законодательства РФ. В нем регулируется комплекс бюджетных отношений, дается законодательное  определение терминов, устанавливается  порядок финансирования из бюджетов и другие основы бюджетного регулирования, общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства РФ. 

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов  по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Возможны и другие основания классификации финансового  контроля, в частности, в зависимости  от органов (субъектов), осуществляющих его. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной  власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. 

Проводимая бюджетная  политика в целом соответствует  стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, повышения  качества жизни и обеспечения  безопасности ее граждан, задачам, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2007 году». 

При формировании и  реализации бюджетной политики Правительству  Российской Федерации следует предпринять  действия по следующим направлениям. 

Информация о работе Функционирование бюджетной системы