Функционирование бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Функционирование бюджетной системы РФ.docx

— 144.17 Кб (Скачать документ)

- подсистемы финансовых  отношений и ресурсов, возникающих  у хозяйствующих субъектов, работников, государства; 

- сферы (звенья) финансовых  отношений; 

- денежные отношения,  функционирующие в государстве; 

- формы и методы  образования, распределения и  использования фондов; 

- отношения по  поводу формирования и использования  доходов; 

- финансовые органы  и учреждения; 

- только финансовые  учреждения. 

Не вдаваясь в  дискуссию по поводу правомерности  того или иного подхода, определим  свою точку зрения по данному вопросу. Исходя из содержания финансов как  экономической категории, целесообразнее определять финансовую систему через  совокупность денежных фондов и связанных  с их формированием и использованием денежных отношений. 

Большинство отечественных  авторов, трактуя финансовую систему  как совокупность сфер (звеньев), не всегда четко проводят разницу между  данными понятиями. Неоднозначно задается и набор звеньев. 

Проф. С.И. Лушин, проф. В.А. Слепов отмечают: «С точки зрения структуры финансовую систему можно  рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также  как систему финансовых учреждений»[10]. Сферы включают финансы «властных  структур» и «самодеятельных  субъектов экономической сферы». 
 
 
 

Рис. 1.1.1. Подходы  к определению финансовой системы 

К финансам властных структур отнесены государственные (федеральные  и региональные) и муниципальные  финансы. Звенья государственной финансовой системы каждого уровня представлены бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами  и финансами предприятий соответствующего уровня подчиненности. 

Проф. А.З. Дадашев, проф. Д.Г. Черник, дифференцируя внутри финансовой системы финансы хозяйствующих  субъектов, государственные и муниципальные  финансы и финансы населения (домашних хозяйств), выделяют как звенья государственных  и муниципальных финансов бюджетный  фонд и внебюджетные фонды[11]. 

Проф. А.М. Ковалева в  составе финансовой системы выделяет две подсистемы: «общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, и финансы хозяйствующих  субъектов, используемые для обеспечения  воспроизводственного процесса денежными  средствами на микроуровне[12]. 

Элементами первой подсистемы обозначены: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  страхования, фондовый рынок. 

Отметим, что проф. А.М. Ковалева совершенно справедливо  полагает, что «разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования денежных средств. 

Проф. Г.Б. Поляк определяет состав территориальных финансов следующим  образом[13]: 

Основная часть  — региональные бюджеты; 

Средства субъектов  хозяйствования: финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности (как правило, коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий  и организаций, направляемые ими  на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов; 

Территориальные внебюджетные фонды, формируемые за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов. Внебюджетные фонды  чаще всего имеют целевое назначение. 

Проф. А.М. Бабич, проф. Л.Н. Павлова полагают, что «финансы субъектов РФ включают: 

- средства бюджета  субъекта РФ; 

- государственные  ценные бумаги, принадлежащие органам  государственной власти субъекта  РФ; 

- другие денежные  средства, находящиеся в собственности  субъекта РФ[14]. 

Проф. В.В. Ковалев  выделяет не только сферы и звенья, но и подсистемы финансовой системы: в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и  финансовые домохозяйств). 

Финансовая система  как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование  финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства  и органов местного самоуправления. 

В каждой из выделенных подсистем используются специфические  формы и методы образования и  использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное  функциональное назначение и соответствующий  финансовый механизм, ориентированный  на достижение собственных целей  каждого из субъектов экономических  отношений …. 

Эти подсистемы в  свою очередь подразделяются на отдельные  звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и использования  денежных фондов у конкретных экономических  субъектов. 

В качестве звеньев  государственных финансов проф. В.В. Ковалев обозначает бюджет, государственный  кредит и внебюджетные фонды[15]. 

Точка зрения проф. Б.М. Сабанти существенно отличается от позиций, рассмотренных выше: «Необходимость выделения отдельных звеньев  финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдельных этапах общественно-производственного  развития государства количество звеньев  финансов может быть различным. Сегодня  в России можно выделить четыре звена  финансов: 

- государственные  финансы; 

- государственный  кредит; 

- финансы государственных  предприятий; 

- специальные фонды. 

В федеральном государстве  первое звено по организационным  признакам подразделяется на две  подгруппы: централизованные финансы  и финансы субъектов Федерации… 

Такое деление не носит принципиального характера, поскольку формирование доходов  на различных уровнях управления в принципе мало отличается, тем  более в формировании нижестоящих  бюджетов существенную роль играют трансферты, субвенции и другие формы регулирования  бюджетов. Выделение подзвеньев важно  с позиций управления финансами»[16]. 

Проф. Б.М. Сабанти  отмечает, что основой государственных  финансов выступает бюджет, с которым  тесно связаны два следующих  звена - государственный кредит и  финансы государственных предприятий. Отдельным звеном выделяются специальные  фонды, создаваемые государством за счет как бюджетных, так и внебюджетных фондов, но используются для финансового  обеспечения государственных предприятий. 

Акцентируем, на наш  взгляд, важный момент с позиций  определения состава финансовой системы: «Звенья финансовой системы  как составная часть общей  категории должны отвечать тем же признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные  признаки, отличающие одно звено от другого. Эти отличительные признаки могут совпадать с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет  всех признаков вместе, кроме финансов и их звеньев. Так, государственный  кредит имеет дополнительные признаки возвратности и платности, как и  банковский кредит. Но у последнего нет признаков финансов»[17]. 

Проф. Л.А. Дробозина  в качестве составных элементов  государственных финансов выделяет бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды государственного страхования, а территориальных — бюджет, внебюджетные фонды и средства субъектов хозяйствования[18]. К последним отнесены: 

- финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности (как правило, это  коммунальные предприятия); 

- финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансирование  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов. 

Проф. М.В. Романовский, проф. Г.Н. Белоглазова выделяют две  подсистемы системы финансов России: государственных и муниципальных  финансов и финансов хозяйствующих  субъектов[19]. В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов  и денежных фондов укрупненные подсистемы дифференцируются авторами на более  частные подсистемы (звенья). Звеньями государственной подсистемы выступают  бюджеты, внебюджетные фонды, государственный  кредит. 

Проф. А.И. Балабанов, проф. И.Т. Балабанов, не выделяя региональные финансы в составе общегосударственных, в состав последних включают: бюджет, государственное страхование, государственное  кредитование, внебюджетные фонды[20]. 

В основу построения финансовой системы положены три  основополагающих элемента:  

1) функциональное  назначение, проявляющееся в том,  что каждое звено системы выполняет  свои задачи; например, государственный  бюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями,  населением, обусловленные формированием  и использованием общегосударственного  фонда финансовых ресурсов. Имущественное  и личное страхование - один  из методов создания резервных  фондов для граждан. Финансы  предприятий выражают отношения  по созданию и использованию  денежных фондов, предназначенных  для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;  

2) территориальность  - каждая область, республика имеют  соответствующий аппарат финансовых  и страховых органов;  

3) единство финансовой  системы предопределяется единой  экономической и политической  основой государства. Это обусловливает  единую финансовую политику, проводимую  государством через центральные  финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит  на единых основных законодательных  и нормативных актах. 

Финансовая система  включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система  представлена на рис 1.1.2. 
 
 
 
 

Рис. 1.1.2. Схема финансовой системы 

Поскольку финансы  являются носителем распределительных  отношений, то это распределение  происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств): 

- финансы предприятий,  учреждений, организаций, так как  они обслуживают основное звено  общественного воспроизводства.  Им присуши, с одной стороны,  черты, характеризующие экономическую  природу финансов в целом, а  с другой особенности, обусловленные  функционированием финансов в  разных сферах общественного  производства. Финансы предприятий  представляют собой денежные  отношения, связанные с формированием  и распределением денежных доходов  и накоплений у субъектов хозяйствования  и их использованием на выполнение  обязательств перед финансово-банковской  системой и финансирование затрат  по расширенному производству, социальному  обслуживанию и материальному  стимулированию работающих; 

- страхование, значительная  часть финансовой системы, связанная  с перераспределением денежных  средств, поступающих от юридических  и физических лиц. Такая деятельность  связана с наличием вероятности  наступления внезапных, непредвиденных  и непреодолимых событий, влекущих  за собой нанесение ущерба, который  впоследствии «раскладывается»  между участниками страхования; 

- государственные  финансы, представляющие собой  денежные отношения по поводу  распределения стоимости общественного  продукта и части национального  богатства, связанные с формированием  финансовых ресурсов государства  и его предприятий и использованием  государственных средств на затраты  по расширению производства, удовлетворению  растущих социально-культурных потребностей  членов общества, нужд обороны  страны и управления. 

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих  на коммерческих началах. Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное  и личное страхование, страхование  ответственности, страхование предпринимательских  рисков. В сфере государственных  финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные  и внебюджетные фонды, государственный  кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней  выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия). 

Информация о работе Функционирование бюджетной системы