Формирование рынка производных ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 21:06, дипломная работа

Описание

Актуальность данной дипломной работы обусловлена:
- существующими проблемами в процессе становления и функционирования рынка производных финансовых инструментов,
- значимостью рынка срочных финансовых инструментов в обеспечении устойчивого функционирования отечественной экономики на основе снижения рисков производственной и финансовой деятельности предприятий и финансовых организаций и развития их инвестиционной деятельности,

Содержание

Введение……..…….……………………..……………………………….…5

1. Ключевые концепции российского рынка производных ценных
бумаг…………………………………………..…………………….…..........8
1.1. Инфраструктура, инструменты и механизм функционирования рынка производных ценных бумаг в России.……….……………..………..….8
1.2. Количественные параметры рынка производных ценных бумаг
в России..…………………………………………………..…………......…15
1.3. Система экономических отношений и фундаментальные факторы, определяющие развитие рынка производных ценных бумаг как части финансового рынка России..…………………………….………..…….....19

2. Интегрированный рынок срочных контрактов на фондовые активы и индексы FORTS………………..………………...…………....…25
2.1. FORTS как проект консолидации и развития рынка срочных контрактов на фондовые активы и индексы в России..………...……........…25
2.2. Линейка инструментов FORTS….……………………………………32
2.3. Проблемы функционирования и важнейшие диспропорции рынка FORTS………………………….………….……………………………...…41

3. Предложения и рекомендации по формированию экономически целесообразного поведения инвестора на рынке производных ценных бумаг с учетом перспектив будущего развития рынка ценных бумаг Российской Федерации...………………………………………....47
3.1. Прогноз развития рынка производных ценных бумаг в Российской
Федерации ...…………………………………………………….……….…47
3.2. Перспективы расширения спектра финансовых инструментов на рынке FORTS…………….…………… ………………………………..….51
3.3. Перспективные стратегии инвестирования на рынке производных ценных бумаг в Российской Федерации ..…………….………..………...56

Заключение………….…………………………………………………..…62

Список литературы………… ……………………………………………...67

Работа состоит из  1 файл

ДР.docx

— 414.93 Кб (Скачать документ)

Международные резервы РФ по состоянию на 5 августа 2011 года составили 537,7 миллиарда долларов против 535 миллиардов долларов на 29 июля, сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на Банк России.

Минэкономразвития прогнозирует рост экономики РФ в 2011 году на 4,2 процента при средней цене на нефть Urals $105,0 за баррель и на 3,5 процента в 2012 году при среднем уровне нефтяных котировок в $93 за баррель.

Однако информационное агентство FxHot.ru приводит следующие данные:

Резервы за неделю (08.08.2011-14.08.2011) выросли на 2,7 миллиарда долларов, или на 0,5%. Между тем, Темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) РФ, по предварительным данным Росстата, замедлились во втором квартале 2011 года до 3,4 % с 4,1 % в первом квартале, и аналитики спешат менять прогнозы из-за опасений падения цены на нефть, сообщает агентство Рейтер.

Замедление роста мировой  экономики, опасения новой рецессии в США дают повод ожидать снижение цен на нефть. Аналитики спешат рисовать картину нового мира, когда цена на нефть станет ниже $110 за баррель, и прогнозируют замедление роста ВВП РФ, которая начнет терять источники инвестиций и внутреннего потребления. JP Morgan понизил оценку роста ВВП России в 2011 году до 3,7 процента с 4,5 процента и в 2012 году до 3,5 с 5,0 процента, ожидая падения нефтяных котировок. Morgan Stanley считает, что "как обычно" бизнес можно вести в РФ, пока цена на нефть не опустится ниже $80 за баррель.

Под влиянием последствий  экономического кризиса объем ассигнований Фонда на финансирование общегосударственных проектов был сокращен в 2009 году более чем в два раза (с 113,5 млрд. руб. до 55,9 млрд. руб.). В 2010 году еще на  40% (до 33,5 млрд. руб.). При необходимом объеме финансирования для реализации принятых проектов, имеющих общегосударственное значение, в 2011 году в размере 80 млрд. рублей Минфином России установлен лимит финансирования за счет Инвестфонда в 31,6 млрд. рублей. Таким образом, сумма дефицита финансирования на 2011 год составляет 48,4 млрд. рублей.

С учетом уменьшения лимитов  финансирования были сокращены ассигнования на проекты, к фактической реализации которых их участники не успели приступить. Сроки финансирования других проектов были пересмотрены с переносом сумм, освоение которых планировалось в 2009-2010 годах, на более поздние периоды. С учетом значимости деятельности Инвестфонда для российской экономики, считаем необходимым  его сохранение. Более того, на наш взгляд, при обсуждении речь должна идти не о спекуляциях – нужен или не нужен Фонд, а о том в каком виде он будет существовать и как наполняться. В ходе обсуждения с аппаратом Правительства и федеральными органами исполнительной власти  дальнейших перспектив развития Инвестиционного Фонда выделяем три сценария.

В Приложении № 4 представлен международный рейтинг бирж, котирующих фьючерсы и опционы, составленный ассоциацией FIA на основе суммарного объема торгов срочными контрактами за 1-й квартал 2010 года. Российская РТС занимает 12 место. Самый большой в мире оборот — Корея (KRX), США (CME+CBOT+NYMEX), Германия&Швейцария (EUREX). Максимальный рывок за год — Индия (MCE, NSE), Китай (ZCE, SFE), Бразилия (BM&F).

Лидирующее положение  по объему торгов среди фьючерсов  на отдельные акции российских эмитентов, как видно из рисунка 10, в третьем квартале 2011 г. заняли контракты на акции ОАО «Газпром» (15,06 %), акции Сбербанка России ОАО (13,82 %), акции ОАО «ЛУКОЙЛ» (13,23 %), акции ОАО ГМК Норильский никель (8,36 %), акции ОАО НК Роснефть (6,62 %), ОАО Сургутнефтегаз (4,33 %), ОАО Банк ВТБ (3,89 %),ОАО Уралкалий (3,34 %)

Рисунок 10.  Список акций для расчета Индекса РТС26

Еще одна диспропорция рынка  FORTS - это опережение роста сделок по фьючерсам по сравнению с опционами. Динамика количества сделок по фьючерсам и опционам срочного рынка FORTS показывает явный рост сделок по фьючерсным контрактам по сравнению с опционными контрактами. Фьючерсные контракты являются преобладающими на рынке и составляют до 97% его оборотов. Основными причинами низких объемов торговли опционами являются: чрезмерно высокая концентрация объёмов на конкретном отдельно взятом контракте, нежелание большинства участников рынка работать с относительно сложными финансовыми инструментами; дороговизна использования опционов для страхования ценовых рисков. Эта тенденция не является положительной. Кроме фьючерсных контрактов необходимо развивать рынок опционов. В некоторых случаях они являются более эффективными инструментами для хеджирования по сравнению с фьючерсами.

 

Глава 3

 

Предложения и  рекомендации по формированию экономически целесообразного поведения инвестора на рынке производных ценных бумаг с учетом перспектив будущего развития рынка ценных бумаг РФ

 

3.1. Прогноз развития  рынка производных ценных бумаг  в РФ

Формирование и развитие срочного рынка, является неотъемлемым условием развития национального фондового рынка. В «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р, была поставлена задача создать все условия для того, чтобы к 2020 году Москва превратилась в мировой финансовый центр, не уступающий по спектру и качеству финансовых услуг Лондону и Нью-Йорку.

Качественное повышение  конкурентоспособности российского  финансового рынка и формирование на его основе самостоятельного финансового  центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, условия образования рублевых цен на такие инструменты и соответствующие им активы, а также спрос на них со стороны внутренних и внешних инвесторов должно обеспечить ускорение экономического развития страны.

Решение этой задачи требует  комплексного развития всех сегментов национального финансового рынка, в том числе и рынка срочных финансовых инструментов, поскольку он играет важную роль в становлении экономики России.

Приоритетными задачами развития финансового рынка должны стать27:

- внедрение механизмов, обеспечивающих  широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций,

- создание широких возможностей  для секьюритизации финансовых активов,

- развитие и повышение  эффективности инфраструктуры  финансового рынка,

- совершенствование режима  налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль организаций, налогом на доходы физических лиц и иные меры по совершенствованию налогового законодательства в части совершения операций на финансовых рынках,

- совершенствование правового  регулирования финансового рынка,

- снижение административных  барьеров и упрощение процедур  государственной регистрации выпусков ценных бумаг,

- обеспечение эффективной  системы раскрытия информации  на рынке ценных бумаг,

- развитие и совершенствование  корпоративного управления,

- предупреждение и пресечение  недобросовестной деятельности  на финансовом рынке.

Эти же меры актуальны и  в отношении рынка производных  финансовых инструментов. Решение данных задач должно дать существенное увеличение экономических показателей.

Таблица 13. - Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации28

 

Показатель

01.01.2008

2020

Капитализация публичных компаний, трлн. руб.

32,3

170

Соотношение капитализации к ВВП, в %

97,8

104

Биржевая торговля акциями, трлн. руб.

31,4

240

Соотношение биржевой торговли акциями  к ВВП, в %

95,1

146

Стоимость корпоративных облигаций  в обращении, трлн. руб.

1,2

19

Соотношение стоимости корпоративных  облигаций в обращении к ВВП, в %

3,6

12

Активы инвестиционных фондов, трлн. руб.

0,8

17

Пенсионные накопления и резервы  негосударственных пенсионных фондов, трлн. руб.

0,6

12

Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к ВВП, в %

 

4,2

 

18

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб.

0,7

3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек

0,8

20

Доля иностранных ценных бумаг  в обороте российских бирж, %

0

12


 

Увеличение инструментария срочного рынка является одним из ключевых направлений развития российского  рынка срочных финансовых инструментов. Анализ линейки инструментов срочной секции FORTS и срочного рынка группы ММВБ показывает, что данное расширение происходит (см. рисунок 11). РТС в следующем году способна расширить линейку инструментов до уровня 2008 года (65 фондовых контрактов), а ММВБ - превысить уровень 2008 года (20 контрактов).

Рисунок 11. - Динамика расширения линейки инструментов на срочных рынках FORTS и ММВБ

 

Налоговая база состоит из финансового результата, рассчитанного по следующим категориям финансовых инструментов:

1. Ценные бумаги российских  эмитентов, допущенные к торгам  на ОРЦБ:

- Ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах;

- Паи открытых ПИФов  под управлением российских управляющих компаний.

2. Деривативы, обращающиеся  на организованном рынке:

- Деривативы, конечным базисным  активом которых являются ценные  бумаги и индексы (далее «Фондовые деривативы»).

- Деривативы, конечным базисным  активом которых являются не  ценные бумаги и индексы («не фондовые деривативы»). Например, валюта, металлы, нефть и т.п.

3. Ценные бумаги, не обращающиеся  на организованном рынке ценных  бумаг, включая подкатегорию ценные  бумаги, ранее обращавшиеся на ОРЦБ.

4. Деривативы, не обращающиеся  на организованном рынке (внебиржевые  опционы, форварды).

3.2. Перспективы  расширения спектра финансовых  инструментов на рынке FORTS

В 2011 г. Фондовая биржа РТС отмечает 16 лет с того момента как на площадке начались первые торги российскими ценными бумагами. С 05 июля 1995 года РТС ежедневно открывает торговую сессию для всех участников фондового рынка, предоставляя возможность инвесторам совершать операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Все эти годы Биржа развивалась  и росла вместе с экономикой России. Индекс РТС, расчет которого начался  01 сентября 1995 года, признан международным финансовым сообществом основным индикатором движения экономики России. Глядя на его историю, можно оценить последствия экономических и финансовых тенденций, происходящих в стране в то или иное время.

В настоящее время РТС  находится в числе крупнейших бирж мира по суммарной капитализации торгуемых в ней акций, а рынок фьючерсов и опционов FORTS входит в ТОП-10 мировых биржевых площадок по торговле производными финансовыми инструментами. С 2007 года обращающийся на рынке FORTS фьючерс на Индекс РТС является самым ликвидным инструментом фондового рынка России.

На FORTS представлена самая широкая в России линейка инструментов: 120 фьючерсов и 64 опционов29. Полный список участников рынка фьючерсов и опционов FORTS, приведен в Приложении 1.

Представляется целесообразным расширить линейку срочных контрактов на такие базовые активы, как акции предприятий, связанных с реализаций программ модернизации экономики - нанотехнологии, транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, воздушный транспорт, связь, электроэнергетика и коммунальное хозяйство.

Предпосылками для инвестирования в инфраструктурные активы в России являются:

- Существенно устаревшая инфраструктура, которая не отвечает современным требованиям.

- Рост спроса на услуги инфраструктуры в результате экономического роста.

- Высокая потребность  в финансировании инфраструктуры (например, в сектор железных дорог предполагается инвестировать около 317 млрд. долл. до 2030 года).

- Формирование рынка проектного  финансирования (в настоящее время  находятся в стадии реализации  первые инфраструктурные проекты, финансируемые совместно государством и частными инвесторами).

Подобный механизм уже  давно и активно применяется  во многих странах, и в России данный инструмент позволит привлечь долгосрочное финансирование по разумной цене для реализации наиболее значимых инфраструктурных проектов.

Наибольший интерес для инвесторов представляют фьючерсы и опционы на инфраструктурные облигации, которые могут стать новой возможностью финансирования инфраструктурных проектов в России. Это облигации проектных компаний, обязательства по которым могут гарантироваться Правительством РФ.

     При этом существует очевидная проблема, с решением которой сталкивается любой проект в России: на соответствии валюты проекта с валютой платежей по обслуживанию привлекаемых кредитов.

Безусловно, оптимальным  вариантом финансирования проекта, основной источник доходов которого выражен в рублях, будут кредиты  в рублях. Но в текущей ситуации, когда ликвидность рублевого долгового рынка ограничена и по суммам, и по срокам, для многих инфраструктурных проектов с длительным периодом окупаемости предпочтительнее относительно более дешевые и длинные кредиты в валюте. Подобное решение ведет к появлению риска, связанного с изменением курса валют, когда получаемых проектом средств в рублях будет недостаточно для обслуживания кредитов в валюте. Такие риски неприемлемы ни для кредиторов, ни для заемщиков.

Одним из вариантов покрытия данного риска является хеджирование валютных рисков за счет использования одного из структурных финансовых инструментов, каждый из которых имеет свои сроки, стоимость и структуру, и в каждом отдельном случае вариант хеджирования может сильно отличаться от другого.

Информация о работе Формирование рынка производных ценных бумаг в РФ