Формирование и распределение прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение механизмов формирования и распределения прибыли предприятия, а также выявление резервов увеличения финансовых результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы использования прибыли предприятия 5
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды 5
1.2 Порядок формирования и использования прибыли предприятия 6
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Уржумский СВЗ» 14
3 Формирование и распределение прибыли на предприятия ОАО «Уржумский СВЗ» 20
3.1 Анализ доходов и расходов организации 20
3.2 Формирование прибыли 22
3.3 Распределение и использование прибыли 26
3.4 Контроль за доходами, расходами и финансовыми результатами предприятия 28
4 Проблемы формирования и распределения прибыли и пути их решения 32
Заключение 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 608.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение      Высшего Профессионального Образования                                                Вятский государственный университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики, учета  и финансов

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы организации»

на тему: «Формирование  и распределение прибыли на предприятии»

 

 

 

Выполнил                 студент группы ФК-41

                                                                                      Кузнецова П. А.

Руководитель                               Русских Л. П.

 

 

Киров, 2011

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

            В условиях рыночной экономики финансовые результаты занимают центральное место в деловой жизни хозяйствующих субъектов.  Финансовый результат деятельности коммерческой организации выступает одновременно и как сложная экономическая категория, и как правовой институт, поскольку установление правил и процедур формирования финансового результата возможно только посредством нормативно-правового регулирования.

        Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль.  Результатом хозяйственной деятельности предприятия может быть убыток, отсутствие положительного результата — точка безубыточности или прибыль.

        Прибыль – это конечный результат  работы предприятия, стимулирующий  дальнейшую производственную деятельность  и создающий основу для её  расширения. Это одна из форм чистого дохода, денежное выражение стоимости прибавочного продукта, поступающего в распоряжение предприятия. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.  Прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

        Актуальность изучения особенностей формирования и распределения прибыли на предприятии заключается в том, что это позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия и деятельности в целом.

          Целью курсовой работы является изучение механизмов формирования и распределения прибыли предприятия, а также выявление резервов увеличения финансовых результатов. Для ее раскрытия поставлены следующие задачи:

1. Изучение сущности  прибыли и ее роли в финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

2. Определение  возможных источников получения  прибыли, факторов, влияющих на ее величину и механизма управления прибылью.

3. Рассмотрение  порядка формирования, распределения,  использования прибыли предприятия.

4. Проведение  анализа основных экономических  показателей и финансовых результатов  деятельности предприятия.

5. Прогнозирование и планирование прибыли предприятия на 2012 год.

6. Выявление  резервов увеличения финансовых  результатов предприятия и выработка  рекомендаций по их использованию.

Предметом исследования является формирование и распределение прибыли предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Уржумский СВЗ».

Теоретическую и методологическую основу написания курсовой работы составляют Гражданский кодекс,  Налоговый кодекс, работы отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, финансовая отчетность за 2008-2010 гг.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: экономико-математические, монографический, метод сравнения.

1 Теоретические  основы использования прибыли предприятия

1.1 Экономическая  сущность прибыли и ее виды

 

Одним из важнейших финансовых результатов деятельности предприятия считается прибыль, которая является абсолютным показателем эффективности.

Рост прибыли  создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социальных потребностей персонала предприятия. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.[10]

Прибыль – это  часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. На размер прибыли оказывают влияние не только объем произведенной и реализованной продукции, но и ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как оплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и т.д.[18]

Различают следующие  виды прибыли предприятия:

  1. валовая прибыль;
  2. прибыль от продаж;
  3. прибыль до налогообложения;
  4. чистая прибыль;
  5. нераспределенная прибыль.

Валовая прибыль  – это разность между выручкой (нетто) и себестоимостью реализованной  продукции.

Прибыль от продаж – это разность между валовой  прибылью и суммой управленческих и  коммерческих расходов.

Прибыль до налогообложения – это результат после выплаты процентов кредиторам.

Чистая прибыль  – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после  уплаты всех налогов, экономических  санкций прочих обязательных отчислений, за минусом сумм чрезвычайных доходов и расходов.

Нераспределенная  прибыль – это та часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия после выплаты дивидендов. [20]

В ряде случаев  рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

В процессе анализа  необходимо изучить состав общей  суммы прибыли, ее структуру, динамику и выполнения плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует  учитывать инфляционные факторы  изменения ее суммы. Для этого  выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.[18]

1.2 Порядок  формирования и использования прибыли предприятия

 

Достижение  высоких результатов работы предприятия  предполагает управление процессом  формирования, распределения и использования  прибыли.

Увеличение  объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. [14]

Предприятие, располагающее  средствами и возможностями для  проведения капитальных вложений, реально  увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Поскольку прибыль  от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления  резервов роста всей балансовой прибыли.

Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с  выбытием основных фондов, не оказывали  заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду.

Сокращение  расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки. На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии закупаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.

Прибыль может возрасти в результате увеличения производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции.

Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению стоимости продукции. Выбор путей сокращения текущих издержек производства основывается на анализе структуры себестоимости.

Основное внимание при этом необходимо уделять вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организация учета и контроля за использованием ресурсов. Схема основных направлений поиска резервов увеличения прибыли представлена на рис. 1.


 





 

 

 

Рисунок 1 - Основные направления поиска резервов увеличения прибыли предприятия

 

Основными источниками  резервов увеличения суммы прибыли  являются:

  1. увеличение объема реализации продукции;
  2. снижение себестоимости продукции;
  3. повышение качества и конкурентоспособности товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Увеличение  выручки от реализации предполагает:

  1. увеличение цены на продукцию – это экстенсивный путь;
  2. наращивание объемов производства – либо за счет освоения новых видов продукции, развитие маркетинговой службы, либо за счет снижения цены;
  3. увеличение выручки за счет повышения конкурентоспособности продукции или снижения цены на нее – это интенсивный путь.[21]

Для анализа  использования прибыли учитывают  законодательство о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.[14]

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических  показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия  после выплаты процентов и  налогов, экономических санкций  и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес в ней чистой прибыли, а именно уровня процентного и налогового изъятия прибыли.

В соответствии с законодательством  и учредительными документами организации распределяют чистую прибыль по следующим направлениям использования:

  1. отчисления в резервный фонд;
  2. отчисления в фонд социальной сферы;
  3. на благотворительные и иные цели;
  4. выплата дивидендов.

Использования прибыли предприятия показано на рисунке 2, а структура распределения прибыли в фонды предприятия - на рисунке 3

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              - прочие доходы и расходы



 



 





 



 

 

Рисунок 2 - Схема использования прибыли предприятия

Из рисунка 2 видно, что одна ее часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширения производства, создание резервного капитала и др.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли на предприятии