Формирование и назначение фонда социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение источников формирования и расходования средств ФСС РФ на 2011 год, и плановый период 2012-2013 годов, их анализ РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством в этой области;
изучить показатели расходной части бюджета ФСС РФ на 2011 год, и плановый период 2012-2013 год

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3

1. Экономическая сущность системы социального страхования, характеристика фонда социального страхования РФ------------------------------5

2. Назначение, источники формирования и направления расходования средств Фонда социального страхования-------------------------------------------15

3. Анализ бюджета фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов----------------------------------------------------24

4. Пути развития фонда социального страхования РФ---------------------------37

Заключение---------------------------------------------------------------------------------39

Библиография------------------------------------------------------------------------------41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам 3 курс.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)
 

     Анализ  динамики расходов федерального бюджета  по законопроекту по данному разделу  показывает, что расходы как в  целом по разделу, так и без  учета межбюджетных трансфертов увеличиваются в 2011 году по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год и снижаются в 2012 и 2013 годах по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом снижение составит 3,6 %, в том числе без учета межбюджетных трансфертов - 3,7 %.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту  расходные обязательства по данному  разделу определяются федеральными законами (в том числе конституционными), указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими деятельность органов исполнительной и законодательной власти, судебных органов, а также вопросами, связанными с гарантиями избирательных прав граждан, науки и научно-технической политики, а также международными соглашениями, договорами и конвенциями.

     Расходы федерального бюджета по разделу  «Общегосударственные вопросы» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 69 главных  распорядителей бюджетных средств, в 2012 и 2013 годах - 68. Наиболее крупные из них -Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Российская академия наук, на которые в 2011 году будет приходиться 76 % расходов по данному разделу, в 2012 и 2013 годах - 79 %.

В структуре  раздела основное место занимают расходы по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» и по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» -в 2011 -2013 годах на них приходится по 24 - 25 % объема расходов по данному разделу.

     По  данным отчета об исполнении федерального бюджета за 2009 год (далее - по данным отчета за 2009 год), исполнение расходов федерального бюджета по разделу  «Общегосударственные расходы» составило 853,1 млрд. рублей, что на 79,9 млрд. рублей, или 8,6 %, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее - Федеральный закон № 204-ФЗ (с изменениями), и на 119,6 млрд. рублей, или на 12,3 %, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 год. 

5.1.1. Основными  факторами, влияющими на формирование  объемов бюджетных ассигнований  на обеспечение деятельности  федеральных государственных органов  в 2011 - 2013 годах, являются:

     сохранение условий оплаты труда (денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (за исключением судей Российской Федерации) и федеральных государственных гражданских служащих, действующих в текущем году;

     сокращение  предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных  органов в течение 2011 - 2013 годов  на 20 % с сохранением 50-процентной расчетной  экономии по фонду оплаты труда в  распоряжении соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

     повышение с 2011 года тарифов страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование с 26 % до 34 % фонда оплаты труда (с сохранением тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2 %);

     уменьшение  бюджетных ассигнований на начисления на выплаты по оплате труда по бюджетным учреждениям, в которых средняя заработная плата превышает 415,0 тыс. рублей на одного человека в год;

     корректировка бюджетных ассигнований с учетом изменения прогнозируемого курса  доллара США к рублю. 
 
 
 
 
 

      4. Пути развития фонда социального страхования РФ.                                   

       Госдума утвердила, что бюджет Фонда социального страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Доход в 2011 году составит 458,8 млрд рублей при расходах в 456, 9 млрд. Таким образом, профицит бюджета составит 1,94 млрд. В нынешнем году бюджет ФСС имеет дефицит в 28,3 млрд рублей.

Предполагается, что в дальнейшем профицит Фонда  будет расти: в 2013 году он запланирован в 7, 5 млрд рублей. В отличие от формирования бюджетов двух других внебюджетных фондов - Пенсионного и медицинского страхования - тарифы страховых взносов в ФСС в 2011 году не увеличатся и останутся на уровне 2,9 процента.

     Поэтому для формирования профицитного бюджета  ФСС средства, в частности, предполагалось изыскать, повысив пороги рабочего стажа для установления размера больничных /т.е. фактически сократить выплаты по больничным листам для граждан, имеющих небольшой трудовой стаж/. Однако данная инициатива встретила резкую критику в том числе со стороны профсоюзов.

     В связи с этим комитетом Госдумы  по труду и социальной политике и  правительством был достигнут компромисс - прежние пороги стажа для расчета  больничных выплат были сохранены, а  в федеральном бюджете предусмотрены  почти 11,3 млрд рублей, которые будут компенсировать дефицит ФСС.

     Бюджет  Фонда также предусматривает  индексацию основных выплат, которые  осуществляет ФСС /пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и  т.д./. Так, в 2011 году пособие при рождении ребенка составит 11 703 руб, а в 2012 - 12 405 руб. Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до достижения полутора лет в 2011 году составят 2 195 руб, в 2012 году - 2 327 руб.              

     ФСС РФ вынужден заниматься обеспечением средствами реабилитации инвалидов, путевками  отдельных категорий граждан и др. Основная сложность в том, что за время реформ у государства накопились колоссальные долги перед людьми определенных категорий, и возвращать их приходится в ускоренных темпах, создавая соответствующие базы данных. По мере сокращения долгов и перехода работы ФСС РФ в нормальный режим основной задачей Фонда останется обеспечение населения пособиями по временной нетрудоспособности, в том числе связанной с профессиональными заболеваниями и производственными травмами, с которой он вполне справляется.

     Должно  быть прекращено постепенное превращение  внебюджетных фондов в бюджетные. Доходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального  страхования РФ, Фонда обязательного  медицинского страхования в значительном своем объеме формируются сегодня  за счет средств федерального бюджета. В результате работа фондов усложняется ответственностью за исполнение несвойственных им задач.

     В заключение можно отметить, что для  повышения эффективности бюджетных  расходов необходимо:

- закрепить в бюджетном процессе технологию бюджетирования по результату;

- формализовать  единую систему государственного  финансового контроля с четким  разграничением органов и компетенций  внутреннего и внешнего контроля;

- широко распространить  в практике контрольных органов  аудит эффективности бюджетных расходов и т.д. 
 
 
 

                               Заключение.

     Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

      Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной  уплате в полном объеме страховых  взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

      Приходится  констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений  и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

      Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

      Именно  поэтому необходимо разработать  среднесрочную программу мер (например, на 3 - 5 лет) с целью завершения в  ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).

      Много серьезных вопросов в этой связи  предстоит решить законодателям, и  прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование  законов по социальному страхованию  и обеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

                                     Библиография 

      
  1. Российская  Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  2. Федеральный закон "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 07.08. 2000 г. №122 – ФЗ.
  3. Федеральный закон от 28.12.2010. №432-ФЗ
  4. Федеральный закон от 24.07.1998. «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве».
  5. Федеральный закон от 04.10.2010 «Об исполнении бюджета Фонда Социального страхования РФ» №257-ФЗ.
  6. Фонд социального социального страхования РФ: перспективы развития //Известия.-2010
  7. Парамонова О.Ю. Формировние и использование средств фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения.- 2010.- №6
  8. Финансы./ Под ред. Козловой.2010
  9. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. 2009
  10. Финансовая система и экономика/под ред.В. В. Нестерова, Н.С. Желтова. – М.: Финансы и Статистика, 2010
  11. Интернет-сайт ФСС: www.fss.ru
  12. Интернет-сайт Счетной палаты: www.wach.gov.ru

Информация о работе Формирование и назначение фонда социального страхования РФ