Финансы НКО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:13, лекция

Описание

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Работа состоит из  1 файл

финансы НКО.docx

— 78.68 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1. Звенья финансовой системы  рф. Нко и их роль в социальном развитии страны

Структура финансовой системы, сложившейся  в Российской Федерации в результате рыночных

преобразований 90-х гг., и система  государственных финансовых органов  представлены на рис.1.

Финансовая система российской федерации

Разграничение финансовой системы  на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями  функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и  использования фондов денежных средств  и, следовательно, особой ролью в  финансовой системе.

Краткую характеристику и роль отдельных  структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже.

Общегосударственные финансы

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный  бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный  кредит, государственный фонд страхования.

Бюджетная система России - это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.

Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.

Следующим звеном общегосударственных  финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы.

Внебюджетные фонды имеют целевое  назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Наряду  с государственными внебюджетными  фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Финансы предприятий являются одним  из важных звеньев финансовой системы  Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

Финансы предприятий

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая  в ней определяющее положение. В  этом звене финансовой системы формируются  финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Кредитно-банковская система

Кредитно-банковская система - это  совокупность банков и иных кредитных  организаций, осуществляющих кредитные  отношения.

Объективная необходимость существования  кредитных отношений в государстве  обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

Система государственных финансовых учреждений

Система государственных финансовых органов. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и  исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Президент Российской Федерации как  глава государства обеспечивает в области финансов согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика.

Согласно Конституции РФ (ст.94, 95) высшим представительным и законодательным  органом власти в стране является Федеральное собрание, состоящее  из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

Фондовый рынок

Среди звеньев финансово-кредитной  системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное  звено, так как фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания  капитала в отрасли с высоким  уровнем дохода. Фондовый рынок, как  и кредитное звено, служит для  мобилизации и эффективного использования  временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового  рынка рассчитывают на получение  более высокого дохода по сравнению  с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного  дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят  от видов ценных бумаг, в которые  они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Каждое звено финансовой системы  в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нём финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например, имущественное страхование, появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Роль некоммерческого сектора  в экономическом развитии России

Российский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической  жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют  высокие темпы роста выпуска  продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного  на безвозмездных поступлениях от юридических  и физических лиц. Однако потенциал  российского некоммерческого сектора  остается существенно не раскрытым. НКО практически не включены систему  предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для  населения.

Сильный некоммерческий сектор ―  важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения  жизненного уровня населения и, в  конечном счете, устойчивого развития страны.

Некоммерческие организации создаются  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целей, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов  граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческий сектор эффективно оказывает услуги населению, он отличается не только способностью оперативно реагировать  на нужды различных социально-демографических  групп, новые социальные вызовы и  проблемы, но и низкими административными  издержками, способностью привлекать добровольцев. Деятельность НКО помогает улучшить показатели уровня образования  и здоровья нации, что, согласно современным  исследованиям, увеличивает эффективность  экономики и обеспечивает более  высокие темпы экономического роста.

Некоммерческий сектор – это  источник социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и  информационные технологии, современные  методы социальной работы были впервые  внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т.п.).

Некоммерческий сектор обеспечивает занятость и населения. Он  более  активен в вовлечении в экономическую  деятельность социально уязвимой части  населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших  возрастов и т.п.).

НКО играют важную роль в развитии демократии. Они представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности для участия в процессе выработки и принятия решений, формируют общественное мнение. Это в свою очередь способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. НКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы.

Некоммерческий сектор – это  организационная основа гражданского общества.

Вопрос 2. Понятие финансов НКО

  1.2 Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения  внешних источников финансирования со стороны государства, населения  и частного сектора.

Источники финансирования НКО делятся  на три группы:

•                     привлеченные,

•                     государственные,

•                     собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся  благотворительные,   спонсорские  средства, гранты фондов, членские взносы и др.  Государственное финансирование объединяет  прямые и косвенные  субсидии государства. Собственные  средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Образование некоммерческих организаций  в том виде, в котором мы видим  их сегодня в России, началось в  начале 90-х годов XX века. Общие нормы  деятельности некоммерческих организаций  были определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Законы о некоммерческих и благотворительных организациях, принятые несколько позже расширили  виды их организации и развили  принципы их деятельности. В налоговом  законодательстве стало учитываться  появление новой формы организации. В то же самое время, на практике система бухгалтерского учёта в  некоммерческих организациях практически  не развивалась.

В последнее  время стали публиковать, издавать и предлагать огромное количество всевозможных, а порой и взаимоисключающих  вариантов по отражению тех или  иных хозяйственных операций в финансовом учёте некоммерческих организаций. Однако, в то же время начала становиться необходимой выработка целостной системы финансового учета в некоммерческих организациях, которая бы охватывала все стороны их деятельности от формирования отчетности до определённых хозяйственных операций.

В настоящее  время сложилось два различающихся  по концепции подхода к построению системы учета в некоммерческих организациях:

- аналогично  непроизводственной сфере коммерческих  предприятий;

- аналогично  бюджетным организациям.

Главнейшим  направлением финансового учёта  некоммерческой деятельности является, с одной стороны, учёт целевых  поступлений и целевых расходов, с другой - отражение в учёте  состояния и движения имущества, рассматриваемого как следствие выполнения сметы. При всём этом, целевые поступления должны соответствовать целевым расходам - в некоммерческой деятельности отсутствует понятие прибыли. В действительности вышесказанное вовсе не означает, что все целевые средства в некоммерческой организации по состоянию на конец определённого периода должны быть израсходованы. Напротив, вполне вероятна ситуация расчёта целевых программ на ряд лет. Именно тогда и расходование целевых средств будет осуществляться в течение всего срока реализации программы. Иногда имеет место быть иной вариант: средства, полученные на программу, не реализуют её полностью. В этом случае часть расходов покрывается в течение следующих финансовых периодов.

Информация о работе Финансы НКО