Финансы и кредит

Автор работы: Анюта Лысова, 29 Июля 2010 в 01:22, курсовая работа

Описание

Коммерческий кредит - это одна из самых первых форм кредитных отношений в экономике, которая породила вексельное обращение и активно способствовало развитию безналичного денежного оборота, которая находит свое практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в формах реализации услуг и продукции с отсрочкой платежей. Основной целью данной формы кредитования является ускорение процесса реализации товаров и услуг, а также для извлечения прибыли, заложенной в них.
Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу. Он связан с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договорами может предусматриваться предоставление коммерческого кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не установлено законом.
Необходимость использования коммерческого кредита обусловлена следующими причинами:
ограниченная платежеспособность мелких и средних организаций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОММЕРЧЕСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность и основные виды и формы коммерческого кредита
1.2 Значение и роль коммерческого кредита в деятельности российских компаний
2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ООО «РОССАЛЬЯНС»
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Россальянс»
2.2 Оценка влияние коммерческого кредитования на финансовое положение ООО «Россальянс»
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Совершенствование методов коммерческого кредитования
3.2 Пути улучшения условий коммерческого кредита для ООО «Россальянс» и системы управления расчетов с контрагентами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Фин.и кред.Курсовая.docx

— 179.62 Кб (Скачать документ)
 

     Это отразилось на удельном весе показателя следующим образом, он вырос с 10,41 до 10,56%.

     В целом же на оборотные активы предприятия  приходиться по итогам за 2009 год 24,44%, таким образом, дебиторская задолженность в 2009 году составляет 43% от общей величины оборотных средств предприятия.

     О составе и структуре дебиторской  задолженности можно судить по данным таблицы (5).

     Как видно из таблицы, дебиторская задолженность  в основном представлена коммерческим кредитом (задолженностью покупателей и заказчиков), причем в динамике удельный вес, только вырос и составил в 2009 году 87,4%. 

     Таблица 5

     Состав  и структура дебиторской задолженности  ООО «Россальянс»

     
Наименование  показателей Значение, тыс. руб. Структура, %
2007 2008 2009 2007 2008 2009
Дебиторская задолженность 2409 2534 2627 100 100 100
в том числе            
покупатели  и заказчики 1980 2098 2296 82,19 82,79 87,40
прочие  дебиторы и кредиторы 429 436 331 17,81 17,21 12,60
 

     Необходимо  отметить, что величина коммерческого  кредита, сроки его предоставления самым непосредственным образом  отражаются на финансовом положении  предприятия. Отвлечение средств в  дебиторскую задолженность негативным образом отражается на деловой активности предприятия, а размер кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам (коммерческий кредит) отражается на структуре источников имущества.

     Необходим подход, который бы обеспечивал с  одной стороны оптимальный размер коммерческого кредита для покупателей, что в свою очередь будет способствовать своевременному погашению коммерческого кредита выданного предприятию.

     В заключение рассматриваемого вопроса можно отметить следующее, на предприятии, как в отношении покупателей (заказчиков), так и в отношении поставщиков (подрядчиков) применяются следующие формы коммерческого кредита: кредит в форме аванса покупателю и коммерческий кредит по открытому счету.

 

     3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА  КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА  ПРЕДПРИЯТИИ

     3.1 Совершенствование методов коммерческого кредитования

 

     Рассмотрим  возможности совершенствование  коммерческого кредитования в том случае, когда кредитором выступаем сама организация ООО «Россальянс». В этом случае целесообразным является разработка кредитной политики предприятия.

     Вырабатывая политику кредитования покупателей  своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

  • срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
  • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
  • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
  • система предоставляемых скидок.

     Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

     Формирование  кредитной политики по отношению  к покупателям осуществляется по следующим основным этапам (рисунок 5). 

     

     Рис.5 Формирование кредитной политики ООО «Россальянс» 

     Анализ  дебиторской задолженности должен включать в себя динамику и структуру  дебиторской задолженности, а также  показатели оборачиваемости.

     В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

     В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

     Определяя тип кредитной политики, следует  иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

     Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность по коммерческому  кредиту.

     При расчете этой суммы необходимо учитывать:

  • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
  • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
  • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
  • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

     Расчет  необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

     Идз = Орк * Кс:ц * (ППКср + ПРср) / 360,   (1)

     где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

     Орк - планируемый объем реализации продукции в кредит;

     Кс:ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

     ППКср - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

     ПРср - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

     Если  финансовые возможности организации  не позволяют инвестировать расчетную  сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

     Рассмотрим  теперь процесс формирования системы  кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период);
  • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

     Срок  предоставления кредита (кредитный  период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

     Размер  предоставляемого кредита (кредитный  лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите - средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

     Стоимость предоставления кредита характеризуется  системой ценовых скидок при осуществлении  немедленных расчетов за приобретенную  продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

     ПСк = ЦСн * 360 / СПк,      (2)

     где ПСк - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

     ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию в %;

     СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

     Устанавливая  стоимость коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

     Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

     Формирование  системы стандартов оценки покупателей  включает следующие основные элементы:

Информация о работе Финансы и кредит