Централизованные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:09, лекция

Описание

Государственный бюджет появляется одновременно с возникновением государства. Формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства. Росту общественных потребностей способствовали два обстоятельства: 1) увеличение населения; 2) расширение хозяйственных взаимоотношений между людьми, вызванное растущим общественным и международным разделением труда.

Работа состоит из  1 файл

часть 3 Централизованные финансы.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Средства Фонда направляются на:

  • выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;
  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, на погребение);
  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;
  • выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
  • оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам;
  • выплату взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением Фонду выплаченных сумм нанимателем;
  • финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • формирование резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
  • финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;
  • финансирование иных выплат в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование выплат, установленных законодательством о государственном социальном страховании.

Бюджет Фонда на очередной  финансовый год составляется центральным  аппаратом Фонда, рассматривается правлением Фонда и вносится в установленном порядке на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь.

Отчет об исполнении бюджета  Фонда рассматривается правлением Фонда и вносится в установленном порядке на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь. Бюджеты областных, Минского городского управлений Фонда составляются этими управлениями и утверждаются управляющим Фондом.

  1. Государственный долг, его виды

Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Внешние государственные займы – государственные займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внутренние государственные займы – государственные займы, привлекаемые от резидентов Республики Беларусь.

Право осуществлять государственные  заимствования принадлежит Президенту, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь. Правительство и Президент Республики Беларусь осуществляют государственные заимствования от имени Республики Беларусь.

Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов. Привлечение внешних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь. Порядок привлечения внешних государственных займов устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Государственные заимствования  осуществляются в пределах лимитов  внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Объем государственных  заимствований не должен превышать  объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.

При подготовке предложений  по выбору кредитора, срока, валюты и  других условий государственного заимствования Министерство финансов должно исходить из экономии бюджетных средств и эффективности их использования.

Поступление в республиканский  бюджет средств от государственных заимствований, кроме займов, привлеченных резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов  местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.

Обслуживание  и погашение государственного долга  Республики Беларусь

Республика Беларусь несет безусловные обязательства  по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Под погашением государственного долга Республики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Обслуживание и погашение  внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления и кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, осуществляются Министерством финансов за счет средств республиканского бюджета.

Обслуживание и погашение  кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств. В случае неисполнения заемщиком обязательств платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Обслуживание и погашение  долга органов местного управления и самоуправления, кроме кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами за счет средств соответствующих местных бюджетов.

 

Формы долговых обязательств Республики Беларусь

Долговые обязательства  Республики Беларусь могут существовать в формах:

1. Кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

2. Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

Государственными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов от имени Республики Беларусь. Порядок привлечения внутренних государственных займов посредством выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг утверждается Правительством Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

3. Договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;

Гарантии Правительства  Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и внешним государственным займам предоставляются резидентам Республики Беларусь на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Гарантии Правительства  Республики Беларусь не предоставляются  по займам (кредитам) резидентов Республики Беларусь, имеющих задолженность по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, не выполнивших своих обязательств по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также не выполнивших своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетным ссудам, бюджетным займам либо выполнивших указанные обязательства за счет бюджетных средств.

В случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату кредита и предъявления банком в установленном порядке требований к Правительству Республики Беларусь об исполнении выданной им гарантии Правительство Республики Беларусь в установленном порядке производит платежи по гарантии.

Порядок предоставления и исполнения гарантий Правительства  Республики Беларусь, а также возмещения в бюджет расходов, понесенных Правительством Республики Беларусь при исполнении обязательств гаранта, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

4. займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

Бюджетный заем, бюджетная  ссуда могут предоставляться  за счет средств республиканского бюджета, областных бюджетов, бюджетов г. Минска, районов и городов областного подчинения. Порядок предоставления бюджетного займа, бюджетной ссуды за счет средств республиканского бюджета и порядок их возврата в республиканский бюджет устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

5. договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

6. договоров о получении бюджетных кредитов.

Долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до одного года) и долгосрочными (свыше одного года).

  1.  Методы управления государственным долгом

Управление государственным  долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства  по оптимизации его структуры  и стоимости обслуживания.

Управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь. Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

Методы управления государственный  долгом:

  1. Под реструктуризацией государственного долга Республики Беларусь понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь.
  2. лимитирование. Лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.
  3. Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотношению) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.
  4. Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов.
  5. Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией.
  6. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка погашения отличается от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.
  7. Аннулирование государственного долга — отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена политической власти. Однако следует помнить, что внешние долги государства не списываются.

Информация о работе Централизованные финансы