Централизованные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:09, лекция

Описание

Государственный бюджет появляется одновременно с возникновением государства. Формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства. Росту общественных потребностей способствовали два обстоятельства: 1) увеличение населения; 2) расширение хозяйственных взаимоотношений между людьми, вызванное растущим общественным и международным разделением труда.

Работа состоит из  1 файл

часть 3 Централизованные финансы.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Централизованные финансы

  1. Сущность и значение государственного бюджета

Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства

Государственный бюджет появляется одновременно с возникновением государства. Формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства. Росту общественных потребностей способствовали два обстоятельства: 1) увеличение населения; 2) расширение хозяйственных взаимоотношений между людьми, вызванное растущим общественным и международным разделением труда. Таким образом, организация деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных финансовых ресурсов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.

Государственный бюджет по своей внешней форме  является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансов. Через госбюджет перераспределяется примерно половина национального дохода денежных доходов многих стран.

Государственный бюджет формируется в общей системе  финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов  и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством на текущий период, платежи и ассигнования из бюджета.

Бюджетные отношения  представляют собой специфическую  сферу финансовых отношений. Бюджет как совокупность финансовых, денежных отношений выделяется из общей системы финансовых отношений следующими признаками:

  • бюджетные отношения имеют денежную суть и носят вторичный, перераспределительный характер, т.к. сопровождаются движением финансовых ресурсов, полученных в результате перераспределения доходов путем изъятия налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий;
  • сфере действия ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
  • основным участником бюджетных отношений выступает государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их. Вторым субъектом отношений выступают предприятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством;
  • безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования.

Бюджет, как  экономическая категория выполняет  следующие функции:

  • экономическая – обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов, субсидирование предприятий и производств;
  • распределительная – инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли и стимулируются другие, Во многих странах мира бюджет – инструмент поддержки слабых районов;
  • социальная – государство обеспечивает бесплатное образование, лечение; бюджет является инструментом поддержки малоимущих граждан;
  • политическая – обеспечивает финансирование государственных и правоохранительных органов власти, армии.

Особенностью  бюджетов стран рыночной экономики  является то, что доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов. В целом при формировании бюджета, изъятии доходов, направлении расходов государством регулируются экономические и социальные процессы. С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы в целях сглаживания отрицательных последствий стихийных рыночных сил, финансируют государственные программы развития производственной и социальной инфраструктуры, осуществляет поддержку фермерских хозяйств, малых фирм и другое.

Несмотря  на развитие в условиях рынка платных  социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета в основном финансируется начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных, культурные и другие социальные программы.

  1. Бюджетная система и бюджетное устройство Республики Беларусь

Бюджетная система  занимает важное место в финансово-кредитной  системе государства. Под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней, которая основывается на экономических отношениях и правовых нормах. Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь;

Организация и принципы построения бюджетной  системы представляют собой бюджетное устройство. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и политикой в бюджетной сфере. Количество звеньев бюджетной системы зависит от административно-территориального деления страны, уровня развития экономики и ее структурных элементов. Различают два вида государственных и бюджетных устройств: унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Республика Беларусь, Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) два звена управления: центральное и  местное; в федеративных государствах (Российская Федерация, США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) – три: центральное, членов федерации и местное.

Достоинство унитарной бюджетной системы - высокая степень контроля бюджетных потоков, среди очевидных недостатков - ущемление бюджетной инициативы местных органов власти.

Достоинством  федеративной бюджетной системы  является распределение полномочий между различными уровнями государственной власти и управления, недостатком - размывание ответственности за использование бюджетных средств.

В бюджетную систему  Республики Беларусь как самостоятельные  части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся на:

- бюджеты первичного  уровня (сельские, поселковые, городские  (городов районного подчинения));

- бюджеты базового  уровня (районные и городские  (городов областного подчинения));

- бюджеты областного  уровня (областные бюджеты и бюджет  г. Минска).

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов  районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных  бюджетов районов, бюджетов городов  областного подчинения, расположенных  на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (далее – внебюджетные средства) бюджетных организаций.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

    • единства;
    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
    • сбалансированности бюджетов;
    • гласности;
    • самостоятельности бюджетов;
    • эффективности использования бюджетных средств;
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • достоверности бюджетов;
    • адресности и целевого назначения бюджетных средств;
    • ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

    • расходов государственных целевых бюджетных фондов;
    • целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
    • государственных займов;
    • добровольных взносов;
    • средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
    • средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
    • средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;
    • иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Правовая форма  республиканского бюджета и местных  бюджетов.

Республиканский бюджет утверждается законом, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов.

  1. Организация бюджетного процесса в Республике Беларусь

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность государственных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс  включает следующие этапы:

  • составление проекта бюджета;
  • рассмотрение и утверждение проекта бюджета законодательными органами;
  • исполнение бюджета;
  • составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Все этапы  бюджетного процесса регулируются правовыми  нормами и предписаниями.

В Республике Беларусь бюджет разрабатывается и  утверждается на один финансовый год. Финансовый (бюджетный) год - это период, в течение которого реализуется централизованный фонд государства. Его начало может не совпадать с началом календарного года и зависеть от политических преобразований или национальных особенностей. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года, а счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц. В течение льготного периода завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год. В некоторых странах финансовый год не совпадает с календарным: в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля; в Италии, Норвегии, Швеции -1 июля.

Информация о работе Централизованные финансы