Централизованные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:09, лекция

Описание

Государственный бюджет появляется одновременно с возникновением государства. Формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства. Росту общественных потребностей способствовали два обстоятельства: 1) увеличение населения; 2) расширение хозяйственных взаимоотношений между людьми, вызванное растущим общественным и международным разделением труда.

Работа состоит из  1 файл

часть 3 Централизованные финансы.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Безвозмездные поступления  в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются.

  1. Расходы Республиканского бюджета и местных бюджетов

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы бюджета могут быть текущими и капитальными.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

Капитальные расходы  бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Согласно  бюджетной классификации доходы классифицируются по функциональному назначению, по ведомственному расходованию бюджетных средств, по бюджетным программам.

Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию. (приложение 4)

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.

Формирование расходов бюджета основывается на государственных  минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Предоставление средств  из бюджета осуществляется в следующих  формах:

  • расходы на функционирование бюджетных организаций;
  • бюджетные трансферты населению;
  • субсидии организациям и физическим лицам;
  • бюджетные трансферты за границу;
  • межбюджетные трансферты;
  • расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
  • бюджетные ссуды, бюджетные займы;
  • бюджетные кредиты;
  • расходы на обслуживание долговых обязательств;
  • другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
  1. Сущность бюджетного дефицита и основные методы его покрытия

Дефицит государственного бюджета - это превышение государственных  расходов над государственными доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита относятся:

    • рост государственных расходов;
    • чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);
    • экономический кризис.

Опасно ли наличие бюджетного дефицита для  экономики страны? По этому вопросу нет однозначной точки зрения. Если дефицит вызван государственными инвестициями в производственную сферу, он не является опасным. В будущем эти инвестиции принесут доходы. Если причина дефицита - рост текущих расходов (оплата товаров и услуг, заработная плата, социальные расходы), это может привести к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. В настоящее время бюджетный дефицит существует в большинстве развитых стран.

Показателями уровня дефицита бюджета являются:

    • удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП;
    • удельный вес дефицита государственного бюджета в объеме расходной части бюджета.

Финансовое  положение страны считается нормальным, если дефицит не превышает 2 - 3% ВВП или 8 -10% расходной части бюджета.

Дефицит государственного бюджета можно финансировать как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся:

  • источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь (кредиты Национального банка Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета, государственные ценные бумаги, приобретенные Национальным банком Республики Беларусь непосредственно у Правительства Республики Беларусь);
  • источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц (государственные краткосрочные облигации, государственные долгосрочные облигации, векселя Правительства Республики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги);
  • источники, получаемые из других секторов государственного управления (заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, бюджетные ссуды, бюджетные займы, полученные из других бюджетов);
  • прочие источники внутреннего финансирования;
  • источники от операций с принадлежащим государству имуществом;
  • операции по средствам в иностранной валюте (разница, образовавшаяся при изменении курса иностранной валюты, операции по купле-продаже иностранной валюты);
  • изменение остатков средств бюджета.

К внешним  источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

  • кредиты международных финансовых организаций; « кредиты правительств иностранных государств;
  • государственные ценные бумаги Республики Беларусь, вы 
    пущенные на внешних финансовых рынках;
  • прочие источники внешнего финансирования.

Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются Законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый год.

Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

    • укрепление доходной базы бюджета;
    • оптимизация расходов;
    • реформирование бюджетного процесса.
  1. Целевые бюджетные фонды

Государственные бюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению; являются составной частью государственных финансовых средств.

Существование внебюджетные и целевых бюджетных фондов вызвано  необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения целевого использования средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития. Они могут создаваться для решения конкретных задач или осуществления государственных программ. Целевые бюджетные фонды входят в состав государственного бюджета. Средства бюджетных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

Бюджетные и внебюджетные фонды формируются за счет строго определенных источников, а направления расходования обуславливаются их назначением. Порядок формирования и использования фондов определяется законодательством. Количество и состав фондов может изменяться и зависит от финансовой политики государства.

Бюджет Беларуси в 2012 г. содержит целевые бюджетные фонды:

    1. фонд национального развития

Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь. 

Источниками формирования указанного фонда являются часть  прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь, а также по решению Президента Республики Беларусь.

    1. инновационные фонды (республиканского и местных бюджетов).

Инновационные фонды образуются за счет отчислений в размере не более 0,25% от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг). Для ряда распорядителей средств законом о бюджете установлены повышенные размеры отчислений (для Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Государственного комитета по авиации Республики Беларусь - не более 19%; Министерства финансов Республики Беларусь - не более 10%; Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси - не более 5%; Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь - не более 4,5% и ряда других).

Направления и цели использования средств инновационных фондов утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Они направляются на:

• финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;

• выполнение работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, ориентированных на реализацию приоритетных межотраслевых и отраслевых научно-технических направлений;

• создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;

• финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь;

• проведение маркетинговых исследований, работ в области 
стандартизации и сертификации продукции и т.д.

Ежегодно утверждаются нормативы направления средств  инновационных фондов на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции.

  1. Фонд социальной защиты населения

В настоящее время  в нашей стране только один фонд сохранил статус внебюджетного фонда - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты (пункт 1 в ред. постановления Совмина от 05.12.2001 г. N 1751).

Денежные средства Фонда  являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в банках. Имущество закрепляется за Фондом на праве оперативного управления (часть 2 пункта 2 введена постановлением Совмина от 05.12.2001 N 1751).

В своей деятельности Фонд руководствуется актами законодательства Республики Беларусь.

Для обеспечения деятельности Фонда создается его центральный  аппарат, а также аппараты местных  органов Фонда - областные, Минское  городское управления и их городские, районные и районные в городах отделы.

Фонд, его областные, Минское  городское управления являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том числе валютные, а также  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим  наименованием.

Обеспечение деятельности Фонда производится в пределах средств  на его содержание, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь. 

Средства Фонда образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств Фонда;
  • средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";
  • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;
  • средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;
  • других поступлений.

Плательщиками обязательных страховых взносов в ФСЗН являются:

- работодатели – юридические  лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории республики Беларусь), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по договорам;

- работающие граждане  – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по договорам;

- физические лица, самостоятельно  уплачивающие обязательные страховые  взносы, - индивидуальные предприниматели  и  творческие работники.

Информация о работе Централизованные финансы